Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дергунова Светлана Александровна

Класс: 3

Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин

Тема: Когда на Руси появилось государство?

Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решения практических задач

Задачи урока:

-образовательная: показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»); ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства; ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.

развивающая:  развивать критическое мышление: умение сравнивать, противопоставлять, классифицировать; развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу; создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор;  формировать умение работать со справочной литературой, развивать монологическую речь, самооценку;

- воспитательная: воспитывать патриотические чувства через желание знать и изучать историю России;  воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx862.88 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Дергунова Светлана Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «Гимназия №87» Ленинского района г. Саратова

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 3

Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин

Тема: Когда на Руси появилось государство?

Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решения практических задач

Задачи урока:

-образовательная: показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»); ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства; ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.

-  развивающая:  развивать критическое мышление: умение сравнивать, противопоставлять, классифицировать; развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу; создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор;  формировать умение работать со справочной литературой, развивать монологическую речь, самооценку;

- воспитательная: воспитывать патриотические чувства через желание знать и изучать историю России;  воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения:

- для учителя:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин Окружающий мир. («Обитатели Земли», « Моё Отечество»). Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 2012;

  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( «Обитатели Земли», « Моё Отечество») для 3-го класса. - М.: «Баласс», 2012;

Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханов О.В. Методические рекомендации для учителя для 3 класса  - М.: «Баласс», 2012.

- для учащихся: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин Окружающий мир. («Обитатели Земли», « Моё Отечество»). Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 2012;

  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( «Обитатели Земли», « Моё Отечество») для 3-го класса. - М.: «Баласс», 2012.

Карточки с заданиями.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение)

 деятельности.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

Дети рассматривают фотографии на экране, отображающие эпизоды экскурсии класса по краеведческому музею.

 - Где мы находимся?

 - Зачем мы туда пришли?

- Зачем нужно изучать историю своего края, страны?

В краеведческом музее.

Чтобы лучше узнать историю нашего города, родного края.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД

Формируем умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место.

Личностные УУД

Формируем умение  к самоопределению.

Познавательные УУД

Формируем умение   к целеполаганию.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в дея-тельности.

Ученики делятся на 5 групп. Каждая группа получает иллюстрации  находок археологических слоёв разных времён  (Приложение 1).

1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта.

2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.

4-я группа – описание предметов середины XX века: это патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.

5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон.

Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы?

– Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней?

– Посмотрите, какие источники самые древние?

– Эти предметы сделаны людьми?

– Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад?

На доске появляется запись:

На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди.

Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша?

На доске появляется запись:

России тысяча лет.

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

Какой возникает вопрос?

Ребята, давайте вспомним, что такое страна.

(Работа со словарём).

А что такое государство?

(Работа со словарём).

Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время?

 Как показать бесконечность времени?

Физминутка для глаз. (Презентация)

Работа в учебнике.

– Посмотрите на рисунок на с. 2627 учебника. Что здесь изображено?

Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько периодов (частей, отрезков), чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт.

Как вы догадались?

 

Работа в группах.

Задание группам: представители групп около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У 1-й группы возникает затруднение – к находкам возрастом 35–40 тыс. лет нет подписи.

- Что могло быть на территории России до IX века?

 - Кто догадался, какова тема сегодняшнего  урока?  

- Сформулируйте  цель урока.

- Составьте примерный план урока. (Учитель вместе с детьми составляет план.)

– Что мы сейчас делали?

Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.

(Представители от групп учеников, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описаниями находок на доске снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу).

Исторические источники.

Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.

Да.

Да.

Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.

На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.

Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.

Механизм управления обществом в какой-либо стране.

Ученики могут назвать часы, календарь. Часами измеряют короткие промежутки времени. Календарь обычно рассчитан на один год.

(Если ученики затрудняются, то можно напомнить им загадку «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит».

Река.

Река времени российской истории.

Слева направо.

По векам: от меньшего к большему, по названиям: от древности к современности, по сопровождающим иллюстрациям.

а) Страна с названием Русь, Россия появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по-другому.

б) До IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.

Когда появилось государство Русь.

Выяснить время  образования Древнерусского государства.

Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения, переработка информации, анализ и выводы.

Регулятивные УУД

1.Формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

2.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Формируем  умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания, переработка информации.

