Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    n.skorobogataya

    Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на протяжении всего урока. После выполнения каждой задачи фиксируем результат, предлагаю 2-3 учащимся продемонстрировать всему классу свои знания, затем прошу напомнить и озвучить очередную задачу. Обязательно возвращаюсь к основному вопросу темы, можно ли на него ответить на данном этапе урока. 

      На этапе обобщения и систематизации изучаемого материала ребята выполняют практическую работу, в листе самооценки это сформулировано как предметное умение.

     На этапе рефлексии ребята, работая с листом самооценки фиксируют, какие задачи им удалось выполнить, оценивают себя подсчитывая количество плюсов. Отвечают на главный вопрос урока и вопросы темы. Называют задачи, над которыми предстоит поработать дома, чтобы лучше знать тему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_geograficheskaya_karta.doc105.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Паспорт урока окружающего мира в 3 классе

    Тема урока:

    Географическая карта

    Учитель

    Скоробогатая Наталья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ гимназии «Перспектива» г.о.Самара

    Образовательная цель

    формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления третьеклассников  на основе осмысления роли и места географической карты в познании человеком окружающего мира

    Планируемые образовательные результаты

    По окончании изучения темы ученик:

    ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость знаний о географической карте для себя лично и для людей разных профессий;

    ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение заданий;

    ПУД-1: осуществляет поиск информации в учебной и справочной литературе;

    ПУД-2: строит логические рассуждения;

    ПУД-3: делает обобщение, выводы;

    ПУД-4: переводит информацию из одной знаковой системы в другую;

    РУД-1: с помощью листов самооценки формулирует учебную задачу урока;

    РУД-2: проводит рефлексию и самооценку учебно-познавательной деятельности на уроке;

    ПР-1: называет отличительные признаки географической карты от глобуса;

    ПР-2: называет условные обозначения, легенду карты;

    ПР-3: показывает на карте полушарий материки, океаны;

    ПР-4: воспроизводит по памяти понятие «географическая карта»;

    ПР-5: называет виды географических карт

    Программные требования к образовательным результатам раздела

    «Человек и природа»

    Ученик научится: характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

    Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

    Использовать глобус и карту для объяснения явлений или выявлении свойств объектов.

    Ученик получит возможность научиться:

    Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет).

    Программное содержание

    Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий.

    Мировоззренческая идея

    Географические карты помогают людям ориентироваться на местности

    Ценностно-смысловые ориентиры

    Мир. Земля. Знание.

    План изучения учебного материала

    1.Что такое географическая карта?

    2.Какие бывают карты?

    3. Карта полушарий.

    4. легенда карты.

    Основные понятия

    Географическая карта, легенда карты

    Виды карт

    Физическая, политическая, синоптическая, контурная, карта полезных ископаемых, карта обитания животных; мировые, материковые, карты государств, областей, городов

    Материки

    Евразия, Африка, Антарктида, Австралия, Северная и Южная Америка

    Океаны

    Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский

    Тип урока

    урок изучения новых знаний

    Форма урока

    урок-исследование

    Образовательная технология

    технология развивающего обучения

    Оснащение урока

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, часть 1.; иультимедийные средства, листы самооценки, глобус, настенная карта полушарий

    Мизансцена урока

    традиционная

    Домашнее задание

    Задайте вопросы родителям по теме сегодняшнего урока.

    С.19-24 чтение и пересказ параграфа,

    Хрестоматия с. 17 какими были первые карты

    С. 19 о чём рассказала географическая карта

    Узнать, какие виды карт бывают

    Технологическая карта хода урока

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    ПОР

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Психологический настрой на урок: Желаю вам всем на уроке быть хорошими учениками.

    - Кого можно назвать хорошим учеником?

    Вывод: Хороший ученик тот, кто хочет, может и любит учиться.

    стоя

    II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

    Вводная беседа:

    - Какой раздел изучаем на уроке окружающего мира?

    - Почему у меня в руках глобус? (демонстрация глобуса)

    - Давайте посмотрим, что мы теперь знаем с вами о глобусе?

    Практическая работа. Задание: Ответим на вопросы с помощью знаков «+» - «верно» и «-» - «неверно».

    а) Глобус позволяет представить форму Земли (+)

    б) На глобусе изображены только крупные географические  объекты (+)

    в) Самый длинный меридиан - это экватор (-)

    г) Линии, соединяющие Северный и Южный полюс,  - это меридианы (+)

    д) Экватор проходит по территории нашей страны (-)

    е) Самый большой материк - это Африка (-)

    ж) Евразию омывают 4 океана. (+)

    з) Горы на глобусе обозначены коричневым цветом (+)

    и) Зелёным цветом на глобусе обозначены леса. (-)

    Самопроверка с помощью документ камеры

    а

    б

    в

    г

    д

    е

    ж

    з

    и

    +

    +

    -

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    Вводная беседа:

    - Всегда ли глобус может помочь в изучении Земли?

    - В каких ситуациях им пользоваться неудобно или невозможно?

    - Что может заменить глобус в этих ситуациях?

    - Какие бывают географические карты?

    Главный вопрос урока:

    Зачем люди придумали разные карты?

    - Запишите тему нашего урока: Географическая карта.

    - Что вы знаете о географических картах?

    Практическая работа. Задание: Отметьте в листах самооценки свои знания (+) и незнания (-).

    Я знаю

    Начало урока

    Конец урока

     Что такое географическая карта

    Какие полушария могут быть изображены на карте

    Какими   бывают географические карты

    Что такое легенда карты

    Сходства и различия глобуса и карты полушарий

    Я могу показать на карте полушарий

    Северное и Южное полушария

    Западное и Восточное полушария

    Экватор и нулевой меридиан

    Все океаны

    Все материки

    Устная проверка: - На какие вопросы уже сейчас можете дать уверенные полные ответы? Что вы знаете о географической карте?

