Русское искусство до XVIII века
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Урок составлен с использование бально-реитинговои системы и современных педагогических методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_iskusstvu_rossii_v_tk.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова  Л. В.

учитель начальных классов

ГБОУ школы №489

Московского района

г. Санкт – Петербурга

Русское искусство до XVIII века

 (с использованием бально – рейтинговой системы)

Класс: 4

УМК: «Школа XXI века»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие новых знаний

Цель для учителя: создание условий для формирования представлений о русском искусстве допетровских времен

Цель для учеников: под руководством учителя самостоятельно получить знание по теме урока

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- положительное отношение к процессу учения, к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя

- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к своей стране, к ее истории и культуре

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий

-планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами

- контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы

- оценивать результаты своих действий, находить ошибки, исправлять их

Познавательные УУД

- осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач урока

- понимать информацию, представленную в разных формах (вербальной, изобразительной и тд)

Коммуникативные УУД

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах

- допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам

Предметные результаты

- осознание того, что искусство Руси сформировалось под влиянием различных условий

-формирование представлений о влиянии принятия христианства на искусство Руси

- начало работы над созданием представлений о различных направлениях искусства России в различные исторические эпохи

Основные понятия: искусство, архитектура, живопись, народные ремесла и промыслы, скоморошество, народные инструменты , христианство, крещение.

Межпредметные связи: МХК, ОРКСЭ, история, литературное чтение

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная

Технология: элементы технологии критического мышления, бально – рейтинговая система

Оборудование: интерактивная доска – экран, индивидуальные технологические карты учеников, система карточек с заданиями, канцелярские принадлежности для создания творческого продукта

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Виды деятельности обучающихся

Планируемые

Предметные

результаты

УУД

Организационный момент

Приветствие детей.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое слово объединяет все три высказывания? О чем в них говориться?

  1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (музыки, кино, живописи, архитектуре и т.д.)
    2. Умение, мастерство, знание дела.
    3. Само дело, требующее такого умения, мастерства.

Какова сегодня тема урока?

Рассаживаются по местам, настраиваются на урок

Определяют тему урока.

Включение обучающихся в образовательный процесс

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

Актуализация знаний

Заполнение кластера

Фронтальный опрос

Определение цели урока

Учитель предлагает детям заполнить кластер ассоциаций к понятию «Искусство», на основе ассоциаций детей составляется общий кластер на доске.

Учитель задает вопросы учащимся на повторение имеющихся знаний, опираясь на ассоциации, записанные в кластер:

Какие виды искусства можете назвать?

Менялось ли искусство со временем?

Какие исторические события и личности повлияли на развитие русской культуры?

Можем ли мы расширить свои знания о русской культуре? Какова будет цель урока?

Заполняют индивидуальный кластер (не более 5ти ассоциаций), диктуют их учителю при составлении общего кластера

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цель урока.

- Узнать новое о русском искусстве, различных его видах, истории развития.

Актуализация и уточнение опорных знаний

Активное включение учащихся в образовательный процесс

Повторить основные понятия по изученным темам.

Строить речевое высказывание в устной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам

Ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий

Введение технологической карты

Показывает ТК, повторяет принципы работы с таблицей, настраивает на активную работу.

-Чем больше баллов наберете, тем выше будет отметка. (см. приложение 1).

Подписывает ТК, проставляет баллы за кластер.

Самоорганизация, самооценивание.

Готовность оценивать свой учебный труд

Открытие новых знаний

- Чтобы достигнуть поставленную цель, каждая группа будет работать по своей теме. Повторим правила работы в группе.  Внимательно читайте задание, распределяйте роли, помогайте друг – другу. На выполнение заданий у вас 15 минут. (Учитель оказывает помощь группам, контролирует поведение, следит за временем).

Повторяют правила работы в группе: взаимопомощь, умение слушать, умение уступать, находить компромиссы, договариваться, не кричать и т.д.)

Учащиеся открывают конверты с заданиями, изучают материалы, распределяют роли в группах, выполняют задания.

Коммуникативная деятельность. Распределение ролей, групповая работа по выполнению задания (в каждой группе задания позволяют проявить разные способности, дети имеют возможность выбора  задания по своим силам и предпочтениям).

Самостоятельная работа. Аналитическая деятельность.

Осознание того, какие события и в какой мере повлияли на развитие русского искусства.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах.

Планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами.

Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы.

Осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач, понимать информацию, представленную в разных формах.

Презентация командами результатов своей работы.

Организовывает выступление команд, оказывает помощь.

Настраивает на внимательное слушание.