Познавательные УУД

1. Формируем способность добывать новые знания из учебника, переработка информации.

2. Формируем способность выявлять  сущность, особенности объектов.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать  в группе.

Регулятивные  УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение выхода из затруднения.

Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

Работа в группах.

- Можем ли мы сейчас ответить на все эти вопросы?

- Почему?

- Где обычно добываем знания, информацию?

- Чтобы выйти из затруднения  я предлагаю вам продолжить работу  в группах.

- Составим наш план выхода из затруднения.

- Для чего он нам нужен?

1) Прочитаем текст.

2) Ответим на вопросы.

3) Обсудим в группе.

4) Решим, кто будет отвечать.

Используя материал учебника с. 28 -31 и карточки (Приложение 2)  подготовить материал:

1 группа:   Кто такие восточные славяне.

2 группа: Чем занимались древние славяне.

3 группа: Во что верили древние славяне.

4 группа: Чем знаменит великий князь Олег?

 5 группа: Чем знаменит великий князь Владимир Святославович?

Физминутка.

Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки:

1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д.

2) Как возникло государство Древняя Русь?

3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве?

Нет.

Нам не хватает знаний.

В учебнике, в справочниках и других источниках.

Познавательные УУД

1. Формируем способность  выявлять сущность, особенность объектов.

2.  Формируем способность   к анализу, синтезу, обобщению.

3. Формируем способность  выстраивать логическую цепь рассуждений.

Познавательные УУД

1. Формируем способность  извлекать необходимую информацию из текстов.

2. Формируем способность  осознанно и произвольно выстраивать  речевое высказывание.

Регулятивные  УУД

1. Формируем способность к  волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

2. Формируем

способность к  осмыслению проблемы.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в группах ( ответы групп).

-

- Что такое племя? ( Ответ и словарь)

- Что такое род? (Ответ и словарь)

- Перед нами славянский посёлок. Посмотрите внимательно на экран и скажите, где ставили свои посёлки славяне.

- Как вы думаете, чем занимались древние славяне?

-Как вы думаете, о чём могли просить восточные славяне своих богов?

-Постепенно в общественной жизни славян происходят важные изменения. Более тысячи лет назад славянские племена начинают объединяться, появляются богатые, защищенные крепостными стенами города.

В каждом племени  власть переходит в руки военных вождей - князей.

Не было мира между племенами, притесняли их соседи, князья обороняли свои земли и воевали друг с другом. И так продолжалось до 882 года.

- Ещё одно знаменательное событие произошло  в древнерусском государстве спустя сто лет, в 988 году.

- Какие же предпосылки были  у восточных славян для  создания государства?

Племя - союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка.

Род - это союз семей, происходящих от одного и того же предка. В одном роду все являются родственниками.

По берегам рек и возле леса.

Выступление 1 группы.

Выступление 2 группы.

Выступление 3 группы

Выступление 4 группы.

Выступление 5 группы.

1. Племена объединились - единая территория, границы.

2. Общественное расслоение.

3.Великий князь – правительство, законы.

4. Сильная дружина – сила порядка.

5. Киев – столица.

Познавательные УУД

1. Формируем способность  выявлять сущность, особенность объектов.

2.  Формируем способность   к анализу, синтезу, обобщению.

3. Формируем способность  выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формируем умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

5. Формируем умение аргументировать своё мнение и позицию.

6.Умение работать  в группе.

Регулятивные УУД

1.Формируем  умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в рабочей тетради ( стр. 10,  задание № 1, №3).

Проверка (презентация).

Работа в парах.  

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем анализа текста задания,  перерабатывать  информацию  и  делать выводы.

Регулятивные УУД

1.Формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

2.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Формируем  умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оцените свою работу.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

  • Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
  • Смогли мы ее достичь?
  • На какие вопросы мы планировали ответить?
  • Сумели ли мы это сделать?
  • Оцените свою собственную работу.  Попробуйте проверить свои знания по теме урока, заполнив таблицу. (Приложение 3)

Домашнее задание.

1.От восточных славян до нас дошли некоторые праздники, которые несут в себе отголоски тех древних времён.

Найдите и расскажите, что вы знаете об этих праздниках.

