Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_nezhivaya_priroda_zimoy.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 2 городского поселения Терек»

    Активные методы обучения.

   Метод «Кластер» на уроке

           окружающего мира

           во    2 «А» классе

 Тема: «Зима в неживой природе».

Ахаминова Ирина Назировна.

                            2016 г.

Тема урока: Зима в неживой природе. 2 класс

Цель урока: дать понятие о зимних природных  явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся,  детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер».

Задачи урока:

Применяя метод «Кластер»,

  • ознакомить детей с основными зимними явлениями и событиями;
  • провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;
  • обговорить такие явления, как: снег, изморозь, снегопад, гололед, оттепель;
  • объяснить, что такое зимнее солнцестояние;
  • раскрыть красоту зимнего времени года;
  •  формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой.
  •  развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.
  •  воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Предметные

  • систематизировать и закрепить имеющиеся и получить новые знания и зимней поре года;
  • научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
  • привлечь внимание к форме снежинок

Личностные

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому материалу, способность к самооценке;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные

- формировать умения анализировать, сравнивать.

- учить преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму

Коммуникативные

- формировать умение работать в паре, в группе, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

- учить представлять результат своей работы;

Регулятивные
- учиться искать пути решения учебной задачи

Тип урока: Урок «открытия новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная,  в парах.

Оборудование:

  • теллурий – модель-прибор, которая демонстрирует движение Земли вокруг Солнца за год и вращение вокруг оси Земли за сутки;
  • средство воспроизведения аудиозаписей;
  • видеосюжеты «П.И. Чайковский – Времена года (зима), «Зимнее солнцестояние», «Оттепель», «Изморозь», «Снежинки».
  • качественная фотография снежинки крупным планом;
  • Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

I. Подготовка к восприятию:

а)Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:

– Я рада видеть вас всех, ребята, на уроке окружающего мира. Собираясь сегодня к вам, я подумала – а нужен ли вам такой урок – окружающий мир? (Мини – диалог)

По какому плану вы хотели бы сегодня поработать?

  1. Проверка д/з
  2. Определение темы урока
  3. Изучение новой темы
  4. Закрепление
  5. Оценивание работы на уроке.

Перед тем как определить цели нашего урока мы повторим изученное на предыдущем уроке.

- Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?
- Почему зима – это время науки?
- Почему зима – это время сказок?

День памяти какого святого  христиане отмечают 19 декабря? Чем знаменит этот святой?

Как определить температуру воздуха зимой?

Сказка Пляцковского  «Какая бывает зима».

Однажды у слона спросили:

- Какая бывает зима?

- Я не знаю, - ответил слон.
А почему, ребята, слон ответил так?

  1.  Спросили у снегиря:
    - Какая бывает зима?

    - Зима бывает трудная, голодная, - сказал снегирь. Потому что…(ответы детей)
    2.Спросили у рыжей собаки:

    - Ты знаешь, какая бывает зима?

    - Холодная, - пролаяла собака. Потому что…  (ответы детей)

    3. Спросили у медведя:

    - А ты как думаешь? Какая бывает зима?

    - Зима короткая. Тянется всего одну ночь, - ответил медведь. Потому что...(ответы детей)

    4.Спросили у мальчишки:
    - Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима.

    - Зима бывает весёлая, - крикнул мальчишка. Потому что…(ответы детей)


- Кому всех трудней приходится в зимнее время?

- Как мы можем им помочь?

б) Постановка цели:

– Посмотрите видеосюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашего урока.

– Какое название вы бы дали этому видеосюжету?

Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – “Декабрь” (Показать портрет композитора.)

По каким признакам вы поняли – что это зима?

      На середине листа пишу: «Зимние явления».

Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?

Провожу стрелки и пишу слова, которые называют дети. Это: «Снегопад, метель, изморозь, гололедица, оттепель зимнее солнцестояние, солнцеворот».
– Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.

Раздаю карточки одну на парту, т.к. дальше идёт работа в паре.

в) Актуализация знаний:

– Возьмите карточку со схемой “Солнышко” и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.

– Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.

II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:

а) Понятие “солнцестояние, солнцеворот”:

– Предположите, что может означать слово “солнцестояние”, “солнцеворот”.
– Как, по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?
– Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.

– Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из – за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью – ниже, а зимой – совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей.)

И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния.

– Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?
– Потом день начинает понемногу прибавляться, ночь – убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 “Странички народного календаря”.
– Кто может продолжить фразу – “Оказывается, 25 декабря – это……” ?

Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?

б) Понятие “Снегопад”.

– Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе – выпадение снега. Из каких слов состоит это слово?
– А как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками. А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.
(Просмотр видеоматериала о снежинках.)

На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.

– Закончите фразу – “Для меня удивительно, что…..”.
– Составим пятистишье про снежинки.

Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово).

– Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
– Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

в) Физкультминутка   «Снеговик»

г) Понятие “ Оттепель”.

Сначала скажите мне состав этого слова.

– Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева “Оттепель”. В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет “Оттепель”. Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме “Солнышко” и отыщем определение понятия “оттепель”.

– В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка – наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, – для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег вечером, а утром не смогли пробить снег и задохнулись. (Просмотр видео)

д)  Понятие «Гололедица»

Какие слова образовали это слово?

е) Понятие “Изморозь”.

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С. Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь.

– В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие “Изморозь”.

 А вы, какие стихи на тему «Зима» знаете?

III Осуществление обратной связи. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:

– Заполните пропуски в карточке “Зима в неживой природе”
– Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….

Подсчет фишек  домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

Разработка урока  окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"состоит из презентации , конспекта,теста...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе «Зима - покой природы»

Презентация к уроку окружающего мира  в 1 классе «Зима - покой природы» по программе "Школа 2100"...

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....

Разработка урока окружающего мира на тему "Зима. Зимние месяцы".

Урок окружающего мира разработан для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Материал размещён на сайте: http://magistr42....

Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»

Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...

Методическая разработка урок окружающего мира "Как животные готовятся к зиме"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Как животные готовятся к зиме" Школа России. Конспект+презентация+раздаточный материал....