Русское искусство XVIII века
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бузаджи Галина Николаевна

На данном уроке учащиеся знакомятся с основными понятиями : искусство, архитектура, живопись, театр. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_xviii_veka.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русское искусство 18 века»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие новых знаний

Цель для учителя: создание условий для формирования представлений о русском искусстве 18 века

Цель для учеников: под руководством учителя самостоятельно получить знание по теме урока

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- положительное отношение к процессу учения, к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к своей стране, к ее истории и культуре

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий

- контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы

Познавательные УУД

- осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач урока

- понимать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы,

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах

- допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам

Предметные результаты

-  начало работы над созданием представлений о различных направлениях искусства России в различные исторические эпохи

Основные понятия: искусство, архитектура, живопись, театр.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: система карточек с заданиями, канцелярские принадлежности для создания творческого продукта, карточки со словами (павильон, резиденция, фасад, зодчество, Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди, Катальная горка, Большой дворец, Екатерининский дворец, Зимний дворец).   Иллюстрации Катальной горки (г. Ломоносов), Большой дворец (Петергоф), Екатерининский дворец (г. Пушкин), Зимний дворец (г. Санкт-Петербург), видеофильм «Санкт-Петербург. Эрмитаж».


Структура урока

I.Организационный момент

-Как вы думаете, какое слово объединяет все три высказывания?

1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (музыки, кино, живописи, архитектуре и т.д.)
2. Умение, мастерство, знание дела.
3. Само дело, требующее такого умения, мастерства. (Искусство)

-Какие виды искусства можете назвать?

Открываются на доске:  зодчество иконопись архитектура резьба по дереву художественные ремесла

- Расскажите о 2-3 событиях русского искусства до 18 века, которые особенно запомнились.

До XYIII века самыми красивыми и величественными сооружениями в России были соборы и царские палаты.

II.  Минутка отдыха

Перед вами конверты. Здесь фрагменты дворцов. В группах соберите дворец и приклейте на лист.

Учащимся предлагается собрать иллюстрацию здания Катальной горки, Большого дворца, Екатерининского дворца, Зимнего дворца по фрагментам. Звучит музыка.

Ученики сравнивают собранные из фрагментов иллюстрации с иллюстрациями на слайде

Назовите эти здания

-Принадлежат ли эти постройки к периоду, который мы изучали?

-Почему так решили?

Когда появились эти постройки?

-Какова сегодня тема урока?

II. Актуализация знаний

-Можем ли мы расширить свои знания о русской культуре?

-Какова будет цель урока?

-Что хотели узнать?

 – Сегодня мы познакомимся с архитектурными памятниками, искусством  XYIII века.

- Что каждому из вас дает изучение дает изучение этой темы.

Предлагаю составить план

Чтобы достигнуть поставленной цели, каждая группа будет выполнять свое задание.

Напомним правила работы в группе.  

Внимательно читать задание

Распределять роли

Помогать друг – другу.

III.  Открытие новых знаний

1. Работа с текстом учебника

–Обратимся к тексту.
 – Прочитайте 1-й и 2-й абзацы. Какой была архитектура?
– Что строили до XYIII века?
– Какие же должны быть постройки? (Постройки должны быть прочными, крепкими).

– Назовите архитектора.
– Из какой страны он приехал?
– Как относился к России?

С начала этого века большое внимание уделяется внешнему виду жилых домов, набережных, торговых домов, театров, учебных заведений. Конечно, такие изменения в строительстве и архитектуре происходили в основном в столице и в крупных городах России.
В те годы русские зодчие многому учились у мастеров других стран. В России жили и работали иностранцы, по их проектам строились прекрасные дворцы, театры, мосты. Многие иностранцы любили Россию как свою родину и служили ей верой и правдой. Среди них особое место занимает
Варфоломей (Бартоломео) Растрелли. Великий архитектор родился и вырос в Италии, но Россия стала его второй родиной.

Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (так его стали звать в России) приехал с отцом из Италии.

Учитель читает  стихи:

«Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венца
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы».

– Такие строки о Растрелли написал Роберт Рождественский.

2Лексическая работа.

Архитектура– искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.