2. ТПО, стр. 10, №2, стр. 11, №4.

История страны начинается со времени возникновения государства (когда появляются границы, столица, правительство, законы). До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.

Познавательные УУД

1.Формируем способность

контролировать и оценивать  процесс и результат деятельности.

Личностные УУД 

1.Формируем способность к

самооценке на основе критерия успешности.

2. Формируем умение  адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение формулировать и аргументировать своё мнение.

2. Формируем умение к использованию критериев для обоснования своего суждения.


Приложение 1.

1 группа.

Возраст более 10 тысяч лет.

Каменный нож                                                                                                                  Маска из лопатки лося с дырками для глаз и рта

                                   

2 группа

12 век

Книга:

Обложка из тонких досок. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

3 группа

Находки 17-19 веков.

                            Печатная книга                                                                                        Керосиновая лампа.

                                   

                     

                                                                                                             

4 группа

Находки середины 20 века

                                         Патроны времён Великой Отечественной войны

            Большие ламповые радиоприёмники                                                            Пластинка

                                                                                 

                 

5 группа

20- начало 21 века

Компьютерный диск                                                 Плейер                                              Сотовый телефон

                             

                                                                                                             

Приложение 2.

Задания для  1 группы.

Карточка 1.

Отрывок из «Повести временных лет».

«…Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели  по Двине  и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка 2

       Жильём служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев – жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей,  а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

     Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь – она обогревала дом и на неё же готовили еду.

       Печь топилась «по-чёрному»- это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в доме, но от этого все стены в доме были в саже.

Карточка 3

В доме всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

      Как ни просто было устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.  

Задания для 2 группы

Карточка 1

Земледелие – было основным занятием восточных славян. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь). Выращивались также и технические культуры (лён, конопля)

Карточка 2

Охотились славяне на самых разнообразных животных. Реки изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки,  били острогой. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Задания для 3 группы.

Карточка 1

В ту далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили , что дикие животные являются их прародителями, могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное. Некоторые племена считали своими предками волка, медведя, олениху.

Божествами воды и плодородия у некоторых славян были русалки. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выплывали из речных  и озёрных глубин и качались на ветвях прибрежных деревьев.

Карточка 2.

Самые разнообразные духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств, во главе которых стоял домовой., живший либо под печью, либо в лапте, подвешенном для него над печью. Если хозяева были старательны, домовой помогал им, а за лень наказывал бедой.

Карточка 3.

С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Долгое время один из самых почитаемых на Руси языческих богов был Даждьбог – бог солнечного света, тепла и плодородия. Богом же самого солнца был Хорос, воплощающий в себе образ движущегося по небу светила. С культом светила были связаны ритуальный весенний танец-хоровод (движение по кругу), обычай печь блины на Масленицу, напоминающие по форме солнечный диск, а также катать зажженные колёса, символизирующие светило.

Карточка 4.

У славян был распространён культ бога Велеса, который сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик этого бога – медведь, считающийся прародителем древних животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Почитали Велеса и как бога богатства (в древности расплачивались друг с другом домашними животными, и поэтому слово «скот» имело ещё и значение «деньги»).

Карточка 5.

Среди женских божеств плодородия и благополучия почитались богини Лада, Леля, Макошь; последняя была  также богиней женских работ, чудесной пряхой.

Среди общеславянских богов особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило, и Перун. Ярило считался богом зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом. Яриле как богу смерти  и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным.  Перун был богом – громовержцем, обладателем грома-молота, он считался защитником скота, вод и светил от врагов.

                         


Приложение 3.

Лист самооценки

Критерии самооценки

+ или -

Знаю, как возникло государство Древняя Русь.

Знаю, кто такие восточные славяне, чем они занимались, во что верили.

Знаю,  чем знаменит великий князь Олег.

Знаю,  чем знаменит великий князь Владимир Святославович.

Итог урока  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"

ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Развитие письменности на Руси.» УМК "Школа 21 века".

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  Тема: «Развитие письменности на Руси.»...

Сценарий урока окружающего мира. Тема: « Здоровый образ жизни». 3 класс. УМК "Школа России"

Сценарий открытого урока по окружающему миру. 3 класс.УМК Школа России. Тема: Здоровый образ жизни....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...