- Возьмите таблицу  и заполняйте ее по мере выступления команд (см. приложение 2).

Задает вопросы командам на понимание своей темы.

Выступают перед одноклассниками, раскрывают тему своей группы, представляют творческие продукты.

Коммуникативная деятельность.

Самоконтроль.

Активное включение учащихся в образовательный процесс.

Осознание того, что с отменой язычества и принятием христианства,  на Руси изменилась культура, история, жизнь людей.

Формирование представлений о роли князя Владимира в развитии  Древней Руси.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы

Осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к своей стране, к ее истории и культуре.

Заполнение технологической карты

Организует заполнение ТК.

Заполняют ТК.

Самооценивание.

Оценивать результаты своих действий.

Рефлексия

Проводится на основе заполнения  таблицы.

Учитель призывает детей проанализировать заполненную во время выступления команд таблицу, организует заполнение последней части ТК.

Подсчет баллов, выставление оценок, У кого 4,5? Молодцы!

Учитель призывает детей проанализировать полученные на уроке знания и ответить на вопросы (см. приложение 3)

Анализируют свою работу на уроке.

Выставление и подсчет баллов, выставление оценок.

Дети заполняют карточку с высказываниями в  приложение №3, поднимают руки по номерам возможных вариантов ответов.

Рефлексивная деятельность. Самооценивание.

Обоснование своего выбора, анализ презентаций деятельности команд.

Иметь представления по теме урока.

Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам.

Итог урока

- Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы этой цели?

Отвечают на вопросы.

Анализ своей деятельности на уроке.

Умение провести самооценку достигнутых целей.

Домашнее задание

Спрашивает, какие варианты домашнего задания возможны по пройденной теме. Предлагает разные варианты ДЗ, оговаривает возможности индивидуального дом. задания.

Получают список возможных вариантов ДЗ.

Предоставлена возможность вариативного выполнения задания.

Определяются с заданием по выбору.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений.

Приложение 1. ТК ученика

Технологическая карта урока      

Ученика(цы)________________________________________

Работа с кластером

Баллы

  1. Я записал несколько ассоциаций в кластер

От 0 до 5 баллов

Мои баллы__________________

Работа в группе

Баллы

  1. Я активно работал в группе, выполнял свою часть работы

10 баллов

  1. Я активно работал в группе, выполнял свою часть работы, выступал перед одноклассниками

15 баллов

Мои баллы__________________

Баллы

1.В моей таблице записана информация только по теме моей группы

10

2.В моей таблиц записана большая часть информации, но не полностью

15

3.В моей таблице записана вся информация по теме урока

20

Мои баллы______________

Активность

Баллы

  1. Я активно работал, отвечал на вопросы

5 баллов

Мои баллы__________________

Я набрал(а) всего_________________ баллов

И получаю оценку ______________________

Если вы набрали:

Более от 36 до 45 баллов                      получаете 5

От 29  до 35 баллов                               получаете 4  

От 20  до 28 баллов                               получаете 3

Менее 20 баллов                                   получаете 2

Приложение 2. Карточка для заполнения

Карточка ученика (цы)____________________

Искусство России до XVIII века

Архитектура

Живопись

Музыка

Театр, кино

Народное творчество, ремесла

Приложение 3. Опрос на этапе рефлексии.

Я______________________________________________________

  1. Могу рассказать о том виде искусства, по которому работала моя группа

  1. Могу рассказать о  нескольких видах искусства на Руси до 18 века

  1. Могу рассказать обо всех видах искусства Руси до 18 века, над которыми работали ребята моего класса 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Русское искусство до XVIII века»

Тема: «Русское искусство до XVIII века»Тип урока: открытие новых знанийЦель: способствовать расширению знаний учащихся о русском искусстве до XVIII века....

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс "Искусство России XVIII века"

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс  "Искусство России XVIII века"...

Русское искусство XVIII века

На данном уроке учащиеся знакомятся с основными понятиями : искусство, архитектура, живопись, театр....

Русское искусство XVIII века. Презентация к уроку.

Презентация к уроку "Русское искусство XVIII века....

Презентация к открытому уроку по окружающему миру на тему : "Искусство XVIII века. Архитектура"

В разделе освещены основные направления, выдающиеся деятели, знаменательные события и величественные сооружения XVIII века....

Презентация на тему: "Искусство XVIII века. Живопись"

В разделе живопись представлены великие творения художников XVIII века. ( художники - А.Г. Веницианов, И.Н Агрунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский)...

Презентация на тему: "Искусство XVIII века. Государственный публичный театр"

Крепостной театр Шереметьевых. Театр Федора Волкова в Ярославле....