Рабочая программа окружающий мир УМК "Перспектива" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx63.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для 2 класса УМК «Перспектива»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой,  планируемых результатов начального общего образования.

Изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основными задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

. уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

. понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

. модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

. психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный

фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

. природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

. природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

. природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

. культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

. наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

. искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

. человечество как многообразие народов, культур, религий;

. семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

. труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

. здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье

физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

. нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Учебно-тематический        план

п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Вселенная, время, календарь

15

2

Осень

19

3

Зима

15

4

Весна и лето

19

Итого

68 часов

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.

Вселенная, время и календарь

(14ч + 1ч экскурсия в музей )

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

(17 ч +1 ч экскурсия + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 (13 ч +1ч экскурсия+ 1 ч подвижные игры)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

(17ч +1 ч экскурсия + 1 ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:

1. Понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.  Устанавливать и выявлять причинно-следственных связей в окружающем мире.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час.

дата

коррекция

Планируемые достижения учащихся

знания

умения

                УУД

  1. 1

Мы - союз народов России.

1 ч.

3.09

Знать  субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети.

Уметь находить и показывать субъект РФ на политической карте России, называть некоторые его

природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

Регулятивные

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные

сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Регулятивные

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  1. 2

Мы - жители Вселенной.

1 ч.

6.09

  1. 3

Наш «космический корабль» - Земля. Практическая работа «Компас».

1 ч.

10.09

  1. 4

Экскурсия «Что нас окружает?»

1 ч.

13.09

  1. 5

Время. Практическая работа «Часы».

1 ч.

17.09

Знать понятие «единицы измерения времени»; «месяц» и «год»; знать о причине смены времен года.

Уметь приводить примеры

неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения.

  1. 6

Сутки и неделя.

1 ч.

20.09

  1. 7

Месяц и год.

1 ч.

24.09

  1. 8

Время года.

1 ч.

27.09

  1. 9

Экскурсия «Живая и неживая природа»

1 ч.

1.10

Знать понятие «погода»; устройство и особенности работы разных

видов термометров; знать о важнейших праздниках современного российского гражданского календаря.

Уметь  различать виды термометров и пользоваться

каждым из них.

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе.

  1. 10

Погода. Практическая работа «Термометр».

1 ч.

4.10

  1. 11

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

1 ч.

8.10

  1. 12

Красные дни календаря.

1 ч.

11.10

  1. 13

Народный календарь

1 ч.

15.10

Знать, что  народные приметы о погоде связаны с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Уметь соотносить погоду с ощущениями человека.

  1. 14

Экологический календарь.

1 ч.

18.10.

  1. 15

Контрольное тестирование

1 ч.

22.10

Осенние месяцы

1 ч.

25.10

Знать  признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края.

Знать  общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе.

Знать  последовательность трудовых операций при обработке льна,

льняной пряжи и ткани.

Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений.

Уметь в обрядах и обычаях

осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов.

Регулятивные

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.  

  1. 17

Осень в неживой природе

1 ч.

29.10

  1. 18

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

1 ч.

8.11

  1. 19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1 ч.

12.11

  1. 20

Звёздное небо осенью

1 ч.

15.11

  1. 21

Трава у нашего дома.

1 ч.

19.11

  1. 22

Старинная женская работа

1 ч.

22.11

Деревья и кустарники осенью

26.11

Знать  наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники и вечнозеленые хвойные растения средней полосы.

Уметь работать  с атласом-определителем и дополнительной литературой.

  1. 23

Чудесные цветники осенью

1 ч.

29.11

  1. 24

Проверочная работа по теме «Осенние изменения в природе»

3.12

  1. 25

Грибы

6.12

Знать строение гриба.

Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

  1. 26

Шестиногие и восьминогие

10.12

Знать понятие  «паукообразные»;

этапы развития бабочки и стрекозы.

Уметь отличать насекомых от паукообразных.

  1. 27

Птичьи секреты

13.12

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.

Знать, как  пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Уметь  различать перелетных и зимующих птиц.

  1. 28

Как разные животные готовятся к зиме.

17.12

  1. 29

Невидимые нити в осеннем лесу

20.12

  1. 30

Осенний пруд

24.12

  1. 31

Будь здоров!

27.12

Знать  правила здорового образа жизни в осенний период.

Уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени.

  1. 32

Охрана природы осенью

Знать  правила охраны природы при сборе ее даров осенью.

Уметь правильно собирать грибы, ягоды, орехи.

  1. 33

Контрольное тестирование

Зимние месяцы

Знать  признаки зимы

в природе и особенности жизни людей зимой.

Знать,  как

учились дети в старину.

Уметь  соотносить признаки зимы

в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего

края.

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

Зима-время наук и сказок

Зима в неживой природе

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

Звездное небо зимой

Зима в мире растений

Знать о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед.

Знать о разнообразии лекарственных растений.

Уметь  систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями.

Зимние праздники.

Растения в домашней аптечке.  Практическая работа «Лекарственные растения».

Зимняя жизнь птиц и зверей

Знать,  что зимой жизнь животных

полностью не замирает: материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям

зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Уметь  выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Невидимые нити в зимнем лесу

В феврале зима с весной встречается впервой

Зимний труд

Будь здоров!

Знать  о правилах здорового и безопасного образа жизни в зимний период.

Уметь  выполнять правила здорового образа жизни в зимний период.

Охрана природы зимой

Знать о  правилах охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, о способах подкормки зверей и птиц.

Уметь  соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу.

Проверочная работа по теме «Зима».

Весенние месяцы

Знать  признаки весенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.

Уметь соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края.

Регулятивные

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации с специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  

Весна в неживой природе

Экскурсия

« Весенние изменения в природе».

Весна - утро года

Звездное небо весной

Весеннее пробуждение растений

Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Знать о возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства.

Уметь  обобщать и расширять сведения, полученные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее.

Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их.

Чудесные цветники весной.

Весна в мире насекомых

Весна в мире птиц и зверей

Контрольное тестирование «Весна»

Невидимые нити в весеннем лесу

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу.

Уметь  выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Весенний труд.

Регулятивные

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Старинные весенние праздники

Будь здоров!

Знать о  правилах здорового и безопасного образа жизни в весенний период.

Уметь  выполнять правила здорового образа жизни в весенний период.

Охрана природы весной

Знать о правилах охраны природы весной.

Уметь соблюдать правила охраны природы во время прогулки.

Лето красное

Знать о  признаках летних явлений природы и особенностях жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев.

Уметь  соотносить признаки лета

в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края.

Летние праздники и труд.

Проверочная работа «Лето»

68.

Повторение изученного за год.

Уметь  использовать полученные знания в ходе викторины по изученным темам.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частях.
  2. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частях.
  3. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Уроки по окружающему миру. 2 класс.  Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2009г.
  4. А.А.Плешаков Атлас – определитель От земли до неба М.: «Просвещение», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина)

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....