Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Водоемы родного края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тайшихина Ольга Михайловна

Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока: «Водоёмы родного края»

Самодержавная царица,

Для всех бесценная всегда,

Ты несравнимая с Жар-птицей,

Её величество – Вода.

Предмет: окружающий мир,  УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Класс: 4.

Тема урока: «Водоёмы родного края».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- способствовать воспитанию экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде, приобщать школьников к выявлению и решению местных экологических проблем на примере охраны водоёмов родного края;

- организовывать деятельность по изучению и закреплению знаний о водоёмах родного края (уметь различать водоёмы естественные и искусственные; значение водоёмов в природе), способах их охраны;

- обеспечить развитие у учащихся умения подбирать материал по заданной теме и преподносить его слушателям.


Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами. Хорошего вам настроения и успехов на сегодняшнем уроке.

Самодержавная царица,

Для всех бесценная всегда,

Ты несравнимая с Жар-птицей,

Её величество – Вода. (СЛАЙД 2)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Анализируют эпиграф к уроку.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний.

Цель:

а) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода!

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это только вода.

- Какие водоёмы упоминались в стихотворении? (море, океан, пруд)

- Какие водоёмы вы ещё знаете? (озеро, река, ручей, ключ, родник, канал)

- На какие две группы можно разделить водоёмы?  Какая между ними разница? (естественные - создала природа, а  искусственные - человек)

- А какой из этих водоёмов самый большой? (Мировой океан)

- Какой водоём нашей республики известен во всём мире? (Байкал)  

- А чем знаменито это озеро? (Самое старейшее – ему около 25 млн лет; самое глубокое – 1637м; самое большое пресное озеро –длина 636 км, это немного меньше, чем расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга, ширина в некоторых местах достигает 79 км; 5 часть всей пресной воды планеты – это воды Байкала, всем рекам земного шара пришлось бы трудиться 230 дней, чтобы заполнить впадину озера) (СЛАЙДЫ 3 - 6)

Организует  проверку домашнего задания с помощью блиц - опроса, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выводит ответы на вопросы с помощью проектора на экран.

Слушают отрывок из стихотворения и дают ответы на поставленные вопросы

 Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Познавательные:

развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

 

3

Постановка учебной задачи.

Цель:

а) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

б) Согласовать цель и тему урока.

  - Мы ещё очень многое могли бы рассказать о нашем чудо – озере, но кроме всемирно известного озера Байкал, территория Бурятии богата и другими, менее известными, но интересными озёрами, которых насчитывается более 400. Это пресные озёра, богатые рыбой. Из 400 озёр 19 взяты под охрану, как имеющие необычное происхождение, отличающиеся особой живописностью, выполняющие как рекреационные функции, т.е. для купания, отдыха, любительского лова рыбы, так и функции водоснабжения и водоохранные функции. В число этих озёр вошли и озёра нашего района – Щучье и Сульфатное. А какие ещё водоёмы нашей местности вам известны? (озёра Гусиное, Щучье, Сульфатное, Карасёвое, Окунёвое, Бармашовое, Камышовое, Круглое, Чёрное, Евлашкино, реки Селенга, Убукун, лечебный источник Агсуурга).

- А так ли хорошо мы знаем эти водоёмы,  историю их появления, возникновения их названий? Хотите ли вы поближе познакомиться с ними? Так давайте сформулируем задачу нашего урока (Узнать о водоёмах нашей местности, подумать как мы можем им помочь).

- Готовясь к сегодняшнему уроку мы с вами начали работу над проектом «Водоёмы родного края», конечным итогом которой будет выпуск газеты, в которой мы отобразим результаты нашей работы. Вами проведена большая исследовательская работа по отбору материала о местных водоёмах. Результат её вы представите сегодня нам.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4

Введение в тему

Цель:

а) Уточнить и расширить знания учащихся о водоемах Селенгинского района.

