Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Бабарыка Галина Витальевна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса 

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir_4.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Окружающий мир»,  4 класс  Бабарыка Г. В.

п/п

Наименование разделов и тем программы

Календарные сроки

Основное содержание

Формы и методы урока, виды деятельности*

Оборудование,

 контрольно-измерительные

 материалы

Примечание

Плани-руемые

Факти-

ческие

«Человек-живое существо (организм)» (16 часов)

1.

Организм человека. Нервная система

Человек — живой организм. Головной и спинной мозг (нервная система) – «командиры нашего организма».

Фронтальная.

Чтение, учебный диалог

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

2.

Организм человека. Нервная система

«Работа » головного  и спинного мозга

Фронтальная. Чтение и обсуждение текста

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

3.

Двигательная система организма человека

Скелет – опора тела. Кости и мышцы: значение для двигательной деятельности человека. Их «работа». Укрепление костей и мышц

Фронтальная,  работа в парах. Чтение и обсуждение текста, составление плана

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

4.

 Пищеварительная система 

Почему человек должен питаться. Как пища переваривается.

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, работа  с учебными материалами

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, модели органов человека

5.

Пищеварительная система 

Органы пищеварительной системы. Как беречь зубы.

Индивидуальная, работа в парах. Чтение, составление памятки

Учебник,

рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

6.

Дыхательная система

Дыхание – признак живого организма. Как работает дыхательная система. Как беречь дыхательную систему.

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, опыт, работа с учебными заданиями

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

7.

 Кровеносная система

Кровеносная система: роль в жизни организма, функции («работа»).

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, учебный диалог, наблюдение

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

8.

 Как организм удаляет ненужные ему вещества

Организм освобождается  от ненужных и вредных для него веществ с помощью органов выделения. К ним относятся: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Главный орган выделения – почки.

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, работа со схемой

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

9.

Кожа

Кожа – самый обширный орган нашего тела. Значение кожи для жизни организма. Строение кожи. Как кожа «работает». О коже нужно заботиться.

Фронтальная,  работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки

Учебник,

рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

10.

Как человек воспринимает окружающий мир

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, беседа, наблюдение

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

11.

Как человек воспринимает окружающий мир

Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Фронтальная,  работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки

Учебник,

рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

12.

Как человек воспринимает окружающий мир

Значение органов чувств.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, д/и «Откуда звук»

Учебник,

рабочая тетрадь

13.

Как человек воспринимает окружающий мир

«Работа» органов чувств.

Опыт.

Работа в парах.

Самостоятельная работа

Карточка с заданиями,

рабочая тетрадь,

[1], с.219-221

14.

Мир чувств

Всё, что воспринимает человек в окружающем мире, вызывает у него ответную эмоциональную реакцию. Эмоции: положительные и отрицательные, простые и сложные (чувства). Чувства могут быть только у человека, они раскрывают отношение человека к природе, другим людям, общественным явлениям, самому себе.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение, составление памятки

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

15.

Внимание

Внимание – особенность человека выделять что-то в окружающем мире. Внимание – необходимое свойство для ориентировки в мире, его познания и объяснения. Внимание можно развивать.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

16.

Память

Память – способность человека запоминать впечатления, полученные от восприятия окружающего мира.

Фронтальная,  работа в группах. Чтение и обсуждение, составление памятки

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

 «Ты и твоё здоровье» (12 часов)

17.

Режим дня

Что такое здоровье человека. Почему нужно выполнять режим дня: его значение в жизни человека.

Фронтальная,  работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

18.

Режим дня

Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека.

Индивидуальная.

Составление памятки

Учебник,

м/м презентация,

листы бумаги А4, фломастеры

19.

Правила закаливания

Закаливание полезно для здоровья. Закаливание – это тренировка организма. Правила закаливания.

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, работа  с текстом

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

20.

Можно ли снять усталость?

Если мало двигаться, не соблюдать режим дня, не чередовать физическую и умственную нагрузку, то организм устаёт. Правила снятия усталости.

Фронтальная,  индивидуальная.  Чтение, работа  с текстом

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, секундомер

21.

Поговорим о вредных привычках

Курение, употребление алкоголя и наркотиков – всё это вредно для здоровья и жизни человека.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

22.

Поговорим о вредных привычках

Нужно знать опасности, которые связаны с вредными привычками, и воспитывать в себе их неприятие.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа со схемами

Учебник, рабочая тетрадь

23.

