Звтрофикация или как спасти природу и себя
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему

Киселева Ольга Львовна

Фосфаты. Как они влияют на нашу жизнь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fosfaty_1.docx196.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №464

Эвтрофикация или как спасти природу и себя.

                                                                                Выполнили:

ученики 4Б класса 464 школы

                                                    Руководитель:

Киселева Ольга Львовна–

 учитель начальных классов

 

 ПАВЛОВСК

2016


Содержание


Введение

В наше время трудно себе представить повседневную жизнь без использования средств бытовой химии. У всех дома есть их привычных набор, которые часто используются для мытья посуды, уборки квартиры, стирки, чистки и обеззараживания сантехники. Использование современных средств помогает быстро, очень эффективно удалить грязь, отстирать белье, отмыть посуду,  обезопасить наш дом от опасных микроорганизмов.

А часто ли при покупке очередной упаковки нового средства приходится задумываться о:

  • их безопасности для человека и окружающей среды?
  •  какие последствия бытовая химия может оказывать на природу?
  • можно ли уменьшить это влияние?

Для ответов на эти вопросы мы решили  провести исследование.

Объект исследования: средства бытовой химии.

Предмет исследования: фосфаты.

Цель работы: провести исследование химического состава средств бытовой химии на наличие вредных для окружающей среды веществ (фосфатов, хлора, ПАВ).

Задачи:

  1. Узнать, как влияют фосфаты на окружающую среду.
  2. Провести исследование средств бытовой химии, используемых дома.
  3. Предложить возможные варианты уменьшения использования фосфатов, хлора и ПАВ в быту.
  4. Сделать выводы.


Литературный обзор

В быту мы практически ежедневно встречаемся с продуктами химической промышленности. Ежегодно в мире производится около 30 млн. тонн товаров бытовой химии. Это моющие, дезинфицирующие средства, средства ухода за мебелью и полом, для борьбы с насекомыми и защиты растений, средства для отбеливания, подкрахмаливания, разнообразные краски, клеи, автокосметика и другое. (1)

Бурное развитие химической промышленности в прошлом веке привело к созданию новых моющих и чистящих средств. В быту широкое применение получили моющие средства. Они принадлежат к поверхностно-активных веществам (ПАВ) и с успехом удаляют загрязнения с поверхности тканей. В зависимости от назначения в состав синтетических моющих средств входят различные добавки: силикат натрия, фосфаты, сода, которые облегчают удаление грязи и жира с поверхности, а   для чистки посуды, раковин в моющие средства часто вводят твердые вещества — абразивы, которые облегчают механическое разрушение твердых загрязнений.

Если представить какое количество людей, и какое количество «химии» ежедневно используется в большом городе, можно понять каким масштабным и значительным является химическое загрязнение окружающей среды несвойственными ей веществами химической природы.

Фосфаты это неорганические химические вещества, представляют собой соль фосфорной кислоты. Неорганические фосфаты добывают для получения фосфора для использования в сельском хозяйстве и промышленности.  Фосфаты используют для получения удобрений. Они необходимы для роста растений.

Фосфаты выступают в качестве главного ингредиента во многих чистящих и моющих средствах. Они имеют несколько функций: улучшают качество воды (снижают ее жесткость), хорошо удаляют загрязнение – образуя ловушку и удерживая грязь или масла, таким образом, что они становятся  легко смываемыми при полоскании.

Эвтрофикация — процесс насыщение водоёмов организмами и продуктами их жизнедеятельности, которые способствуют зарастанию водоемов. Это может происходить из-за природных процессов и из-за увеличения в воде содержания фосфора и азота – основных удобрений.  
Эвтрофикация приводит к бурному развитию водорослей (цветение воды), и появлению в воде бактерий, которые в период цветения выделяют вредные вещества -  токсины  способные вызвать отравление людей и животных, а также приводит к дефициту кислорода, заморам рыб и животных. (Приложение. Фото 1, Фото 2)

