Тема урока: «Март – капельник»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шуршалова Наталия Анатольевна

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в  

           природе с наступлением весны;

           дать учащимся представление о характерных признаках весны  в  

           неживой природе и живой природе;

           уметь определять по внешним признакам период наступления весны;

           развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать   

           выводы;

           воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к    

          природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr._mir_1_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Март – капельник»

 Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в  

           природе с наступлением весны;

           дать учащимся представление о характерных признаках весны  в  

           неживой природе и живой природе;

           уметь определять по внешним признакам период наступления весны;

           развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать  

           выводы;

           воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к    

          природе.

Оборудование: учебник «Окружающий мир 1 класс»;

                            подборка слайдов на весеннюю тематику;

                            голоса птиц ( иволги, зяблика, синицы)

                             аудиозапись « Весенний шум»

                             

                                                 Ход урока

1. Организационный момент

   

     Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

   Постарайтесь всё понять,

   Хорошо запоминать.

2. Введение в тему урока.

 

- Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.

Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

(Звучит аудиозапись)

- Что вы услышали в этой музыке?

( журчание ручейка, пение птиц)

-Послушайте внимательно стихотворение А.Фета и скажите, о каком времени года в нем  говорится?

 Снова птицы летят издалёка,

 К берегам, расторгающим лёд,

 Солнце тёплое ходит высоко

 И душистого ландыша ждёт.

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

- Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении?

( прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше, весной цветут ландыши)

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Послушайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь.

    Дует тёплый южный ветер,

    Солнышко всё ярче светит,

     Снег худеет, мякнет, тает,

      Грач горластый прилетает.

      Что за месяц? Кто узнает?   ( март)

- Сегодня на уроке мы поговорим   с вами о марте. В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.

 Прочитайте тему нашего урока.

 1 Слайд  « Март – капельник»

Март - протальник.

Рано затает – долго не растает.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.

4. Знакомство с признаками весны в природе.

- Какое время года наступило? ( весна)

- Назовите сегодняшнюю дату? ( 19 марта)

А совсем скоро, 21 марта наступит день весеннего равноденствия. Когда количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Настоящий праздник света!

-Послушайте стихотворение А.Плещеева и определите в нём приметы весны.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною….

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- О каких признаках весны вы услышали в стихотворении?

( тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче и стало теплей, небо голубое, лес оденется листвою, запоют птицы)

-Ребята, а какое настроение бывает у людей весной? ( радостное, хорошее)

-Почему? ( радуются теплу, солнышку)

 - Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением тёплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.

3 слайд « Пробуждение весеннего леса »

 Март – первый месяц весны. На земле ещё по – прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А то, глядишь, такая метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. И всё-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это совсем не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

Как ослепительно светит солнце. Свет от него совсем не такой, как бывало зимой. Теперь он густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. А поглядите на небо – сейчас оно синее- синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись облака.

4 слайд « Проталины»

 Самый заметный признак наступления  весны в неживой природе – таяние снега. Сначала он тает вблизи деревьев, построек. Затем  на полях, на буграх появляются первые проталинки.  Позже тает снег в лесу. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки.

5 слайд «Река»

 От весеннего тепла начинают вскрываться водоёмы. Сначала лёд на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лёд раскалывается. На озёрах

льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это - ледоход.

Так и хочется пройтись по последнему льду. Очень опасно выходить весной на лёд водоёмов. Кажется, что лёд ещё очень крепок, но легко  можно попасть в едва затянутую льдом трещину, прорубь. Весенний лёд непрочный, легко раскалывается. Человек может провалиться в воду. Лучше воздержаться весной от заманчивых прогулок по последнему льду водоёмов. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.  Поэтому нельзя выходить на лёд самим и не разрешать другим.

 

5. Работа с текстом ( учебником)

 - А сейчас, давайте прочитаем рассказ « Март – капельник»

5 слайд

-Ребята, как называется рассказ?

( март – капельник)

- Почему его так называют?

( тают сосульки, капает вода с крыши)

6 слайд: « Сосульки на крыше»

Светятся, искрятся на солнце сосульки. С каждым днём становится их всё больше. Капля за каплей, наращивая ледяную рубаху, прибавляют сосульки и  в длину и в ширину. Но расти им недолго. Как только одолеет весеннее тепло холод, побегут капельки из ледяного  плена. Весело и звонко падают они, образуя многочисленные лужицы. Началась весенняя капель.

Капель-  падение капель с тающих сосулек или снега.

 

-Какое ещё весеннее слово вы услышали в этом рассказе?

( проталины)

7 слайд: « Проталины»

- С каждым днём снег всё более рыхлый. Потерял он белизну – потускнел, стал тёмно – серым. Тёплые ветры, словно языком, слизывают снег с земли, оставляя тёмные пятна проталин. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Проталин становится всё больше и больше.  

