Технологическая карта урока окружающего мира "Народные промыслы твоего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок окружающего мира в 4 классе.

Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину.

Образовательные: познакомить ребят с термином «промыслы», дать первоначальное представление о многообразии народных промыслов родного края, с историей их возникновения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»

на конкурс

на лучшую методическую разработку по краеведению

в номинации «Разработка урока, элективного, факультативного занятия по краеведению»

Технологическая карта урока окружающего мира

«Народные промыслы твоего края»

Учитель: Сверкунова Марина Николаевна

Класс: 4

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы урока:

Информационный материал: Федотова О. Н. Окружающий мир: 4 кл. учебник: ч. 2.- М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Демонстрационный материал: электронная презентация Power Point

Раздаточный материал: карточки с кроссвордом для групповой работы, карточки для проведения рефлексии

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель для учителя:

Цель для обучающихся:

Критерии оценивания:

создать у учащихся представление о народных промыслах родного края

познакомиться с народными промыслами родного края

знание промыслов родного края

Задачи для учителя:

Задачи для обучающихся:

Основные понятия:

Образовательные: познакомить ребят с термином «промыслы», дать первоначальное представление о многообразии народных промыслов родного края, с историей их возникновения.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину

  1. сформировать понятие «промысел»
  2.  расширить знания о народных промыслах Вологодского края.

Народные промыслы

Организационная структура  урока

Этапы
урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся.

Настрой  на работу.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

-Я приветствую вас на уроке окружающего мира. Садитесь, девочки. Садитесь, мальчики.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Личностные УУД: 

организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения.

II. Актуализация  опорных знаний

(обобщение изученного материала)

- Какую главу мы изучаем?

- Что вы бы рассказали туристу о нашем крае?

 ( Родной край- часть великой России)

Отвечают
на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, уметь строить монологическое высказывание

III. Постановка цели и задачи урока. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

–Откройте содержание и прочитайте тему урока.

- Какую цель поставим перед собой?

-Давайте построим пути достижения цели-задачи. Дополните:

  1. сформировать понятие …
  2.  расширить знания …

Народные промыслы твоего края

Примерный ответ: познакомиться с народными промыслами родного края

Формулируют задачи.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли; слушать и понимать речь других.

IV. Изучение
нового материала

Уметь участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение.

- Работаем над первой задачей. Что такое промысел?

- Когда мы затрудняемся в определении значения какого-либо слова, какая книга приходит к нам на помощь?

- Уточним значение этого слова по толковому словарю С. Ожегова.

- С каким значением мы будем работать сегодня?

- Какие народные промыслы вы знаете?

- Давайте прочитаем статью в учебнике, чтобы узнать больше о народных промыслах (с. 140-141)

- Найдите на карте Европейской части России условные обозначения народных промыслов, места их распространения.

- Какие народные промыслы распространены в Вологодском крае?

- Итак, подведем мини- итог. Перечислите народные промыслы России.

- Работаем над второй задачей.

Вологодская область — один из значимых российских центров сосредоточения народного искусства. Традиционными для области являются более 10 народных художественных промыслов. При этом каждый промысел уникален.

Ребята готовили сообщение о народном промысле Вологодской области, давайте выслушаем их. По ходу рассказа мы будем заполнять таблицу в тетради:

Название промысла

Материалы для промысла

Меня удивило

Отвечают
на вопросы учителя.

Находят и зачитывают определение.

Отвечают
на вопросы учителя.

Чтение статьи учебника по цепочке.

Работа с картой.

Отвечают
на вопросы учителя.

Подводят итоги работы над первой задачей.

Сообщения ребят на темы:

  1. кружевоплетение
  2. чернение по серебру
  3. роспись по эмали (финифть)
  4. резьба по бересте
  5. резьба по дереву
  6. роспись по бересте
  7. роспись по дереву
  8. ручное ткачество
  9. вышивка и др. по желанию ( см. Приложение 2)

Слушают сообщения и заполняют таблицу.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование,

находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Регулятивные УУД: удерживать тему, цель и задачи  урока.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

V.  Первичное закрепление. 

Повторить учебное содержание.

- Давайте вспомним, что нам уже известно о народных промыслах  и разгадаем кроссворд (см. Приложение 1)

Работать будем в группах.

Давайте проверим себя по образцу.