Когда дом становится опасным

Если не соблюдать правила безопасного обращения  с предметами, то могут возникнуть опасные для жизни и здоровья ситуации.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

24.

Когда дом становится опасным

Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами.

Фронтальная,  работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

25.

Улица полна неожиданностей

На дорогах и улицах людей подстерегают опасности. Что предпринять, чтобы не попасть в ситуации, опасные для жизни и здоровья.

Фронтальная,  работа в парах. Беседа, р/и «Сигналы  регулировщика»

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

26.

Улица полна неожиданностей

Опасности на дороге. ПДД.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, моделирование

Учебник, рабочая тетрадь, модели светофоров, дорожных знаков

27.

Если случилась беда

В жизни могут возникнуть ситуации, в результате которых человек получает ушибы, травмы, переломы.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

28.

Если случилась беда

Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Фронтальная,

работа в парах, р/и

«Первая помощь»

Учебник, аптечка, перевязочные материалы

 «Человек-часть природы» (2 часа)

29.

Чем человек отличается от животного?

Человек – часть природы, многие особенности организма человека напоминают особенности организма животного. Человек отличается от животного мозгом, нервной системой, интеллектуальными особенностями. Человек владеет мышлением, речью, может создать орудия труда, произведения искусства.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение, выполнение учебных заданий

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

30.

От рождения до старости

Возраст человека. Условия роста и развития человека. Пора детства. Почему пожилым людям требуется помощь и поддержка. Опыт

Фронтальная, индивидуальная.

Самостоятельная работа

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

[1], с. 222-223

 «Человек среди людей» (5 часов)

31.

Поговорим о доброте

Человек живёт среди людей, поэтому должен знать правила взаимодействия с ними. Доброта – необходимое для человека качество, которое помогает правильно общаться с окружающими людьми.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, объяснение смысла крылатых выражений

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

32.

Что такое справедливость

Справедливый человек – это тот, который никогда не перекладывает свою вину на другого. Справедливость – важное качество настоящего человека.

Фронтальная,  работа в парах. Учебный диалог, составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

33.

О смелости

Смелость – важное качество человека.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение текста

Учебник, рабочая тетрадь

34.

Умеешь  ли ты общаться?

Чтобы жить с людьми в мире и согласии, не испытывать огорчений, нужно уметь правильно общаться в соответствии с установленными в обществе правилами культурного общения.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение и анализ учебных материалов

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

35.

Умеешь  ли ты общаться?

Культура письма.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная. Письменная работа, составление памятки

Учебник, рабочая тетрадь [1], с223-224

 «Родная страна: от края до края» (10 часов)

36.

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра

Каждый гражданин должен знать свою Родину. Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного  мира, труда и быта людей природных зон (Арктика, тундра).

Фронтальная,  работа в парах. Учебный диалог, составление тезисов, пересказ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, карта «Природные зоны России», иллюстрации

37.

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного  мира, труда и быта людей природных зон (тайга, смешанный лес).

Фронтальная,  работа в парах. Чтение, работа с таблицей

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, карта «Природные зоны России», иллюстрации

38.

Природные зоны России. Степи и пустыни

Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного  мира, труда и быта людей природных зон (степи, пустыни).

Работа в парах, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, заполнение таблицы

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, карта «Природные зоны России», иллюстрации

39.

Почвы России

Почва – среда обитания растений и животных, состав почв России. Какую почву называют плодородной. Охрана почв.

Фронтальная

Учебный диалог, рассказ учителя

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации

40.

Рельеф России

Рельеф России. Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины – местоположение, особенности.

Фронтальная, индивидуальная.

Учебный диалог, работа с картой

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, Физическая карта

41.

Рельеф России

Рельеф России. Урал – Каменный пояс.

Фронтальная, индивидуальная. Чтение, выполнение учебных заданий

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, Физическая карта

42.

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города. Выбор места для основания города. Характеристика города как населённого пункта.

Фронтальная, индивидуальная.

Чтение и анализ учебных материалов

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

43.

Россия и её соседи. Япония

Люди нашей планеты, независимо от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять мир, добрососедские отношения. Страны, граничащие с Россией. Япония – Страна восходящего солнца. Особенности природы, жизни труда, быта граждан Японии.

Фронтальная

Рассказ учителя, чтение и анализ учебных материалов

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, географическая карта, иллюстрации с изображением Японии

44.

Россия и её соседи. Китай

Люди нашей планеты, независимо от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять мир, добрососедские отношения. Страны, граничащие с Россией. Китай  – страна природных контрастов. Особенности  жизни, труда и быта граждан Китая.