б) Проверить знания

Я предлагаю начать знакомство с самым большим водоёмом не только Селенгинского района, но и всего Забайкалья – это Гусиное озеро. О нём расскажут Лиза и Денис (выступления детей)

- А кто знает, почему это озеро так называется?        

- А вот у Баярмы такие сведения. (выступление) (СЛАЙДЫ 7 -10)

- В живописной местности у подножия Хамбинского хребта в Загустайской долине расположено озеро с удивительно прозрачной водой – Щучье. Самое любимое место отдыха многих жителей республики. Об этом озере нам расскажут Маша и Максим (выступление) (СЛАЙДЫ 11 - 14)

- Недалеко от нашего села расположено озеро, которое своё название получило от того, что его вода солёная. Его так и зовут – Солёное озеро, хотя у него есть и другое название – Сульфатное. Почему? Об этом расскажет Алдар. (выступление). (СЛАЙДЫ 15 - 16)

- Хотя мы с вами и любим отдыхать на берегу Щучьего озера, но есть среди нас и такие, которые предпочитают отдых и рыбалку на берегах самой многоводной реки Бурятии – Селенги. О ней расскажут Ваня и Артем.

( выступление). (СЛАЙДЫ 17 - 19)

- Наш разговор о водоёмах был бы неполный, если бы мы не назвали ещё один из них. Это  река Убукун, на берегу которой стоит наше село. О ней расскажет Никита. (выступление) (СЛАЙДЫ 20 - 21)

- В 2-х км западнее села Ягодное у подножия юго-восточного склона хребта Солдатского находится лечебный источник Агсуурга. Он внесён в список особо охраняемых объектов природы. Источник холодный, минеральный, его воды весьма ценны в лечебном отношении. В 1962 году колхоз им. Ленина построил здесь здравницу, где отдыхают и поправляют своё здоровье загустайцы. Здесь царит особая атмосфера тишины и покоя, кристально чистая и  вкусная вода, лесной воздух всё исцеляет человека. (СЛАЙД 22). А еще в окрестностях села находятся два небольших, но с необычными названиями озера Евлашкино и Черное. О них лучше всего знает Саша, который живет в Ягодном. И он готов поделиться с нами своими впечатлениями. (выступление) (СЛАЙД 23)

- Вот какие сведения о водоёмах родного края приготовили ребята. Вы все их внимательно прослушали, а хотите проверить,  насколько вы были внимательны? На столах у вас лежит кроссворд, который нужно разгадать. Задания под №1.

- Контроль (проверка выполнения задания - нахождение ключевого слова Бурятия) (СЛАЙДЫ 24 - 25)

Координирует работу учащихся.

Выводит основные сведения  на с помощью проектора на экран.

Организует  проверку с помощью кроссворда, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выводит ответы на вопросы с помощью проектора на экран.

Презентация мини- проектов по водоемам Селенгинского района (выступления с сообщениями).

Отгадывают кроссворд.

Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.

Читают получившееся слово – Бурятия.

Познавательные:

формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Регулятивные:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

5

Обобщение

Цель:

Показать значение воды для живых организмов. Выявить местные экологические проблемы и пути их решения.

а) Беседа. (СЛАЙДЫ 26 - 29)

 - Вода – одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование человека. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озёр и морей. Вода питает, лечит, охлаждает в жаркий день, успокаивает, снимает усталость, даёт отдых. Но человек не всегда дорожит этим богатством, а иногда самым настоящим образом вредит.

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И, как будто бы назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,

Веселились как могли. Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

- Вам знакома эта картина? Как бы вы поступили, если бы это были знакомые?

- Какие ещё источники загрязняют нашу речку? (мытьё машин и велосипедов, выпас скота, кострища, рубка кустарников и деревьев вдоль берега, мусор в реке)

 - Ваши старшие братья и сёстры участвуют в охране природы, водоёмов. Они являются членами этно-экологического центра «Тоеон», который регулярно проводит акции: « Посади дерево», «Чистая вода», «Помоги птицам», «Ёлочка». Совместно с преподавателями БГУ проводили исследования воды в наших водоёмах, по результатам  которых были даны рекомендации для жителей села. Школьники пытаются решить проблемы Щучьего озера, проводят разъяснительную работу среди отдыхающих, изготовляют информационные щиты, плакаты,  которые расставляют по берегу озера, участвуют в антимусорных кампаниях.