    -  Что вы не знаете, но хотели бы узнать о географической карте?  Для формулировок вопросов воспользуйтесь листами самооценки.

    Варианты ответов: Что такое географическая карта и чем она отличается от глобуса? Какие бывают карты? Как работать с картой?  

    Фронтально

    письменно в тетради

    фронтально

    раздаточный материал (приложение 2)

    фронтально

    ПУД-4

    РУД-1

    РУД-2

    III.  ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

    1. Что такое географическая карта?

    Исследовательский метод

    - Где и как мы можем найти ответ на наш вопрос? (прочитать в учебнике)

    - Что узнали о географической карте?

    - Если не нашли определение в географической карте, где ещё его можно поискать? (в словаре)

    Проверка: Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками.

    - Чем отличается карта от глобуса?

    - А что их объединяет?

    1. Какие бывают карты?

    - Напомните, пожалуйста, вторую нашу задачу. 

    Эвристический метод:

    - Что можно увидеть на физической карте? (разные географические объекты: моря, океаны, горы, реки, города и т.д.)

    -  Почему физические карты бывают мировые, материковые и карты государств?

    - Как может называться карта, на которой значками отмечены места залежей полезных ископаемых?

    - Кто чаще всего пользуется этой картой?

    - Что изображено на данной карте? Как она может называться? (карта обитания животных)

    - А на данной карте нет цветовых обозначений, на ней изображены только контуры географических объектов. Как бы вы назвали эту карту? (контурная карта)

    - Каково её предназначение?

    - А эта карта называется политическая карта мира. Как вы думаете, почему она так называется? (на ней  изображены страны мира и их границы)

    - А эта карта называется синоптической? Что на ней изображено? (наблюдение за погодой)

    - Почему люди изобрели этот вид карты?

    - А эту карту трудно не узнать. Как она называется, почему? (Карта Самарской области)

    - Предположите, какие ещё карты могут быть?

    Вывод: Географические карты бывают разные: физические, политические, синоптические, карты полезных ископаемых, карта обитания животных, контурные карты.  Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, мировые карты, карты полушарий. Разные карты объединяют в атлас.

    3. Карта полушарий.

    - Давайте  подробнее познакомиться с картой полушарий.

    Аналитическая беседа с демонстрацией настенной карты полушарий

    - Что собой представляет карта полушарий? Как она связана с глобусом?

    - Покажите Северное и Южное, Западное и Восточное полушарие?

    - Как они получились?

    - Для чего людям нужна карта полушарий?

    - К каким картам относится карта полушарий: мировым, материковым или картам государства?

    Вывод, обобщение: Когда ищешь какую-то страну на глобусе, видишь только одно полушарие, а чтобы увидеть другое, надо его повернуть. На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушария, а если по линии нулевого меридиана – Западного и Восточного.

    4. Легенда карты.

    Показ по карте: Найдите и покажите на карте  полушарий материки и океаны. Как нашли на карте географический объект?

    -  Что помогает нам ориентироваться в карте, находить необходимые объекты?

    - Какими значками обозначаются океаны, моря, реки, озёра?

    - Как обозначены горы, равнины?

    Вывод, обобщение: Карта поможет тому, кто умеет её читать  с помощью условных обозначений. Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

    Чтение учебника про себя с.21

    1 ученик громкое чтение

    3-4 ученика

    Фронтально

    Слайды

    2-3 ученика

    Фронтально

    1 ученик у доски (указка)

    Остальные учебник с.22 (карандаш)

    2 ученика у доски, остальные учебник

    ПУД-1

    ПР-4

    ЛР-2

    ПУД-2

    ПР-2

    ПР-5

    ПУД-3

    ПУД-2

    ПР-2

    ПР-5

    ПР-3

    ПУД-4

    IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

    Практическая работа. Задание: Покажите, что вы можете определить сходство и различие глобуса и карты. Ответьте на вопросы. Слово, которое получится, надо записать под таблицей.

    Проверка: Кодовое слово: ОТЛИЧНО

    Рабочая тетрадь, с.6.

    Выборочно

    ПР-1

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

    Практическая работа. Задание: Поработайте с листами самооценки. Какую отметку себе поставили за урок?

    Рефлексия:

    - Можете ли вы теперь ответить на главный вопрос урока: Зачем людям разные карты?

    - Какие учебные задачи поставили себе сегодня на уроке?

    - Что вы уже знали о карте?

    - Что нового узнали о географической карте?

    - Все задачи урока выполнены? С какими задачами вы справились успешно, а над чем предстоит поработать дома?

    раздаточные материалы

    фронтально

    РУД-2

    Приложение 1

    Слайдовая презентация

    Приложение 2

    Раздаточные материалы

    Лист самооценки ученика ____ класса ______________________________

    Тема урока: _______________________

    № п\п

    Предметные знания     и умения

    Начало урока

    Конец урока

    Я знаю

    1

     Что такое географическая карта

    2

    Какие полушария могут быть изображены на карте

    3

    Какими   бывают географические карты

    4

    Что такое контурная карта

    5

    Сходства и различия глобуса и карты полушарий

    Я могу показать на карте полушарий:

    6

    Северное и Южное полушария

    7

    Западное и Восточное полушария

    8

    Экватор и нулевой меридиан

    9

    Все океаны

    10

    Все материки

    ИТОГ

                  Условные обозначения: «+» - знаю; «» – не совсем уверен; «-» - не знаю;  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

    Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

    технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

    Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

    Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

    Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...