Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России, Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?». На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_beretsya_sneg_i_led.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир. 1 класс.
Тема: « Откуда берутся снег и лед»
Учитель первой квалификационной категории Клочкова Наталья Афанасьевна МБОУ «Лянторская СОШ №1»
Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»
Цели урока:
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;
-развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Обучающие
- Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.
- Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.
- Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
- Проверить уровень усвоения темы через мини - тестирование;
Развивающие
- Формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
- Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
- Развивать умение работать в группе.
- Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Характеристика учебной деятельности:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Формируемые УУД:
Личностные:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»;
-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах;
-воспитывать интерес к предмету ,культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: открытие нового знания, урок - исследование.
Оборудование и средства обучения:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Презентация к занятию.
- Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003.
- Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2005.
- Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук, замороженный сок, мороженное.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Вид деятельности учащихся | Формирование УУД |
1.Мотивация. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать! - Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшним уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира. | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Метапредметные: - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. | |
2. Актуализация знаний. Цель: -повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». - актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках; - обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме. | -Сейчас повторим пройденный материал. -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Как образуются реки? -Как называется место, где начинается река? -Чем отличаются река и море? -Куда может впадать река? -Какие реки нашей местности вы знаете? - Какую тему мы сейчас повторяли? -А что происходит с реками зимой? Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом. -Вам нравится зима? -Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос. -Зима, она какая? - Посмотрите на экран, по каким признакам можно определить, что изображена зима? (Словарная работа). - А сейчас откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе зимние слова. Чья группа будет готова, поднимет флажок. - Какие слова у вас получились? - Без чего не возможно, представить зиму? | Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы. | Личностные: - Проявление интереса к поставленной проблеме. Метапредметные: Регулятивные: - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью. Предметные: - узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам. |
3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока. Цели: -обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке. | - Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд) - Прочитайте тему урока на экране. -Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. - Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода) - Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые? -Чем различаются снег и лед? - Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав? - Как мы можем это проверить? - Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать. - Давайте мы попробуем узнать чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим какими свойствами они обладают? Гимнастика для глаз. | Постановка темы урока | Личностные: - эмоционально-ценностное отношение. Метапредметные: Регулятивные: -организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; - умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата; |
4. Открытие нового знания. Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково; - обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. |
Однажды в наших северных краях Ветер-ветрище здорово замерз, зима ему порядком надоела, длинная она слишком. Захотел он лета. Полетел он на юг, собрал много-много облаков и помчал их на север. Он хотел, чтобы из туч пошел дождь. Увидел эти тучи мороз-морозище и стал их студить, и надо вам сказать ,что крохотные капельки воды ,из которых состоят тучи ,облака туман и пар, на холоде стали сливаться друг с другом ,расти и превращаться в снежинки Разные ,непохожие друг на друга. Очень удивился ветер, когда из тучи пошел снег. -Скажите, как образуется снег? -Как вы думаете, а как образуется лед? Значит снег и лед – вода в твердом состоянии. -Прочитайте вывод в учебнике стр. 69 - Мы узнали, как образуется снег и лед. - А сейчас мы будем определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями. Будете проводить опыты, свои утверждения. 2. Практическая работа. - Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными. - Сегодня на уроке будут работать три экспериментальные группы: «Знатоки природы», «Исследователи», «Экологи». 1 группа «Знатоки природа». Цель эксперимента: «Изучение свойства снега и льда» Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже». Опыт 1. Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли ,только снег растаял раньше ,а лед позже. Опыт 2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый ,а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно. Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Лед - хрупкий, а снег – рыхлый. Вывод: Снег Лед Тает тает белый прозрачный рыхлый хрупкий Вывод 1 гр.: «Мы опровергаем , что снег и лед одно и тоже.» 2 группа «Исследователи» Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах» Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса» Опыт 1.Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют. Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными , вкусными ,только если сделаны руками человека. Снег Лед без вкуса без вкуса без запаха без запаха. Мы согласны с гипотезой. «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса» 3 группа «Экологи». Цель: «Исследовать чистоту снега» Гипотеза: «Снег и лед грязный, его есть нельзя.» Опыт 1. Мы положили в стакан ком снега с парка, появился темный осадок. Через марлю перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь. Тоже самое, сделали со снегом, взятым около дороги. По нашим наблюдениям снег в парке чище, чем около дороги. Вывод: Мы считаем, что снег бывает разным, где-то грязнее, где-то чище. Мы согласны с гипотезой, что снег и лед в любом случае грязный. Физминутка: На поляну, на лужок | Групповая работа. Исследование свойств снега и льда. | Личностные: - эмоционально-ценностное отношение. Метапредметные: Регулятивные: -организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; - умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
5. Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель: - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения. | Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи. - Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? - А к какому выводу мы пришли? 2. Работа с учебником стр. 68-69 | Индивидуальная работа. Проговаривание полученных результатов | Личностные: - ответственное отношение к выполнению заданий. Метапредметные: Регулятивные: - умения вести самостоятельный отбор информации; - умение выполнять учебное действие. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель: - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; | Работа в Рабочей тетради. - Задание № 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. - Соедините самостоятельно стрелками. Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников. Метапредметные: Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | Творческое задание Загадка Странная звездочка с неба упала Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка) -Что такое снежинка? (кристаллик снега) -Посмотрите на экран и скажите, сколько лучей у снежинок(6) -Сколько лучей у вас в тетради? -Дорисуйте.(по1 снежинке в группе) -На какую букву похожа снежинка? Определение значение снега и льда для живого в природе. 1.гр.-для природы(согревает, дает отдых, питает водой) 2.гр.-для людей(спорт, забавы, отдых, красиво) 3.гр.- для животных (дом) - А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд? - Для чего? - А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах). - А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде. - Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур. - Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры. - Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо? - Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов). -Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены? | Групповая работа. Умение давать полные ответы. | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; |
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | - Итак, подведём итоги - Кем вы были на уроке? -Что исследовали? --Что должны мы были узнать о свойствах снега и льда? - Узнали об этом? -А что запомнили? -Что понравилось на уроке? -Что удивило? У вас на столах снежинки. Прикрепите к доске снежинку, если вам понравился урок. Получился настоящий снегопад. | Рефлексируют свою деятельность | Личностные: -проявлять положительное отношение к учебной деятельности; Метапредметные: Регулятивные: - ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...
УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»
УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....
Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?
Цель:· формирование представлений о свойстве снега и льда;· проведение практических исследований природных объектов ...
Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?
Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...
Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»
Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...
Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС
Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему "Откуда берется и куда девается мусор?"
Представлен конспект по окружающему миру для 1 классапо УМК "Школа России"...
- Мне нравится (1)