Методическая шкатулка "Март-капельник".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_shkatulka.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

                ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                                  Март - капельник

Учителя: Пушкарёва Татьяна Владимировна,

Место работы: Саратовская область, г.Петровск, МБОУ СОШ № 2

Должность: учитель начальных классов.

Номинация: Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 1

Тема: «Родная природа .Март.»

Номер урока в теме:  1урок

Базовый учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир. 2 класс».- М: Вентана – Граф, 2010г.

Цель урока: дать представление об изменениях в жизни природы в марте месяце.

Задачи:

-обучающие: учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения, показать связь живой и неживой природы.

- развивающие: развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности, развивать монологическую речь.

- воспитательные:   воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родной край.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: учебник, словарь, компьютер, мультимедиа-проектор,  карточки с заданиями для парной и групповой работы, лист самооценки.

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент

1

- Здравствуйте, ребята.  Я очень рада вас видеть. Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение.

  -  Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.  Давайте вспомним правила работы в парах и группах.

 - Сегодня, как всегда, вы должны будете оценить свою работу на уроке, оценить свой собственный вклад в работу всего класса. Для этого мы воспользуемся листом самооценки.

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, радости и успеха.

Приветствуют учителя,

проговаривают правила работы в парах и группах.

2

Актуализация знаний и

формулирование темы и цели урока.

2

1

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. Учащимся предлагается выполнить упражнения из ЭУП «Природа, человек, общество»

тема 2. Природа.        

подтема 2.1 Что такое природа.

Раздел учебные упражнения

упражнение 4,6,8

Оцени свою работу в листе самооценки.(Приложение)-

- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? Что относится к неживой природе?

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока. Тема урока «Март-капельник» Слайд 4.

- Как вы думаете, почему «капельник»?

- Какой  будет цель нашего урока? Слайд 4.

Работают с тестами №4,6,8 тема «Природа» из электронного учебного пособия

 «Природа, общество,человек»

Индивидуальная работа на компьютере.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

Мнения детей выслушиваются и выводятся цели урока.

12

Совместное открытие нового.

1,2

 - По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? Слайд 5

- Рассмотрите картину И.Левитана «Март» Слайд 6

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к марту месяцу. Слайд 7

- Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? Слайд 7.

- Оцените свою работу в парах. Лист самооценки.

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. Слайд7.

- А как потепление связано с осадками?

- Как потепление связано с состоянием снега?

Обучающиеся высказывают свои варианты.

Работа в парах

по карточке

№ 1. (приложение)

Проверка.

Самооценка.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

5

Физминутка.

1

1

- Мы с вами выяснили, какие изменения происходят в неживой природе. А изменилась ли жизнь животных?

- Откройте учебник и ответьте на вопросы в карточках. Слайд 7.

1 группа отвечает на вопрос. (С. 146)

  • У каких животных появляются ранней весной детёныши?
  • Что делает медведь в первом месяце весны?
  1. группа отвечает на вопрос.  (С.147 – 148)
  • Какие птицы прилетают с юга первыми?
  • Где они строят свои гнёзда?
  • Какие птицы прилетают вторыми?
  1. группа отвечает на вопросы.
  • Почему март называют «капельником»?
  • С какой стороны домов сосульки растают быстрее. Почему?
  • Что такое «проталины»?

Тетрадь с. 65.        

- Теперь давайте дадим слово каждой группе. Слайд 8 – 13.

Обучающиеся  делают предположения.

Работа в группах.

Обучающиеся работают с учебником и отвечают на вопросы.

3 группа с толковым словарем  С.И.Ожегова.

Отчёт групп.

15

4.

Первичное закрепление.

- Ребята на  доске написаны слова. Прочитайте  их. Выберите  из них  только те , которые относятся к марту месяцу.

 (капель, распускаются  листья, проталины, день увеличивается, день уменьшается, стало теплее, стало холоднее, прилетели грачи, улетели грачи на юг, сосульки, подснежники, река замерзает, половодье, рождение лисят)

- Давайте проверим.

Дети выходят к доске и проговаривают изменения природы в месяце март.

.

3

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас, используя знания, полученные на уроке, составьте схему, как изменения  в живой природе повлияли на живую.

На доске слова.

День увеличился →Стало теплее→Снег тает→ Прилёт грачей→Изменения в жизни зверей

- Оцените свою работу. Лист самооценки.

У обучающихся лежат слова, из которых они должны составить схему.

Работа в парах. Проверка по  эталону на доске.

3

6

Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Сегодня мы с вами побывали на экскурсии в природу. Скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы наша природа только становилась краше и не погибла?

- Молодцы. Ребята, покажите, у кого получилось больше зелёных кружков. Мы видим, что все с работой справились и тему урока поняли. Спасибо всем за работу.

Дети высказывают свои мнения.

4

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Март - капельник

ЭОР

Презентация

Разработана самостоятельно, но на основе ЭОР Пановой О.В.

2

ЭУП Природа, общество, человек»

Тесты из раздела «Что такое природа»

ЦОР

Тесты № 4,6,8.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%FD%EB%E5%EA%F2%F0%EE%ED%ED%EE%E5+%F3%F7%E5%E1%ED%EE%E5+%EF%EE%F1%EE%E1%E8%E5+%22%CF%F0%E8%F0%EE%E4%E0%2C%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%2C+%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE%22&tg=

3

Картина И.Левитана «Март»

ЦОР

Наглядный материал к уроку на этапе введения новых знаний

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6036fea7-3ed9-4ce1-b6c5-c12c1e6d7e53/Answer.html?redirected=true

Список используемой литературы.

1.  Учебник. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир. 2 класс».- М: Вентана – Граф, 2010г.

2. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф.Виноградова. – М: Вентана – Граф, 2010.

Приложение.

1. Лист самооценки.

Лист самооценки

Задания

1 задание.Тесты.

2 задание. Работа в парах по карточке № 1

3 задание. Работа в группе.

4 задание.

Зелёный цвет – у меня всё получилось, работал самостоятельно.

Жёлтый цвет –  я старался, требовалась помощь.

Красный цвет – было трудно.

2. Карточка работы в паре. Карточка № 1.

Стало холоднее.                                        Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

 Река замерзает.                                    Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                        Птицы прилетают с юга.

Тает снег.        

3. Задания для групп.

      1 группа отвечает на вопрос. (С. 146)

  • У каких животных появляются ранней весной детёныши?
  • Что делает медведь в первом месяце весны?

2 группа отвечает на вопрос.  (С.147 – 148)

  • Какие птицы прилетают с юга первыми?
  • Где они строят свои гнёзда?
  • Какие птицы прилетают вторыми?

3 группа отвечает на вопросы.

  • Почему март называют «капельником»?
  • С какой стороны домов сосульки растают быстрее. Почему?
  • Что такое «проталины»?

Тетрадь с. 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...