Что такое проталины?

( чёрныё пятна на солнечных пригорках)

- А сейчас ребята, послушайте, какая проблема возникла у Вини - Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Вини – Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.

Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник.

Ослик: Стало теплее.

Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.

Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.

 - Ребята, на что вы обратили внимание?

(  Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)

- Какой вопрос возникает?

( кто же из них прав, какое главное, основное изменение в природе весной?)

 -Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему?

- Почему прилетают птицы?

( стало теплее, появляется корм)

-Почему просыпаются звери?

(стало теплее, можно найти еду)

-Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

( стало теплее)

- Значит, какое изменение в природе весной  самое главное?

( потепление)

-Сделайте вывод: кто из друзей Вини- Пуха прав?

( прав ослик)

 - А сейчас мы с вами отдохнём и посмотрим, как распускаются цветы

6. Физминутка  для глаз.

8 слайд « Распускание цветов»

7. Изменения в живой природе.

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные птицы. У нас они снова находят себе достаточно корма: появились насекомые, а на освободившейся от снега земле много прошлогодних семян.

- Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. А теперь отгадайте загадку, о какой птице идёт речь.

   Всех перелётных птиц черней,

   Чистит он пашню от червей.

  Взад – вперёд по пашне вскачь.

 А зовётся птица ( грач)

 9 слайд « Грач»

 Как вы думаете, почему мы заговорили именно об этой птице?

( считают, что с прилётом грачей в наших краях начинается весна)

 Март – время прилёта грачей в родные края.

Первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны.

Грач – одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу: она верный друг человека. Грач уничтожает до 8000 вредных червей и гусениц.

К нам грачи прилетели 10 марта.

 Многие поэты и художники посвящали свои произведения этим птицам.

- Художник  Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал удивительную картину, которая так и называется – «Грачи прилетели».

10 слайд репродукции картины А.К.Саврасова « Грачи прилетели»

Он передал тот момент, когда в природе всё начинает меняться, всё приходит в движение. На старых покривившихся берёзках множество грачиных гнёзд. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляют старые гнёзда, стаями и в одиночку кружатся в прозрачном  весеннем воздухе. Узкой лентой раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. На картине хорошо видны первые проталины.

- Так какая же птица прилетает первой?

-Почему?

( Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. У грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.)

А теперь давайте послушаем  народные приметы, связанные с прилётом грачей.

11слайд с приметами.

Конец марта – время прилёта скворцов.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

12 слайд «Прилёт скворцов»

Скворец – наш постоянный сосед, пользующийся  уже давно покровительством человека. Скворцы охотно поселяются в дуплянках. Подобрав скворечник, скворцы производят его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовят новое. Скворцы большие друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов.

-Вслед за скворцами прилетают жаворонки.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения

13 слайд « Жаворонок»

- После прилёта жаворонки держатся на проталинах, где они собирают корм – семена растений.  Поедая на полях мелких насекомых и семена сорняков, жаворонок приносит пользу.  Эти птицы – насекомоядные. Своё гнездо жаворонок строит на земле. Оно несложно: ямка, выстланная соломинами и травинками.

-Как вы думаете, почему жаворонки прилетают позже?

( появляются первые насекомые – корм для жаворонков)

- А сейчас давайте прочитаем стихотворение И.Никитина и подумаем, о каких гостях говорит поэт.

14 слайд «Стихотворение»

- О каких же гостях говорит поэт?

( о птицах)

-Весной возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы.

15 слайд « Гнездо с грачатами»

 Вскоре грачи принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. Грачей нельзя отнести к лучшим «строителям». Они строят из сучьев и ветвей грубые гнёзда. Посмотришь на гнездо птицы и диву даёшься: без рук, а строит лучше иного человека. Что только не найдёшь в гнезде птицы: травинки, солома, стебли, листья, мох, а внутри, чтобы было тепло и уютно, для этого птицы выстилают гнездо пухом, шерстью. Смазан весь строительный материал клейкой слюной.

Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года.

Зимой мы с вами развешивали для них кормушки и подкармливали птиц.

- Что нужно сделать для них весной?

Птицы весной строят гнёзда и выводят птенцов. Птиц нельзя беспокоить и тревожить  на гнёздах: они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Нужно защищать их от врагов.  

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны птиц?

( не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, развесить скворечники, не разорять гнёзда)

 - С 1928 года у нас ежегодно проводится « День птиц»

8. Физминутка

                  За тучку солнце спряталось

                 На целую минутку,

                 А мы все дружно проведём

                Физкультурную минутку

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

9. Беседа о жизни животных.

- Ребята, вспомните о какой особенности весны говорила Сова?