Эвтрофикация является самой серьезной проблемой Балтийского моря. Наиболее сильно эта проблема затронула Финский залив. Несмотря на сокращение в последнее время сброса элементов, наблюдается увеличение видимых признаков эвтрофикации, таких как массовое цветение сине-зеленых водорослей, непрозрачность воды, «слизистые» пляжи и рост числа бескислородных участков дна. По имеющимся оценкам, изменение климата будет ускорять эвтрофикацию Балтийского моря. (Нурманет)

        Эвтрофикацию вызывают азот и фосфор, которые способствуют росту водорослей. Ключевую роль в массовом распространении сине-зеленых водорослей, в частности, играет фосфор. Он попадает в море с коммунальными стоками городов и, например, с дождевой водой с полей. (Приложение 2)

Эвтрофикация изменяет среду обитания в Балтийском море. Ее последствия влияют на имеющие промысловое значение виды рыб, не говоря уже о пагубном воздействии признаков эвтрофикации, скажем, на туризм. Для того чтобы сократить выбросы, все страны вокруг Балтийского моря должны начать сотрудничать и принимать конкретные меры.

Хлор является химическое веществом, используемым в промышленности и в бытовых чистящих средствах.  Хлор имеет множество применений. Он используется для дезинфекции воды и является частью процесса санитарии для сточных вод и промышленных отходов. Он также используется в моющих средствах, в том числе как бытовой отбеливатель, который и есть хлор, растворенный в воде.  Когда хлор поступает в организм в результате дыхания, глотания, или при контакте с кожей, он реагирует с водой с образованием кислот. Кислоты способствуют повреждению клеток в организме при контакте. Это вредно не только для болезнетворных микроорганизмов (против которых хлор используется в быту), но и для человека и любого другого живого организма.

Хлор и фосфаты очень трудно удаляются во время очистки сточных и канализационных вод на очистных сооружениях, в Санкт-Петербурге они  прямо с очистных попадают в Балтийское море.

 ПАВ (поверхностно - активные вещества) – органические соединения, молекулы, они хорошо растворяются в жирах, поэтому их используют для в чистящих средствах для удаления жиров, но  и плохо растворяются  в воде, поэтому их пленку трудно смыть в воде. Поэтому есть прием жирной, горячей пищи с вымытой с помощью ПАВ посуды приводит к тому, что ПАВ растворяются и легко попадают в организм человека.

Водные растворы ПАВ поступают в стоки канализационных вод и в конечном счете в водоемы. Из-за низкой скорости разложения ПАВ вредные результаты их воздействия на природу и живые организмы, могут вызвать интенсивный рост растений, что приводит к загрязнению ранее чистых водоемов, обеднению их кислородом и уже знакомой нам эвтрофикации.  ПАВ могут накапливаться в донных отложениях и становиться источником вторичного загрязнения водоема.

Наш город Павловск расположен на берегу реки Славянки, которая впадает в реку Неву, а та несет свои воды в Финский залив Балтийского моря, следовательно все вещества, которые попадают в Славянку оказываются в Балтийском море. Мы как жители Балтийского региона можем внести свой вклад в сокращении выбросов фосфора, хлора, ПАВов.

Одним из  доступных каждому человеку методов определения качества веществ является органолепитческий метод – метод определения качества веществ,  при помощи органов чувств. А именно: цвет, запах, структура, вкус. При использовании этого метода следует осторожно относится к веществам, так как они могут быть ядовитыми, иметь резкий запах, быть опасны при соприкосновении с кожей.  


Методика исследования:

  1. Изучить разные источники информации и узнать:

- что такое фосфаты?

- для чего они нужны в средствах бытовой химии?

- что такое эвтрофикация?

- как фосфаты влияют на эвтрофикацию.

  1. Провести дома исследование состава бытовой химии.
  2. Данные занести в таблицу:

Средство

Назначе-ние

Содержание фосфатов

Содержание органических кислот

Содержание хлора

Содержание ПАВ

Трудности

  1. Найти средства, не содержащие этих веществ.
  2. Провести лабораторную работу «Изменение органолептических показателей воды (цвет, запах, структура)». Данные занести в таблицу:

Показатель

До использования вещества

После использования вещества

После фильтрования

После мытья лабораторной посуды проточной водопроводной водой

 Оборудование: две пробирки, белый лист бумаги, исследуемое вещество (стиральный порошок «Капель»), чашка Петри, вода, мерная ложка.

