Главные вкладки

    технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_25.01._okr._mir.docx37.54 КБ
    Файл konturnaya_karta.docx334.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Маршальская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока по окружающему миру

    Тема урока: «Карта твоего край» ПНШ
    4 класс

    Автор:

    Басова Вера Алексеевна,

    учитель начальных классов

    П.Маршальское

    25.01.2019 г.


    Тема: Карта родного края. Калининградской области. 4 класс ПНШ

    Тип урока: ознакомление с новым материалом

    Планируемые результаты:

    • формировать уважительное отношение к малой родине;
    • формировать базовый уровень умения работать с картой, выстраивать речевые высказывания, работать в парах;
    • формировать базовый уровень умения характеризовать свой родной край, определять его местоположение.

    Личностные (ЛР):   формировать умения выстраивать речевые высказывания

    Метапредметные (МПР): Регулятивные – формирование начальных форм рефлексии

    Познавательные:– формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);- формирование умений отличать различные формы поверхности края

    Коммуникативные - формировать умений работать в  парах

    Цель урока: формировать умение работать с картой.

    Задачи:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Карта родного края. Калининградская область»;  представлений учащихся о родном крае, изучение географического положения Калининградской области, форм рельефа,   используя методы исследования; воспитание патриотических чувств  к родному краю.

    Основные понятия:  край, границы края, карта, административные центры..

    Межпредметные связи:  история, география, литературное чтение. 

    Место урока в разделе:  третий урок в  разделе «Мой край - часть большой страны»

    Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку,  клип «С чего начинается Родина», учебники,  контурные карты края  для учащихся, физическая карта России, физическая карта Калининградской области, политическая карта Калининградской области.

    Технологическая карта урока

    Этап

    урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    Результат, универсальные учебные действия

    1. Организационный момент

    Психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу.(клип «С чего начинается Родина?»)

     

    - О чём поётся в песне,  которую вы только что прослушали?

    Слушают музыкальный клип.

    Высказывают свои ассоциации со словом РОДИНА.

    Коммуникативные, регулятивные

    2. Актуализация знаний

    Организует беседу с учащимися 

    - Что такое Родина?

    Родина! Это слово знает каждый с детства. Она прекрасна, огромна.   У каждого она одна, как  мама. Родина –  мать своего народа. Она гордится своими детьми, заботится о них,  приходит на помощь. Мы любим свою Родину. А любить Родину – значит,  жить с ней одной жизнью.

     Какая ещё бывает у человека родина?  

           Но кроме одной большой Родины у каждого человека есть ещё и малая Родина. Родина – это   место,  где  он  родился,  где  н  живёшь  со  своими  родителями,    со  своими  друзьями.  Родина  начинается у порога  твоего дома.  

     О чём  пойдёт речь на уроке?  (о малой родине)

    Слушают заданные установки учителя

    Высказывают свои ассоциации со словом РОДИНА.

    Синонимы подобрать

    Учатся понимать на слух. (Родной край-часть большой страны)

    Познавательные, коммуникативные

    4. Определение темы урока Постановка цели урока

     Знакомство с планом урока

    Что вы ещё видите в классе? (карты)  

    А что такое карта?   (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на  плоскости с помощью условных обозначений)

    О чём конкретно пойдёт речь на уроке? (Карта нашего края) 

    - О чём можно узнать, изучая карту?

    - Какова цель нашего урока? (учиться  работать с картой  - «читать  карту»)

    - Как можно читать карту? Какие  знаки помогут это делать? (Цвет карты, условные знаки) на доске

    Что можно прочитать на карте?

    - Цель поставлена, идём вперёд.

    Как называется наш край?

        Калининградская область  –  это  наша  малая  Родина,  это  частица  нашей огромной  страны.  Каждый  из  нас  связан  с  Родиной  тысячами  нитей.  Чувство  любви    к  России  выражает  каждый  человек,  когда  называет родным свой край!  

    Сегодня мы продолжим путешествие по нашему краю, по Калининградской  области.

    Работают  группой, формулируют тему урока и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками;

    Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    4. Проверка домашнего задания

    -Мы с вами совершили заочное путешествие с севера на юг по нашей прекрасной Родине. Вы уже можете рассказать о природе каждой зоны, сравнить их между собой.

    - Перечислите природные зоны, где мы побывали.

    - В какую природную зону вы хотели бы отправиться? Почему?

    Остановимся на лесной зоне, в которой находится наш край.

    Слово КРАЙ

    Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

    Познавательные, коммуникативные, личностные

    5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

    Организует беседу с учащимися

    Прежде чем начать работу по теме урока, мы должны понять, что означает слово «Край»                                            

    1. Предельная линия, предельная часть чего-то. К. одежды. На краю обрыва. На краю села. Налить стакан до краев.