Работают в группе. Разгадывают кроссворд.

Проверка.

Коммуникативные УУД: работать в группе, контролировать действия партнера

Регулятивные УУД: контроль и  коррекция.

VI. Итоги урока.      Рефлексия

- С какими ремеслами Вологодского края вы познакомились на уроке? Для ответа можете пользоваться таблицей, которую вы составили.

- Приведите примеры, где в современном мире и с какими предметами этих промыслов вы встречались?

- Что вас удивило в сообщениях  о промыслах?

- Все задачи урока выполнили? Достигли цели?

Работа с карточками для рефлексии

Раскрась палец на руке в соответствии с расшифровкой.

Расшифровка

  1. Большой палец – появились новые вопросы по данной теме
  2. Указательный палец – узнал что-то новое на уроке
  3. Средний палец – вспомнил уже известные сведения
  4. Безымянный палец – было комфортно работать на уроке
  5.  Мизинец – чувствовал неудобство, дискомфорт

- Поднимите ваши ладошки. Кто хотел бы поделиться, почему раскрасил именно этот пальчик.

Отвечают
на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: удерживать тему, цель и задачи  урока;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Домашнее задание

Учебник, ч. 1, с. 140-143, читать, нарисовать изделие народного промысла.

Дополнительно: узнать о народных умельцах нашего села, рассказать о их, если возможно, принести работы мастеров.

- Я хочу поблагодарить вас за урок, вы прекрасно работали. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Можете отдыхать.

Задают уточняющие вопросы

Источники:

  1. http://enc-dic.com/ozhegov/Promysel-27559/
  2. http://visitvologda.ru/informactiya-term/vologodskie-promy-sly/
  3. http://vologda-portal.ru/o_gorode/index.php?SECTION_ID=190
  4. http://союзву.рф/narod_velikiy_ustug.php
  5. http://www.severgrad.com/promisl.html



Предварительный просмотр:

Разгадайте  кроссворд

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

По горизонтали:

1. Мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

3. Льняная ткань, рисунок которой состоит из клеток разной величины и различных расцветок.

5. Деревянные катушки с ручкой, на которые наматываются нитки для плетения кружева.

6. Это верхний слой берёзовой коры, белый снаружи и золотисто – жёлтый изнутри.

9. Занятие с целью получения выгоды.

10. Небольшой берестяной короб с крышкой.

12. Специалист по изготовлению посуды и других изделий из обожжённой глины.

По вертикали:

2. Береста……………

4. Древнерусское название эмали.

7. Текстильное изделие с ажурным узором.

8. Мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.

11. Древний способ декорирования художественных изделий из серебра.

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

п

р

о

м

ы

с

е

л

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

7

 

 

с

 

 

 

ф

 

 

 

11

 

5

к

о

к

л

ю

ш

к

и

 

 

 

ч

 

 

р

 

 

о

 

 

 

н

 

 

 

е

10

т

у

е

с

 

 

2

 

и

 

 

 

р

 

 

ж

 

 

 

 

ш

 

ф

 

 

 

н

 

 

е

 

 

3

п

е

с

т

р

я

д

ь

 

 

в

 

 

 

 

м

 

ь

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

г

л

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

6

б

е

р

е

с

т

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

12

г

о

н

ч

а

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2. Примерные сообщения обучающихся

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве России. Неспроста Вологодская область известна, прежде всего, искусством кружевоплетения. В Вологде находится единственный в России музей кружева. При плетении вологодского кружева используется множество льняных или хлопковых нитей, иногда более 50. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Для плетения используется подушка, на которую кружевница  крепит сколок –  рисунок кружева, выполненный на плотном картоне. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки в соответствии с рисунком, мастерица переплетает нити, создавая поистине произведение искусства.

Применение: Аксессуары из вологодского кружева – это атрибут изящного стиля и вкуса его обладательницы. Кружево в интерьере дарит особенное праздничное настроение, ощущение исключительности момента.

Ассортимент: Вологодское кружево бывает сцепное и мерное. Сцепное кружево – это жилеты, пелерины и воротнички, салфетки, скатерти и столешники. Мерное кружево используется в отделке столового и постельного белья, а также одежды и аксессуаров.

Финифть – красивая и яркая роспись красками по эмали. Эмалевое покрытие долговечно, оно не выцветает с течением времени, поэтому изделия из финифти отличают особая четкость и чистота цвета.

