Конспект урока "История письменности" для учащихся 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Грушковская Инна Николаевна

Познакомить учащихся с историей  возникновения письменности, донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._istoriya_pismennosti.docx235.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №167

Центрального района

Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

                               Подготовила:  Грушковская Инна Николаевна

                                 

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Многие ли пытались осознать, что значила для человечества письменность? Как могли бы накапливаться знания, если бы они не были закреплены письменными знаками? Если культура есть, как думают многие ученые, «знания, передаваемые от человека к человеку», и если письмо является, а это несомненно, одним из главных средств такой передачи, единственным способным презреть время и расстояние, то можно, не боясь преувеличения, сказать, что письмо является для человеческой цивилизации и главным средством общения. Где существовала цивилизация, там было письмо и чтение; это справедливо как для отдаленного прошлого, так и для наших дней. Письменная речь стала проводником культуры, науки и образования. Письмо - один из тех основных аспектов культуры, которые резко отделяют человека от мира животных.

Первой и, вероятно, наиболее очевидной будет мысль о том, что с появлением искусства письма обретает долговечность человеческое познание. Без письменности нет и сколько-нибудь серьезных знаний. Наши сведения о раннем, бесписьменном периоде развития древних цивилизаций опираются за неимением письменных источников на очень скупые и при этом косвенные данные. Поэтому изучение истории письма должно рассматриваться как один из наиболее важных, а может быть, и самый важный раздел исторической науки, как ключ к истории человечества и его интеллектуального прогресса.

Письмо является вторым по важности после звукового языка средством общения. Оно возникло тогда, когда у людей появилась необходимость как-то сохранять во времени и передавать информацию на расстояние. Первая письменность имела так называемую мнемоническую функцию, то есть служила средством напоминания о тех или иных событиях или имела чисто религиозную значимость. Но со временем такое «предписьмо» стало превращаться в письмо, каким мы пользуемся сейчас. Оно стало все теснее связываться с языком, полнее и точнее передавать информацию, при этом еще и иметь звуковую оболочку слова. С течением истории письмо развивается и совершенствуется. Вскоре оно начинает оказывать влияние на язык в целом, что становится особенно ощутимым с распространением грамотности. При изучении развития письменности языковеды выделили два типа письма в зависимости от того, что обозначается письменным знаком. Это фонография - письмо, использующее знаки, которыми записываются звуки. И идеография - письмо, в котором знаки обозначают отдельные «идеи»: высказывания, словосочетания и т.п.

Цель:

Познакомить учащихся с историей  возникновения письменности, донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь.

Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся любознательность, стремление к новым знаниям, любовь к истории, уважение к прошлому.
  2. Развивать речь, память, логическое мышление, воображение у учащихся.

Оборудование: книжная выставка, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход урока:

Учитель:

- Можно ли себе представить жизнь без телевизора?

 «Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. - У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования».

 - А можно ли представить себе жизнь без электричества? «Тоже трудно, - наверное, скажете вы. - Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине и только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки».

 - А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: «мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно».

- Кто  же и когда изобрел письменность?

- Как  же обходились без письма?

 - На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Слайд 2

Молчат гробницы, мумии и кости. -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

                                                Иван Бунин

Слайд 3

В очень далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они хранили информацию в своей памяти и передавали ее от одного к другому, используя различные сигналы – символы.

Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь.

Слайд 4

Очень интересный способ использовали для передачи информации некоторые индейские племена. К толстой веревке привязывали  разноцветные шнурки различной длины. Узелки были разные, в зависимости от информации.

Такое узелковое «письмо», которое называется КИПУ, мы бы прочитать уже не смогли.

Слайд 5

У некоторых племен использовали для «письма» морские раковины. Их распиливали, раскрашивали в разные цвета и нанизывали на нитки.

Такую «книгу» читали, зная значение каждого цвета.

Подумайте: Что могут обозначать следующие цвета: красный, черный, желтый, белый? 

Слайд 6

До сих пор сигналы – символы в жизни людей значат очень  много.

Но далеко не все можно сообщить друг другу, используя систему сигналов.

Приведите примеры использования в нашей жизни цветовых и звуковых сигналов. 

Слайд 7

Когда же возникла письменность? Это было так давно, что мы можем только догадываться. Но сохранилось ни мало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях в своей жизни через письмо в рисунках - ПИКТОГРАММУ

Слайд 8

Сохранились наскальные рисунки с изображением сцен охоты.

Рисунками человек украшал свое тело. На могильной плите рисунки рассказывали об истории человеческой жизни.

Рисунки имели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением.

Слайд 9

Приведите  примеры использования ПИКТОГРАММ в современной жизни. Нарисуйте.

Слайд 10

Напишите письмо при помощи ПИКТОГРАММ:

«СВЕТИТ СОЛНЦЕ»

«МАЛЬЧИК ИДЕТ В ШКОЛУ»

Вы поняли, что при помощи ПИКТОГРАММ не так просто выразить все, что Вы думаете? Смогут ли другие прочитать Ваши письма так, как Вы этого хотите?

Слайд 11

Когда люди придумали рисуночное письмо, они прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. Как зарисовать отвлеченные понятия, действия, имена собственные? И появился другой вид письма, где рисунок (знак), обозначал не только предмет, но и действие, понятие – ИДЕОГРАММУ.

Слайд 12

В Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, вид идеографического письма. Их называли «священными знаками».

Каждый иероглиф обозначал слово или его часть.

Какие народы в наше время пишут иероглифами?

Слайд 13

  Идеографическим письмом пользовались и в других древних государствах.

Письменные знаки индейцев майя                  

Иероглифы с острова Крит

Слайд 14

Люди говорят звуками, складывая их в слова. Самые разные народы искали способы «остановить» звуки. И придумали БУКВЫ – знаки для звуков. Каждая буква – это один застывший звук.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись.

Слайд 15

Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На ее основе появился буквенный АЛФАВИТ другого народа – греков. Но и в их языке было много гласных звуков. Пришлось придумать для них обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир. Он помог многим народам создать свою письменность.

Слайд 16

Рассмотрите буквы греческого алфавита. Какие Вам знакомы?

Слайд 17

В далекие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности, как и у братских славянских народов.

Во второй половине 10 века два ученых монаха, родом из Греции, братья КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ приехали в Моравию (территория современной Чехии) и стали работать над созданием славянской письменности.

Слайд 18

Они хорошо знали славянские языки, и это помогло им составить славянскую АЗБУКУ. Они перевели на славянский язык (теперь он называется старославянский) греческие книги.

Какой же азбукой пользовались КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ? Это была КИРИЛЛИЦА или ГЛАГОЛИЦА. Точно до сих пор не известно.

Слайд 19

Рассмотрите кириллицу и глаголицу:

Кириллица

Глаголица

Слайд 20

По мере того как развивалась славянская письменность, КИРИЛЛИЦА, с более простой формой букв, вытеснила глаголицу и закрепилась как основа многих славянских языков, в том числе и русского.

Слайд 21

Русский алфавит

Слайд 22

Домашнее задание

  1. Прочитайте сказку Редьярда Киплинга «Как было написано первое письмо». Почему Тэффи, незнакомец и мама не поняли друг друга?
  2. Прочитайте сказку Редьярда Киплинга «Как была выдумана азбука».

Расскажите, как Тэффи придумывала буквы для произносимых звуков.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...

План-конспект урока для учащихся 3-го класса по УМК Кузовлева В. П.

Урок поможет в интересной форме ввести тему "Простое прошедшее время"....