Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Март - капельник".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Спивак Маргарита Георгиевна

Конспект открытого урока  окружающего мира в 1 классе по теме "Март - капельник". УМК Начальная школа 21 век.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»

городского округа города Уфа

Республика Башкортостан

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

окружающего мира  

по теме: «Март - капельник»

1 Б класс

Учитель: Спивак Маргарита Георгиевна

УФА -2019

Тема урока: «Март – капельник».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в природе ранней весной, развития умений анализировать народные приметы и народные названия месяца марта, объяснять причину появления проталин, таяния снега.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщать и систематизировать представления детей о временах года;
  • формировать умение называть приметы весны, изменения в неживой и живой природе;
  • знакомить с народными приметами и народными названиями месяца марта;
  • учить объяснять причину появления проталин, таяния снега.

Развивающие:

  • развивать потребность в открытии новых знаний;
  • развивать аналитическое мышление, память, внимание, речь учащихся;
  • формировать интерес к наблюдению;
  • развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • создать атмосферу благоприятного сотрудничества и успешности  для каждого ученика.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц, выполнять анализ народных примет, объяснять причины проявления проталин, таяния снега.

Метапредметные:

Регулятивные:  научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи учителя.

Познавательные: научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные: научатся  оформлять свои мысли в устной форме, пересказывать небольшой текст, слушать и понимать речь других; договариваться  и приходить  к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: положительное отношение к  учебной деятельности, опыт  делового сотрудничества с одноклассниками.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • учебник «Окружающий мир 1 класс» Виноградова Н.Ф.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технология использования в обучении игровых методов
  • технология проблемного обучения
  • обучение в сотрудничестве
  • информационно – коммуникативные технологии.

Ход.

  1. Организационный момент.

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!

  1. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

-Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? Что относится к неживой природе?

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока. 

В марте небо посветлело,
Кружевные облака
Треплет ветер то и дело
За округлые бока.
Солнце землю согревает,
Почерневший снег ворчит.
Он ворчит и дружно тает,
А потом ручьём журчит!

Итак, о чем же пойдет речь на уроке?

Правильно, тема нашего  урока «Март-капельник» 

Посмотрите видеофрагмент и предположите, почему «капельник»?

(Видеофрагмент «Капель», 18 сек.)

Что хотите узнать на уроке?  Какую поставим  цель?

  1. Открытие нового знания.

- Какие времена года вы знаете? Назовите их по порядку.

Работа в группах: определить, какое время года изображено на рисунке (у каждой группы свой рисунок), доказать свой ответ.

- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна?

- Почему тает снег?

К нам в гости пришел Незнайка со своими друзьями. Незнайка задумался, что происходит в природе с приходом весны,  и обратился к своим друзьям. Послушайте, что они ответили:

Художник Тюбик сказал: «Тает снег, появляются проталины».

Астроном Стекляшкин: «Стало теплее».

Синеглазка: «Просыпаются звери от зимней спячки».

Винтик и Шпунтик: «Самое главное – прилетают перелётные птицы».

Кто же из них прав, какое главное, изменение в природе весной?

-Давайте  рассуждать:  почему тает снег и появляются проталины?

- Почему прилетают птицы?

- Почему просыпаются звери?

Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

Сделаем вывод: весной солнце сильнее нагревает землю, стало теплее.

Физминутка «Весенняя капель»

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

  1. Первичное закрепление.

- Мы поговорили об изменениях в неживой природе с приходом весны.

А что же происходит в живой природе?  Узнаем об этом из «Лесных новостей».

Просмотр видеофрагмента.

Дидактическое упражнение «Лесные новости» (учебник, стр. 56)

Ученики выбирают маски лесных животных, учитель читает текст, ученики пересказывают его от лица животного.

«В лесу снега еще полны-полно. По глубокому снегу шагают лоси. Остановились. Лакомятся кустом можжевельника.  Весной у них отрастают новые рога.

В семье лисицы пополнение.  Ранней весной в  норе родились слепые маленькие лисята. Мать уходит за добычей и оставляет малышей одних. Затем возвращается, кормит их и согревает.

В берлоге дремлет медведь. Март – последний месяц медвежьего сна. Слышит сквозь сон хозяин леса, что происходит вокруг. Ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги.

Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, весят 500 граммов. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти, в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как у медведицы молока мало, ведь медведь зимой ничего не ест.

Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти.

Ранней весной  просыпается барсук. Он часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он «лёгок на подъём», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернётся, то барсук ещё может поспать.

Синички тихо напевают: «Скоро весна!».

Парами летают лесные сплетницы – сороки».

  1. Групповая работа.

1-я группа.

Собери пословицы о весне.

Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Матушка весна всем красна.
Весною сутки мочит, а час сушит.

2-я группа.

Прочитайте  текст, выберите  из текста,  как называли  март в народе на Руси.

В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и пастбищ. Его именем так и назвали месяц.

В древней Руси год также начинался в марте, и в народе март называли:  протальник, солнцегрей, водотёк, капельник, грачевник. Эти названия  отражали природные явления этого времени года – затяжную борьбу тепла и холода.

3-я группа.

Прочитайте народные приметы. Выберите только те, в которых говорится о первом весеннем месяце - марте.

В марте день с ночью меряется, равняется.

Если синица стучит в окно – ждите замечательных известий или гостей.

В марте мороз скрипуч, да не живуч.

Март зиму ломает, весне путь очищает.

Дым столбом – к морозу.

Длинные сосульки в марте – к долгой весне.

4-я группа.

Кто из зверей просыпается весной после зимней спячки?

Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной: 
Иголок очень много, 
А ниток ни одной.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые — торчком.


Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …

5-я группа.

Перед вами картина знаменитого художника Саврасова. Подберите название к картине. Объясните свой выбор.

«Весна пришла»

«Первые проталины»

«Грачи прилетели»

6-я группа.

Прочитайте текст. Расскажите о  птицах, которые  прилетают ранней весной.

Прилетают грачи в наши края ранней весной. Недаром пословица гласит: «Если грач на горе, то весна на дворе».

Прилетев, грачи держатся небольшими стайками. Они любят бродить по распаханным приготовленным к севу полям и выискивать в мягкой влажной земле жуков, червяков и личинок.

Выступление групп.

  1. Итог. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок.

Какие открытия вы сделали?

Я запомнил, что …

Меня удивило, что…

Я впервые узнал, что …

Оцените свою работу на уроке.

Использованная литература

Окружающий мир:1–2 классы: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. — 2-е изд., доп. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 368 с.: ил.

Интернет ресурсы:

https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/c1ecd88e-479a-4160-ba6b-aa0f00fd5713/lesson/39d8d06f-d86f-41fd-a3a9-aa0f00fd5719 

https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/249-vesna

https://vashechudo.ru/malchishkam/raskaz-pro-gracha-dlja-detei-1-2-klas.html

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646248/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...