История: Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись яркими красками по белой эмали. Она появилась в  XVII веке в Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься и в Вологде. В начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, и лишь в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти благодаря  вологодским художникам.

Применение: Украшения из финифти обычно подбирают для женщин, которые ценят в одежде и аксессуарах яркий и оригинальный стиль, в чем-то граничащий с классикой, в чем- то изысканный и индивидуальный.

Ассортимент изделий из финифти представлен двумя основными направлениями – это украшения (перегородчатая эмаль или эмаль, украшенная филигранью из мельхиора) и сувениры (иконы, шкатулки, панно, подковы).

Роспись по бересте и по дереву

Еще в XVI веке Великий Устюг стал крупным торговым центром. В период расцвета город был известен уникальными видами народного искусства. Одним из таких видов стала роспись по дереву и бересте.

Развитие устюжской росписи неразрывно связано с иконописной школой. В Устюге была своя школа иконописи. Художники писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Расписывали бытовые предметы, как и иконы, яичной темперой. Художники при росписи бытовых предметов рисовали все, что хотели: что видели вокруг себя и что поражало их воображение.

По всей стране расходились из Великого Устюга сундуки, украшенные «травным письмом» и обитые узорно-просечным железом.

В основе великоусюгской росписи лежит растительный орнамент. Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана.

Со временем травный орнамент начал быстро перерождаться. Происходило смещение основного акцента от чисто декоративного к многофигурным сценкам, доминировал один сюжет . Орнаментальный узор сводился к заполнению свободного пространства.

В традициях великоустюгской росписи доминирует золотистый или белый фон. Цветовое решение — охристо-желтый, красно- коричневый, зеленый — синий. черная графика.

В наше время великоустюгская роспись перешла в разряд редких. До недавнего времени  в Великом Устюге работала фабрика «Великоустюгские узоры», но в 1990-х годах бригаду художников распустили, про роспись, казалось, забыли.

Сейчас она возрождена благодаря нескольким мастерам, которые занимаются ремеслом в свободное время и обучают всех желающих в центре народной культуры «Лад», в городе Великий Устюг.

Узорное ткачество как вид русского народного искусства существует с незапамятных времен. Узорные скатерти-столешницы, полотенца были известны еще в XII веке. Вплоть до XVIII века узорное ткачество носило характер домашнего ремесла. В быту узорные ткани находили самое широкое применение (полотенца, скатерти, платки, рубахи, другие предметы одежды). Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты, многоугольники), на Севере России преобладали обобщенные изображения растений, животных, человека (в том числе в Вологодской области). Особенно нарядным был праздничный костюм: в него входили шитые из домотканого холста рубахи с широким тканым узором на подоле и рукавах, передники - запоны, клетчатые поневы, шушпаны, узорные тканые пояса и многое другое. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти-столешницы с вязаной прошвой посередине, полотенца, нарядные подзоры, дорожки, покрывала. При сравнении современных изделий узорного ткачества с подобными изделиями прошлого века можно увидеть устойчивость традиционных технических приемов и связанных с ними художественных особенностей.

В Вологодской области в городе Череповец на основе местных ткацких артелей в 1930-е гг. была основана фабрика «Красный ткач».

Узорное ткачество сегодня активно развивается центрами традиционной культуры, работают индивидуальные мастера. Развитием традиционного узорного ткачества занимаются специалисты Вологодского областного научно-методического центра.

В современных изделиях мастеров сохраняется яркая многоцветная гамма вологодских узорных тканей. Занавеси, дорожки, покрывала, салфетки из хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи отличаются разнообразием и сложностью узоров, использованием ткацких эффектов переплетений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края"

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Растения твоего края" (УМК "ПНШ", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений учащихся о растениях родного края и их особенностями. Задачи урокаДидактические:обобщить знания о полезных ископаемых;расширить знания о растениях Челя...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность земли и водоемы твоего края» 4 класс УМК «ПНШ»

Цель урока: Изучение карты родного края, поверхности земли и основных водоемов Челябинской областиЗадачи урокаДидактические:Актуализировать знания о поверхности  земли и водоемах родного кр...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Технологическая карта урока окружающего мира «Экономика родного края», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Экономика родного края»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний об экономик...