    2. Страна, область. Теплые края. В наших краях (у нас, в нашей местности).

    3. В России: крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своем составе автономную область.

    - Какое значение подходит к теме нашего урока? 

    Познавай свой край, чтобы полюбить свою родину!       

    - Как вы понимаете это высказывание?

    - Под этим девизом мы и продолжим работу.  

      Много мы уже знаем о своём крае. Что нового вам хотелось бы узнать?  

    - Где находится Калиниградская  область? (Географическое положение.

    - Кто наши соседи?

    - Столица и крупные города области. .)

    Исследовательско - практическая работа с картами  по заданиям.

    А) Работа с картой России

     Найдите наш край на карте России.  

    Где находится Калининградская область  -  её географическое положение?

    Знакомство с физической картой Калиниградской области. 

    Физическая   карта - это  общегеографическая  карта,  передающая внешний   облик   территории.

    -Что  вы  можете сказать  о поверхности  области?  (плоская  равнина, холмистая равнина, находится в лесной зоне, преобладает растительность)

    Работа с  толковым словарём.

    Выдвижение гипотез. Актуализация личного опыта. Учатся строить высказывания в устной форме.

    Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. Отличают известную информацию от неизвестной.

    Учатся понимать на слух.

    Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Регулятивные, познавательные

    6. Физминутка

    Учитель организует музыкальную паузу.

    Учатся двигаться ритмично и синхронно

    Коммуникативные

    7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

    Организует работу по парам.

    Организует обмен мнениями по вопросам выступления учащихся.

    -Организует исследователько-практическую работу с картами в группах по заданиям:

    1 группа: изучите по карте,  с какими областями, республиками, граничит Калиниградская область–  на западе, на востоке, на севере, на юге.

    2 группа: изучите по карте, какие реки протекают на территории области.

    3 группа: изучите по карте, какие крупные города входят в состав Калиниградской области.

    - Один ученик от группы выходит к доске и отвечает, свой ответ сопровождает демонстрацией у карты. 

    Работа с контурной картой Калиниградской области. (в парах)

    (Контурная карта - это особый вид географических карт, позволяющий изобразить любые географические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений.)
    Обведите границы области.

              Найти и подписать соседние с Калининградской область, области и государства.

    (Всё показать на карте Калиниградской области у доски)

    Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

    Подготовленные учащиеся читают сообщения, остальные слушают  и задают вопросы.

    Познавательные, коммуникативные, личностные

    8  Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

    Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез

    Знакомство с  административной    картой Калиниградской области.                       

    Главным содержанием  административной    карты является изображение административных территорий (районов, областей, краёв, государств) 

    Административно-территориальное деление в нашем случае – это деление на районы. 

    Найдите наш район на контурной карте, закрасьте его.(Гурьевский)

               Отметьте столицу области.

    Административный центр области – крупнейший город региона

       Какие большие города можно отметить на карте?

    Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами.

    Ребята работают самостоятельно.

    Познавательные,

    личностные

    Регулятивные, личностные

    9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

    Подводит к оценке усвоения  материала.

    -Наше путешествие - исследование  по карте Калиниградской области подошло к концу.  Давайте попробуем  понять, о чем нам поведала карта? Что нового узнали? Зачем нам это нужно?

    На сегодняшнем уроке наше путешествие - исследование  по карте Калининградской области подошло к концу.  

    - Какую ставили учебную задачу?

    Выполняют упражнение

    Регулятивные,

    10.Объяснение и понимание домашнего задания

    Объясняет домашнее задание.

    -Ребята, откройте дневники. Запишите задание на дом: стр. 128-129, чтение и ответы на вопросы. И еще одно творческое задание: написать письмо другу, живущему в другом крае или области России и рассказать о своем крае, о том новом, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

    Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению

    Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

    11. Рефлексия

    Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению

    - Какие трудности были сегодня на уроке?

    - Остались ли вы довольны своей работе на уроке?

    -Спасибо за работу на уроке

    Ещё раз напоминаю вам девиз нашего урока –

     Познавай  свой  край,  чтобы  полюбить  свою  родину!         

    Хочу закончить урок строчками их стихотворения:

    Есть, возможно, уголок красивей,

    Есть богаче, шире есть края,

    Но из всей моей России,

    Ближе к сердцу донская моя земля.

    Заполняют листы самооценки, продолжают фразы

    Регулятивные



    Предварительный просмотр:

    C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\учитель года\2000px-Russia_Kaliningrad_location_map.svg (1).png


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

    Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

    Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

    Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства" составлена для учащихся 4 - х классов.Цель:сформировать представление о подземных богатствах;ознакомить с полезными иско...

    Технологическая карта урока окружающего мира "Процессы в природе" 1 класс

    Урок окружающего мира был проведён в 1 классе для родительской общественности. На уроке использовались датчики температуры. ...