Работа в парах, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, географическая карта, иллюстрации с изображением Китая

45.

Россия и её соседи. Королевство Дания

Страны, граничащие с Россией. Королевство Дания – западный сосед России. Особенности Дании как островного государства.

Работа в парах, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, самостоятельная работа

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации с изображением Дании

[1], с.224-225

 «Человек-творец культурных ценностей» (12 часов)

46.

Что такое культура

Что такое культура. Почему гражданин должен знать культуру своей страны.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

47.

Из истории письменности

Как возникла письменность. Какие книги были в Древней Руси. Кто такие летописцы.

Фронтальная,  работа в парах. Чтение, творческое задание

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

48.

О первых школах и книгах

Образование – часть культуры. Получение образования – обязанность гражданина России. Почему обществу нужны образованные люди.

Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

49.

О первых школах и книгах

Возникновение первых школ на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение».

Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрация книги «Поучение»

50.

Чему и как учились при Петре I.

Начало XVIII века – время правления Петра I. Развитие образования во время царствования Петра I. Какие школы были в  XVIII веке. Образование после Петра I. Первые университеты в России.

Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, портрет Петра I

51.

Русское искусство до XVIII века.

Искусство – часть культуры. Архитектурные памятники древности. Русская икона: тема, герои, особенности выразительных средств (цвет, пространство),

 Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа с иллюстративным материалом

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации с изображением старинных икон

52.

Русское искусство до XVIII века.

Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка и обрядовые праздники наших предков. Первые артисты на Руси – скоморохи.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа с иллюстративным материалом

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

53.

Искусство России XVIII века.

Искусство России XVIII века: архитектура.

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, составление рассказа-описания

Учебник, рабочая тетрадь

54.

Искусство России XVIII века.

Искусство России XVIII  века: живопись, театр.

Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов

Учебник, рабочая тетрадь

55.

Золотой век русской культуры (XIX век).

Интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятия «Золотой век русской культуры».

Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение и анализ учебных материалов

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

56.

Золотой век русской культуры

(XIX век).

Интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятия «передвижники».

Работа в парах, индивидуальная. Составление сообщений, анализ

Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

57.

Искусство России XX века.

Искусство России XX века: архитектура, живопись, литература.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная. Письменная работа

Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

[1], с.225-228

«Человек-защитник своего Отечества» (5 часов)

58.

Как Русь  боролась с половцами. Битва на Чудском озере.

Человек – гражданин – защитник своего Отечества.

Фронтальная. Рассказ учителя, работа с учебником

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

59.

Куликовская битва.

Защита Родины – долг каждого гражданина.

Фронтальная, индивидуальная. Чтение и обсуждение текста учебника, практическая работа

Учебник, рабочая тетрадь, историческая карта

60.

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа.

Фронтальная. Рассказ учителя, работа с учебником

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, историческая карта

61.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Основные сражения Великой Отечественной войны.

Фронтальная, индивидуальная. Рассказ учителя, работа с учебными материалами

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

62.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Героизм воинов и людей в тылу.

Фронтальная, индивидуальная. Выполнение проекта,

сообщения

Творческие проекты учащихся

«Гражданин и государство» (3 часа)

63.

Гражданин и государство

Мы живём в Российском государстве. Права и обязанности гражданина.

Фронтальная, индивидуальная. Беседа, работа с учебными материалами

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

64.

Гражданин и государство

Государственный язык России. Права и обязанности российских граждан.

Фронтальная, индивидуальная. Беседа, работа с учебными материалами

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

65.

Гражданин и государство

Символы государства: гимн, герб, флаг.

Работа в парах, индивидуальная. Работа с учебными материалами

Учебник, рабочая тетрадь, м/м презентация

«Экскурсии» (3 часа)

66.

Экскурсия в краеведческий музей.

Особенности флоры и фауны родного края.

Экскурсия

Учебник, рабочая тетрадь

67.

Экскурсия в художественный музей.

Известные люди – жители нашего края.

Экскурсия

Учебник, рабочая тетрадь

68.

Экскурсия в музей «Город».

Достопримечательности родного города.

Экскурсия

Учебник, рабочая тетрадь

* Виды деятельности учащихся более подробно описаны в программе (стр. 46 - 48).

Приложение

  1. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. 2-е изд., доп. – М. :   Вентана-Граф, 2013. – 232 с.
  2. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
  3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 32 с. : ил.
  4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 48 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...