Март-капельник
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Гриценко Наталья Сергеевна

Данный конспект урока раскрывает основные характеристики наступления весны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart-kapelnik.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Март – капельник».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной, развития умений анализировать народные приметы и народные названия месяца – «капельник», объяснять причину появления проталин, таяния снега.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщать и систематизировать представления детей о временах года;
  • уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно;
  • познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;
  • научить определять последовательность событий в природе и их связи;
  • обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор

Развивающие:

  • развивать познавательную активность,  аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную  сферу личности;
  • развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • создать атмосферу благоприятного психологического климата и  успешности  для каждого ученика

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц, выполнять анализ народных примет, объяснять причины проявления проталин, таяния снега.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентирование  в учебнике.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение договариваться  и приходить  к общему решению в совместной деятельности; овладение умением работать в паре.

Личностные: осознание значения учебной деятельности; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • учебник « Окружающий мир 1 класс» Виноградова Н.Ф. М.: Вентана-граф 2014г.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технология использования в обучении игровых методов
  • технология проблемного обучения
  • обучение в сотрудничестве
  • информационно – коммуникативные технологии.

Технологическая карта урока окружающего мира

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У У Д

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

На уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в группах.  

Вспомним правила работы в группах.

- Сегодня, как всегда, вы должны будете оценить свою работу на уроке, оценить свой собственный вклад в работу всего класса. Для этого мы воспользуемся листом.

Приветствуют учителя,

проговаривают правила работы в парах и группах.

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

Повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке.

Обратите внимание на экран и ответьте на следующие вопросы:

Что такое природа? (Слайд1)

- Какая бывает природа? (Слайд 2)

- Что относится к живой природе? Что относится к неживой природе? (Слайд 3)

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока. 

В марте небо посветлело,
Кружевные облака
Треплет ветер то и дело
За округлые бока.
Солнце землю согревает,
Почерневший снег ворчит.
Он ворчит и дружно тает,
А потом ручьём журчит!

Итак, о чем же пойдет речь на уроке? (Слайд 4)

Правильно, тема нашего  урока «Март-капельник» 

 Предположите, почему «капельник»?

Какой  будет цель нашего урока?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Мнения детей выслушиваются и выводятся цели урока.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные -

самостоятельное

выделение -

формулирование познавательной цели; логические -

формулирование

проблемы

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков.

Совместное открытие нового.

Какие времена года вы знаете? (Слайд 5)

 У каждой группы есть своя иллюстрация, отгадайте, какое  время года изображено на ней и докажите почему.

По каким признакам мы узнаём, что наступила весна?

А почему все тает весной?

На уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Ребята, слышите, чей-то голос? (Аудиозапись из мультфильма «Вини-Пух») К нам на урок пришел гость, узнали его? (Слайд6). Вини-Пух пришел к нам за помощью. Послушайте, какая проблема у него возникла.(Слайд7)

 Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Я задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? И я обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.

Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник. (Слайд8)

Ослик: Стало теплее. (Слайд 9)

Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.(Слайд10)

Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.(Слайд11)

Кто же из них прав, какое главное, изменение в природе весной? (Слайд12)

-Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на следующие вопросы:

- Почему прилетают птицы?

-Почему просыпаются звери?

-Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

 Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

-Сделайте вывод: кто из друзей Вини- Пуха прав? (Слайд 13)

Обучающиеся высказывают свои варианты.

Работа в группах.

Выделяют главный фактор изменения в природе с приходом весны (потепление).

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка для глаз.

А сейчас мы с вами отдохнём и посмотрим, как распускаются цветы. (Слайд 14).

Первичное закрепление.

Сегодня с вами мы будем учеными- исследователями, скажите, а чем занимаются ученые? А теперь, ответьте на мой вопрос, знаете ли вы, что обозначает ваше название команды?

Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию, которая расположена у вас на табличке.

Итак, орнитологи, что вы сегодня исследуете?  Изменения, происходящие с птицами с приходом весны. Почему у вас на табличке изображен ворон? Ботаники- изменения, происходящие с растениями с приходом весны. Почему у вас изображен подснежник на табличке.  Зоологи- Изменения, происходящие с животными с приходом весны. (Почему у вас изображен медведь?)

Молодцы! Обратите свое внимание на экран. Первой группе орнитологов, нужно составить рассказ из фрагмента видео (Прилет птиц). Какие изменения происходят с приходом весны в живой природе? Группе ботаников необходимо сложить пазл, и из получившейся иллюстрации составить рассказ (иллюстрация подснежника). Группе зоологов необходимо отгадать загадку:

Летом гуляет,

Зимой отдыхает (Медведь), и также, с помощью отгадки  составить рассказ.