( просыпаются звери)

- Сейчас мы узнаем, кто уже проснулся в лесу? Отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

16 слайд « Ёжик»

Под кучей хвороста и старых листьев что- то зашуршало. Вылез оттуда сонный ёжик. И стал приводить себя в порядок после зимнего сна: отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал. Помылся и побежал еду искать.

- Как ёжик приводил себя в порядок после зимнего сна?

( отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать).

- Ребята, а что ещё происходит весной у животных?

( у зверей рождаются детёныши)

17 слайд « Зайчата в лесу»

 У зайчихи родились зайчата. Ещё лежит в лесу снег, но зайчатам тепло. Хорошо спрятала их мать-зайчиха в сухой прошлогодней траве. Здесь не найдёт их страшный зверь! Зайчата сразу после рождения остаются одни. Покормит их мать-зайчиха жирным молоком и убегает на три –четыре дня, добывает себе пищу, а зайчата и носа не показывают из гнезда. Вскоре зайчата начнут есть траву и листья. А пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком.

- Когда появляются зайчата?

( когда в лесу ещё лежит снег)

18 слайд « Лисята в норе»

В семье лисы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Мать уходит за добычей и оставляет малышей одних.

- Что вас удивило в рассказе о лисичке?

(она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей)

19 слайд « Медведица с медвежатами»

В берлоге дремлет медведица. Март – последний месяц медвежьего сна. Слышит сквозь сон , что происходит вокруг. С наступлением тепла медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшим. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком, но одновременно приучает и самостоятельно отыскивать корм.

Что изменилось в жизни медведя с наступлением весны?

20 слайд « Лосёнок в лесу»

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице – рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

- С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно  весной  у большинства   зверей появляются детёныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.

Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.

- А вы знаете, что птицы  разговаривают между собой. Давайте об этом прочитаем  рассказ « Птичьи разговоры».

10. Работа с учебником.

- Каких птиц мы можем узнать по песенке?

 В благодарность о том, что мы с вами заботимся о птицах, птички дарят нам своё пение.

21 слайд « Иволга»

22 слайд « Синица»

23 слайд « Зяблик»

- Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на – наконец пришла … Весна

Чи-чи-чи – прилетели к нам  …. Грачи

Ло-ло-ло  - нам от солнышка….. Тепло

-Развеселились?  А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем на нашей лесной весенней полянке. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса. Всмотритесь и скажите, какие там происходят чудеса?

24 слайд  « Лесная полянка»

( рассказы детей)

11. Домашнее задание

 - Ребята, помните  у нас в школе проходил праздник масленицы. Когда мы провожали зиму, сжигали чучело. По древнему славному обычаю в народе встречают весну тоже праздником.  Как только заглянет в окошко весна, в доме начинают печь « жаворонков». Есть такая примета: встретишь весну « жаворонками» - удача не обойдёт твой дом стороной. 22 марта рано утром люди выходили на улицу, поднимались на возвышенность и закликали весну, поднимали  вверх испечённых жаворонков.

-Дома вы можете узнать о том, как в деревнях пекут « жаворонков».

Прочитаете об этом на с. 149 учебника.

Повесьте дома скворечники, и вы увидите, понаблюдаете удивительную жизнь птиц,  отметьте, когда прилетят скворцы.

В тетради по окружающему миру, выполните задание к теме.

12. Подведение итогов.

Какой первый месяц весны?

Как определить начало весны?

С какими признаками весны познакомились?

( стало тепло, весеннее небо становится более голубым, тает снег, журчат ручейки, оживает вся природа, возвращаются птицы)

Какое основное изменение  происходит в природе?

( потепление)

Где вы заметили первые проталинки?

Кого мы ждём в конце марта?

Какая птица открывает весну?

Что вы узнали нового о пернатых?

Что вы узнали о жизни животных?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Вам интересно было на уроке?


МБОУ-СОШ С. Красное Знамя

               

Открытый  урок

 по окружающему миру

в 1 классе

выполнила учитель

начальных классов

Шуршалова Н.А.

 

                             

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Март-капельник"

Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...

презентация к уроку " Март- капельник"

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

Тема: «Март-капельник. Апрель – большая вода».

Конспект урока окружающего мира с применением технологии сотрудничества....

Приложение к открытому уроку окружающего мира по теме "Март - капельник"

Приложение к открытому уроку окружающего мира по теме "Март - капельник". 1 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Групповая работа, задания....

Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Март - капельник".

Конспект открытого урока  окружающего мира в 1 классе по теме "Март - капельник". УМК Начальная школа 21 век....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «Альтернативное чтение» ТЕМА УРОКА: Март.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «Альтернативное чтение»ТЕМА УРОКА: Март.Чтение стихотворений по мнемотаблицам.Презентация к уроку....

Рабочий лист к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Март-капельник"

Рабочий лист можно использовать на уроке окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века"...