- А какую помощь старшеклассникам можете оказать вы? Что можете сделать для нашей Убукунки? (ответы учащихся)

б) Групповая работа

- Вы всё правильно сказали. Первый этап работы над проектом завершён, мы с вами нашли информацию о местных водоёмах. Но для газеты этого материала недостаточно.  Продолжая работу над проектом, я предлагаю вам на выбор следующие задания, они у каждой группы на столе (дополнить план названиями водоёмов; составить обращение по охране природы,  придумать и нарисовать плакат по охране водоёма).

- Проверка и оценка выполненной работы в группах

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

Уточняют и расширяют свои знания о местных экологических проблемах и путях их решения.

Повторяют правила работы в группе.

Выбирают предложенные задания. Выполняют и представляют работу, выполненную в группе. Оценивают работу других групп.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности,

производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества. развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Познавательные:

уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли; проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

6

Рефлексия учебной деятельности. Оценка(с/о, в/о, о/у)

Домашнее задание.

Итог урока.

Цель:

а) Зафиксировать новое содержание урока.

б) Оценить результаты учебной деятельности.

в) Согласовать домашнее задание.

 

- Итак, какую задачу мы сегодня решали на уроке? Удалось ли нам ее решить?

- Сегодня мы много узнали о наших водоёмах, выяснили как мы им можем помочь.  

- Удовлетворены ли вы своей работой?

А теперь я попрошу вас на своих листочках закрасить капельку в соответствии с вашим выбором ответа.

  • Я с удовольствием готов помочь своей речке, озёрам (голубой цвет).
  • Я не знаю, как помочь своей реке, озёрам  (зелёный  цвет).

- Как вы считаете, получилась ли у нас газета? Пусть каждый из вас подумает и выберет себе задание, что он может ещё добавить в нашу газету, приготовит свои дополнения (сообщения, рисунки, название газеты, сочинения и т.д.)  

- Ребята, вы активно, вдумчиво работали на уроке. И я думаю, что вы будете беречь природу родного края.  Наша природа не так нарядна, как природа южных тёплых стран, но она прекрасна своей могучей суровой красотой. Прекрасны наши горы, поднявшие в заманчивую высоту свои  снежные вершины, прекрасен Байкал, прекрасны наши быстрые реки, тихие озёра и высокое голубое небо. Но всё это может быть уничтожено человеком. Природа уже подаёт сигнал опасности. И мы должны принять срочные меры,  пока ещё не поздно. (СЛАЙДЫ 30 - 31)

Природа – кладовая счастья.

Вода – кормилица её!

И чтобы не было несчастья,

Мы сохраним, давайте всё!

Организует рефлексию, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Дает оценку учебной деятельности.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Участвуют в рефлексии.

Делают самооценку и взаимооценку деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Личностные:

способность к само- и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения и достижения других, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи); выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную само- и взаимооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края"

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Растения твоего края" (УМК "ПНШ", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений учащихся о растениях родного края и их особенностями. Задачи урокаДидактические:обобщить знания о полезных ископаемых;расширить знания о растениях Челя...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность земли и водоемы твоего края» 4 класс УМК «ПНШ»

Цель урока: Изучение карты родного края, поверхности земли и основных водоемов Челябинской областиЗадачи урокаДидактические:Актуализировать знания о поверхности  земли и водоемах родного кр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Экономика родного края», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Экономика родного края»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний об экономик...

Технологическая карта урока окружающего мира "Народные промыслы твоего края"

Урок окружающего мира в 4 классе.Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.Задачи: Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интере...