Тема: «Март-капельник. Апрель – большая вода».
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Доронина Светлана Андреевна

Конспект урока окружающего мира с применением технологии сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_mart-kapelnik.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Март-капельник. Апрель – большая вода».
Цели:
Обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны (увеличился световой день, ярче светит солнце, тает снег и лёд на водоёмах, образуются сосульки, зеленеют стволы деревьев);
Познакомить детей с весенними обитателями леса (животные, птицы)
Закрепить знания детей о правилах поведения
Развивать память, внимание, устную логическую речь, мышление, кругозор
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, аккуратность, чувство товарищества, дисциплинированность.
 

Оборудование:
Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (под ред. Н.Ф.Виноградовой); мультимедийное оборудование в кабинете начальных классов (компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска); подборка слайдов на весеннюю тематику, презентация, электронный учебник «Подарок первокласснику».

Ход урока
1. Организационный момент
2.Введение в тему урока 
У. Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

Д. – Весной.

У. – Запишите на строке.

- Давайте определим тему урока.

- О чём будем говорить на уроке? (ответы детей)

- Давайте совершим путешествие с красавицей весной.

Клип.

Что увидели?

- Что передаёт музыка?

- Какое настроение?

- Чтобы вы хотели узнать о весне?

У. - О каких признаках весны вы услышали в загадке?

У. – Прочитайте первую строчку загадки. Назовите признак.

Д. - Растаял снег.

У. – Прочитайте вторую строчку загадки. Назовите признак.

Д. - Природа проснулась.

У. – Прочитайте третью строчку загадки. Назовите признак.

Д. - День стал длиннее.

3. Работа по теме урока
У. Какие признаки наступившей весны вам приходилось наблюдать?
-Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) Сегодня мы с вами поговорим о первых весенних месяцах – … (марте и апреле).

 Наши предки славяне  называли:

Март – капельник. К весне поворот. Первый месяц весны: весна земли.

Апрель – большая вода.

Май – травень.

У. - Послушайте стихотворение.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

У. - Какой месяц описывается в этом стихотворении?

У. -.Давайте вспомним, как он называется.

Д. - Март – капельник.

У. Почему?

У. - Запишите «Март – капельник» на строке.

У. А еще в марте очень часто появляются первые проталины, вы знаете, что это такое?
Д. Черные пятна на солнечных пригорках.

У. - Отметьте «галочкой», что происходит в неживой природе в марте.

Солнце выше, чем зимой

Небо высокое

Осадки – снег с дождём

Дни стали длиннее

Потеплело

Тает снег

Появляются проталины

4. Динамическая минутка (считалочка с движениями) 
- Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:
На – на – на – наконец пришла…
Д. Весна. (хлопки)
У. Чи – чи – чи – прилетели к нам
Д. Грачи. (махи руками)
У. Ло – ло – ло – всем от солнышка
Д. Тепло. (руки вверх)
У. Развеселись? А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем в весеннем лесу. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса!
 У.А знаете ли вы, что первым прилетает грач.
У. Почему?
Дети отвечают
- Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.
Объясните, почему в народе говорят: «Увидел грача - весну встречай»
 Дети отвечают. 
У. Грач – одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу: она верный друг человека. А какие птицы тоже прилетают в марте?

Д. – Скворцы и жаворонки.

У. - Скворцы прилетают в марте.

Гнездятся обычно в скворечниках, под балконами и крышами,  реже поселяется в дуплистых деревьях.

22 марта на Руси пекли жаворонков из теста. Именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну.

5. Экологическая работа.
(Дети работают в парах, составляется заголовок к рисунку. (Например, «Берегите птиц»; «Птицы – наши друзья».

У. – Делали ли вы скворечник?

У. – Для чего они нужны?

6. Работа в учебнике.

У. – Путешествие продолжается.
У. Потеплело, а изменилась ли жизнь животных в лесу? (Да.)
У. В лесу много зверей, а вот о каких именно вы узнаете в лесных новостях, отгадав загадки:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (
Лось, для 1ряда)
Отгадайте загадку:
Длинный хвостище,
Рыжий волосище,
Сама – хитрища.
(Лиса, для 2 ряда)
Отгадайте загадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (
Медведь, для 3 ряда)
А сейчас мы с вами выполним поисковую работу. Наша задача – найти на стр.56 очень интересные лесные новости.
 У. У каждого ряда будет своё задание.1-й ряд находит в тексте описание лося, 2-й ряд- лисы, 3-й ряд – медведя.
У. О каких еще лесных жителях вы узнали в новостях? (птицы: дятел, синица, сорока)
7. Легенда о подснежнике (электронный учебник «Подарок первокласснику»: урок № 11 упражнение 2)

8. Итог урока.
У. - Какой основной признак весны? (Потепление)
Что еще происходит в природе?
Д. Весеннее небо становится более голубым и высоким.
- Стало тепло, тает снег, журчат ручейки.
- Оживает вся природа, возвращаются птицы.
У.- На страницах этой книги вы можете продолжить работу дома или на внеурочных занятиях.

- Задание каждый выберет по желанию. Можно раскрасить картинки, подобрать материал о животном и написать на строках, которые остались в этом проекте. Можно нарисовать животное.
-
 Какое настроение у вас вызывает весна?

- Если весна вызывает радость, то нарисуйте радостный смайлик.

- Если весна вызывает грусть, то нарисуйте грустный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Март-капельник"

Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...

Методическая шкатулка "Март-капельник".

Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация....

Март - капельник

   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6000973","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 215px; height: 162px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...

Тема урока: «Март – капельник»

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

Приложение к открытому уроку окружающего мира по теме "Март - капельник"

Приложение к открытому уроку окружающего мира по теме "Март - капельник". 1 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Групповая работа, задания....

Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Март - капельник".

Конспект открытого урока  окружающего мира в 1 классе по теме "Март - капельник". УМК Начальная школа 21 век....

Рабочий лист к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Март-капельник"

Рабочий лист можно использовать на уроке окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века"...