  1. Сделать выводы о дальнейшем использовании в быту привычного моющего средства.


Результаты исследования:

Марка

Назначение

Страна производитель

Цена

Опасные

для природы вещества

(фосфаты)

Опасные

для человека вещества

(ПАВ)

Трудности изучения состава

1

Порошок «Капель»

Синтетическое моющее средство

Россия

32 рубля

Не указано

Не указано

Мелкий шрифт

2

«Bio Mio»

(CLEANING AS PLEASURE)

Синтетическое моющее средство (порошок)

Дания

410 рублей

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

3

«БОС+»

Средство для отбеливания и дезинфицирования тканей и поверхностей

Россия

56 рублей

Присутствуют

Присутствуют

Мелкий шрифт

4

«Ariel Pods»

Капсулы для стирки (3 в 1)

США, Франция

380 рублей

Присутствуют

Присутствуют

Отсутствуют

5

«FINISH»

Высокоэффективное средство для посудомоечной машины

Германия

550 рублей

Присутствуют

Присутствуют

Отсутствуют

6

«Ушастый НЯНЬ»

Гель для мытья детской посуды  с первых дней жизни

Россия

200 рублей

Отсутствуют

Присутствуют

Мелкий шрифт

7

«Ушастый НЯНЬ»

Кондиционер с первых дней жизни для детского белья

Россия

200 рублей

Отсутствуют

Присутствуют

Мелкий шрифт

8

«SYNERGETIC»

Антибактериальный гель для мытья фруктов, детской посуды и игрушек

(биоразлагаемое средство для мытья)

 Германия

100 рублей

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют


Показатель

До использования вещества

После использования вещества

После фильтрования

После мытья лабораторной посуды проточной водопроводной водой

Лабораторная работа:

  «Изменение органолептических показателей воды (цвет, запах, структура)».


Обсуждение результатов:

  1. Изучая разные источники информации мы узнали, что в средствах бытовой химии для улучшения их свойств: лучшей очистки поверхностей от грязи и жира,  для эффективной борьбы с микроорганизмами, для образования обильной пены используют фосфор, хлор и ПАВ (поверхностно-активные вещества).
  2. Эти добавки отрицательно влияют на окружающую среду и здоровье человека:

- фосфор плохо удаляется из канализационных вод на очистных сооружениях, попадает в Финский залив и способствует эфтрофикации Балтийского моря.


Список источников информации:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический пактикум школьника. Учебное пособие. – Самара. Корпорация «Федоров», 2005.
  2. Нурминен Дж. Проект «Чистая Балтика».СПб: «Славия», 2013.
  3. https://ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://v.900igr.net:10/datai/ekologija/More/0007-005-1.-Evtrofikatsija.jpg

                 

http://ecoidea.by/wp-content/uploads/2013/07/vodoemi2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вести себя в природе. Урок - игра 1, "Поход в лес".

Тема: «Как вести себя в природе»Цель: 1. Воспитательнаянаучить любить и беречь природубережное отношение к животным            2. Образоват...

Окружающий мир А.А. Плешаков 2 класс "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа»".

Обобщающий урок по предмету окружающий мир в разделе "Природа" - 2 класс. Урок составлен согласно требованиям ФГОС НОО....

Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»

Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...

Экологический урок "Спасти и сохранить природу"

На  территории  нашего  округа  добывается  больше  всего  нефти  в России  и  в  связи  с  чем,  наша  хрупкая  се...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Звтрофикация или как спасти природу и себя

Презентация  о влиянии фосфатов на нашу жизнь. Чем мы моем посуду, стираем белье... Много интересного. Наши бабушки были правы...

" Урок вежливости. Природа и мы. Как вести себя в гостях у природы".

Педагоги нашей школыУбедить хотят ребят.Вспомнить истину простуюЧисто там где не сорят....

Экологический образовательный проект "Люблю природу - люблю себя"

Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска средств ...