формирование представления о крестьянской реформе 1861
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зубкова Татьтяна Ивановна
Задачи:
Образовательные:
o узнать суть реформы 1861 г.;
o выяснить значение реформы для России.
Коррекционно-развивающие:
o развивать умения анализировать документы;
o учить делать выводы из изученного материала;
o расширять словарный запас.
Воспитательные:
o воспитывать уважение к истории своей страны.
Основные знания:
1861 – год отмены крепостного права.
Александр II – царь-освободитель.
Значение отмены крепостного права для России.
Термины и понятия: Манифест, сельское общество, сельский сход, сельский староста, надел, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.
Оборудование: презентация «Отмена крепостного права», листы с тестами.
Тип урока:сообщение новых знаний.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: формирование представления о крестьянской реформе 1861 г.

Задачи:

  • Образовательные:
  • узнать суть реформы 1861 г.;
  • выяснить значение реформы для России.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать умения анализировать документы;
  • учить делать выводы из изученного материала;
  • расширять словарный запас.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к истории своей страны.

Основные знания:

  • 1861 – год отмены крепостного права.
  • Александр II – царь-освободитель.
  • Значение отмены крепостного права для России.

Термины и понятия: Манифест, сельское общество, сельский сход, сельский староста, надел, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.

Оборудование: презентация «Отмена крепостного права», листы с тестами.

Тип урока:сообщение новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправляемся в XIX (19) век, представим себя крестьянами, которые жили в России и были крепостными.

2. Актуализация

Вступительное слово: (слайд 2) Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом отношениях. Как вы думаете какая ситуация назрела в России? Могла ли и дальше страна опираться на труд крепостных крестьян? 
– Верно, Россия могла бы превратиться из могущественной державы в отсталую страну. Это и понял новый царь России – Александр II. 
(слайд 3)
Сегодня тема нашего урока «Отмена крепостного права»
 (слайд 1)

3. Изучение нового материала

(слайд 4) Давайте вспомним, как мы– крестьяне чувствовали себя, будучи крепостными? Кому принадлежали результаты нашего труда? Было ли нам интересно работать всё лучше и лучше, если результаты труда присваивали помещики?

(слайд 5) Новый царь тоже понимал, что надо отменить крепостное право. Запоминаем дату – 19 февраля 1861 года, Александр подписал Манифест об отмене крепостного права.

Манифест – царский указ. (Словарная работа, запись в тетрадь и даты)

(слайд 6) Зачитывается отрывок из Манифеста: «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…»

(слайд 7) – Все крестьяне получили личную свободу. Где теперь решались вопросы жизни крестьян? (Словарная работа: сельское общество, сельский сход, сельский староста). Представим, что мы все теперь члены общества, собираемся решать вопросы на сходе и выбираем там старосту.

– Какой главный вопрос мы будем обсуждать? Конечно, – земельный. Из документа мы делаем вывод, что пока мы пользуемся наделом, мы исполняем повинности. (Словарная работа: временнообязанные)

Физкультминутка:

Мы работая устали,
Так оброк мы добывали.
И на барщине трудились,
Но свободою гордились.

(слайд 8) Помещик обязан был предоставить каждому крестьянину надел земли, а крестьянин имел право выкупить у помещика эту землю. (Чтение текста учебника о плате за землю).

(Словарная работа: выкупные платежи). Выплачивали выкупные платежи не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян вместе. А как вы думаете, если вы–крестьяне захотели выйти из общины и уйти в другое место, могли бы это сделать самостоятельно? Правильно, только община решит можно вам уйти или нет. (Словарная работа: круговая порука).

(слайд 9) Крестьяне надеялись получить землю даром.

(слайд 10) Но не только крестьяне были недовольны реформой. Недовольными были и помещики. (Чтение текста «Крестьянские бунты») Как мы, крестьяне, проявим своё недовольство? Где особенно сильным был бунт? Чем заканчивались все бунты?

Вы, «крестьяне», смирились с реформой. А попробуйте поделится, какие трудности вас будут ожидать в дальнейшем и будут ли они?

(Рассказ о жизни крестьян после отмены крепостного права).

Но несмотря на трудности и недовольства, эта реформа имела для России огромное значение. (слайд 11) За что Александр II был назван царём-освободителем?

4. Первичное закрепление нового материала

Тест «Отмена крепостного права в России»

1. На каких условиях реформа 1861г. Предоставляла землю крестьянам?

а) полностью за счет государственной казны;
б) бесплатно;
в) за выкуп при содействии правительства.

2. Что получили крестьяне в 1861г?

а) свободу от государственных повинностей;
б) личную свободу;
в) право выхода из крестьянской общины.

3. Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
б) крестьяне, не выкупивший свой земельный надел у помещика.
в) государственные крестьяне

4.Что такое «надел»?

а) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
б) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861г;
в) часть крестьянской земли

5. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861г крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

а) государство;
б) земство;
в) помещики.

6. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?

а) 70 лет;
б) 10 лет;
в) 49 лет.

7. До реформа1861г. Крестьянами управляли помещики. Кто выполнял эти функции после отмены крепостного права?

а) специально назначенные правительственные чиновники;
б) мир, или сход, во главе со старостой;
в) староста, избираемый сходом.

5. Итог

– Расскажите, «крестьяне» как происходило ваше освобождение после подписанного «Манифеста» Александром II?

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"

Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащи...

педагогический проект Формирование представлений о правильном питании у младших школьников.

Педагогический проект. "Формирование представлений о правильном питании у младших школьников посредством проектной деятельности. 2 класс...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

В статье раскрываются результаты проведенного исследования.Ключевые слова: асимметрия психических функций, структура индивидуального латерального профиля, схема тела....

Методические рекомендации развития логического мышления при формировании представлений о геометрических фигурах.

Формирование логических понятий. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений....

Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".

Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие  Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...