 

Павильон – беседка или лёгкая постройка в саду, парке.


Резиденция – местопребывание правительства, высокопоставленного лица.


Фасад – передняя сторона здания, сооружения.

3. Работа в группах

Знакомство с творениями итальянских архитекторов

– Познакомимся с выдающимися творениями архитекторов XVIII века.

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

 

Вопросы

Узнал

1. Название дворца

2. В каком городе находится?

3. Для чего предназначался?

4. Опишите дворец. Слова для справок: роскошный, пышный, величественный, великолепный, нарядный, сказочный, очаровательный, белокаменный, необыкновенный, скромный, красивый, богато украшенный

2. Рассказ учащихся по плану

3. Вывод  

-Для чего же строились эти дворцы?

Вывод.

 Слава, могущество, сила России воплотились в великих творениях архитекторов. К этому стремился Петр I,  

– Примечательно, что все дворцы, о которых мы говорили, находятся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.


4. Просмотр фрагмента фильма «Эрмитаж»

Лучшее его творение – Зимний дворец в Санкт-Петербурге, который был построен для императора России и царской семьи. Сейчас в этом здании находится часть экспонатов музея Эрмитаж. Здесь хранятся картины, вещи, предметы, многие из которых принадлежали царской семье и другим богатым людям России.

-Растрелли говорил о Зимнем дворце.
«Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской». Все дворцы возводились, чтобы показать мощь, величие  и славу российскую

 Растрелли говорил о Зимнем дворце так :
«Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».

– Почему? (Укрепить славу и могущество России).

5. Живопись

Но изменения происходили и в живописи

-Что значит «Парадный портрет»?

-Какие портреты писал Венецианов?

- Распредели на 2 группы (СЛАЙД)

6. Театр. Сообщение 2 учащихся Настя и Никита

Итог урока

- Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы этой цели?

 Сегодня мы познакомились с архитектурными памятниками XYIII века.

- Что нового было в архитектуре, живописи, театре? Обсудите в группе.

НАПИШИТЕ НА СТИКЕРАХ

 

Приклейте стикеры  на карту

Проверка 2-3 работ в группе

Что дало нам изучение этой темы?

Самостоятельная работа

  1. Как называется парадная комната во дворце?
  2. Архитектор, по проекту которого построен павильон «Катальная горка»
  3. Где находится Большой дворец?
  4. Архитектор, по проекту которого построен Екатерининский дворец.
  5. Павильон для увеселения царских особ и их гостей в Ораниенбауме.
  6. Как называется сейчас город Ораниенбаум?
  7. Екатерининский, Большой, Зимний – …
  8. Соедини линией названия архитектурных сооружений  с именами их авторов

Зимний дворец                                              М.Ф Казаков

Петровский путевой дворец                        Нестор

Кижи                                                              В.В. Растрелли

  1. Что такое «парадный портрет?»  

– Какие изменения произошли в архитектуре XYIII века?
– Почему? 
(Укрепить славу и могущество России).

Домашнее задание  Сообщение об Эрмитаже или Т.с.31 № 53 (2) проект о жизни простых людей в творчестве художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское искусство до XVIII века

Урок составлен с использование бально-реитинговои системы и современных педагогических методов....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Русское искусство до XVIII века»

Тема: «Русское искусство до XVIII века»Тип урока: открытие новых знанийЦель: способствовать расширению знаний учащихся о русском искусстве до XVIII века....

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс "Искусство России XVIII века"

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс  "Искусство России XVIII века"...

Русское искусство XVIII века. Презентация к уроку.

Презентация к уроку "Русское искусство XVIII века....

Презентация к открытому уроку по окружающему миру на тему : "Искусство XVIII века. Архитектура"

В разделе освещены основные направления, выдающиеся деятели, знаменательные события и величественные сооружения XVIII века....

Презентация на тему: "Искусство XVIII века. Живопись"

В разделе живопись представлены великие творения художников XVIII века. ( художники - А.Г. Веницианов, И.Н Агрунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский)...

Презентация на тему: "Искусство XVIII века. Государственный публичный театр"

Крепостной театр Шереметьевых. Театр Федора Волкова в Ярославле....