Микроитог. Итак, какой вывод мы с вами можем сделать? Что происходит с живой природой весной?  Правильно, она пробуждается.

Обучающиеся высказывают свои предположения о связи названия команды с их деятельностью на уроке.

Работа в группах. Обучающиеся работают по предложенному плану.

Обучающиеся отвечают на вопросы и приходят к единому мнению, о том, что весной природа оживает, пробуждается.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные:

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Физминутка

Электронная физминутка.  

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с учебником.

- Откройте учебник и ответьте на вопросы в карточках.

1 группа отвечает на вопрос.

У каких животных появляются ранней весной детёныши?

Что делает медведь в первом месяце весны? (группа зоологов)

2 группа отвечает на вопрос.

Какие птицы прилетают с юга первыми?

Где они строят свои гнёзда? (группа орнитологов)

3 группа отвечает на вопрос.

Почему март называют «капельником»?

Какой первый цветок появляется из-под снега? (группа ботаников)

Как вы считаете, справились ли вы с заданием?

Перечислим признаки весны в неживой природе. (Слайд 15-17 )

Обратите внимание на экран.

Первый признак весны -солнце. 

Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе - это таяние снега. (Начинает таять и лёд. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду).

Правильно, начинается ледоход. Ребята, скажите, а почему он так назван, ледоход?

Третий признак. Иллюстрация дождя. 

(Весной идёт дождь, а не снег).

Микроитог. Итак, ответьте, какие же признаки весны мы с вами перечислили?

 - А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Тогда следующее задание не составит для вас труда. “Доскажите словечко”.

 Прошла зима

 И каждый рад.

 Спешит весна,

 И месяц … (март!)

 За ним другой стучится в дверь,

 И называется … (апрель!)

 И третий месяц вспоминай,

 Как называется он? … (май!) (Слайд 18-20)

Молодцы! Ребята, многие художники и поэты называли весну - утром года, согласны ли вы с ними, почему?

Но мы с вами также можем быть художниками, я вам сейчас предлагаю, дружно всем вместе  написать  весеннюю картину: Итак перед вами весенний лес. Чего здесь не хватает? Итак, с точки зрения команды орнитологов, чего здесь не хватает  – ваши предложения, команда Ботаников ваши предложения, и команда зоологов.

Обучающиеся работают с учебником, по алгоритму, отвечая на поставленные вопросы. 

Самооценивание групп - выражение мнения.  

Обучающиеся анализируют, предполагают, о том, какие признаки неживой природы влияют на приход весны.

Обучающиеся перечисляют основные признаки весны.

Обучающиеся высказывают свои варианты.

Обучающиеся выходят к доске дополняют, рисуют.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

Подведение итогов

Используя знания, полученные на уроке, выберите правильный вариант ответа:

1. После, какого времени года наступает весна?

а) Лето;

б) Зима;

в) Осень.

2. Как весну называют в народе?

а) День года;

б) Утро года;

в) Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

а) Дети;

б) Сосульки;

в) Взрослые.

4. Во что превращается снег на солнце?

а) В талую воду;

б) В стылую воду;

в) В сутулую воду.

5. Что происходит со льдом на реке весной?

    а) Ледопрыг;

      б) Ледобег;

в) Ледоход. (Слайд 21- 24)

Отвечают на вопросы тестов.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

смыслообразование

Рефлексия

Вот и подошел к концу наш урок. (Слайд 25)

- Какие открытия вы сделали?

Я запомнил, что:

Меня удивило, что:

Я впервые узнал, что:

 Сейчас  предлагаю Вам попробовать оценить свою работу самостоятельно.

Перед вами весенняя поляна, но она пуста, у вас на столах лежат два цветка: красный и синий. Если вы считаете, что на уроке вам было интересно, и вы поработали отлично, выберите красный цветок.  Если вы считаете, что ваша работа на уроке была не совсем успешной, выберите синий цветок и прикрепите их на нашу весеннюю поляну.

 Если снег повсюду тает,

 День становится длинней,

 Если все зазеленело,

 И в полях бежит ручей,

 Если солнце ярче светит,

 Если птицам не до сна,

 Если стал теплее ветер,

  Значит, к нам пришла весна!  

Поднялись, вышли из-за парт, спасибо за работу на уроке.

 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

рефлексия;

личностные:

смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Март-капельник"

Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...

Методическая шкатулка "Март-капельник".

Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация....

Март - капельник

   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6000973","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 215px; height: 162px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...

Тема урока: «Март – капельник»

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

презентация к уроку " Март- капельник"

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

Март-капельник

Урок окружающего мира...