Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс,  «Школа России,  Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются  информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?». На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_beretsya_sneg_i_led.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир. 1 класс.

Тема: « Откуда берутся снег и лед»

Учитель  первой квалификационной категории Клочкова Наталья Афанасьевна  МБОУ «Лянторская СОШ №1»

Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»

Цели урока: 

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

Обучающие 

-  Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.

-  Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.

-  Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.

-  Проверить уровень усвоения темы через мини - тестирование;

Развивающие 

- Формировать умения детей в сфере самостоятельной   познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.

- Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.

- Развивать умение работать в группе.

- Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Воспитательные 

-  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Характеристика учебной деятельности:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формируемые УУД:

Личностные:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»;

-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах;

-воспитывать интерес к предмету ,культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.

Регулятивные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные: 

- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.

Формы работы: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Тип урока: открытие нового знания, урок - исследование.

Оборудование и средства обучения: 

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. Презентация к занятию.
  3. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003.
  5. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук, замороженный сок,  мороженное.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Вид деятельности учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

- Начинается урок.

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь всё понять,

 Учитесь тайны открывать!

- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшним уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».  

- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

-Сейчас повторим пройденный материал.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Как образуются реки?

-Как называется место, где начинается река?

-Чем  отличаются река и море?

-Куда может впадать река?

-Какие реки нашей местности вы знаете?

- Какую тему мы сейчас повторяли?

-А что происходит с реками зимой?

Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.

-Вам нравится зима?

-Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос.

-Зима, она какая?

- Посмотрите на экран, по каким признакам можно определить, что изображена зима?

 (Словарная работа).

- А сейчас откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе зимние слова. Чья группа будет готова, поднимет флажок.

- Какие слова у вас получились?

- Без чего не возможно, представить зиму?

Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы.

Личностные:

-  Проявление интереса к поставленной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.

Цели:

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд)

- Прочитайте тему урока на экране.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

- Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода)

- Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?

-Чем различаются снег и лед?

- Хотите  проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?

- Как мы можем это проверить?

- Спросить   у  учителя, родителей, прочитать  в учебнике, самим исследовать.

- Давайте мы попробуем узнать чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим какими свойствами они обладают?

Гимнастика для глаз.

Постановка темы урока

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

4. Открытие нового знания.

Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

  1. «Сказка о рождение снега и льда»

Однажды в наших северных краях Ветер-ветрище здорово замерз, зима ему порядком надоела, длинная она слишком. Захотел он лета. Полетел он на юг, собрал много-много облаков и помчал их на север. Он хотел, чтобы из туч пошел дождь. Увидел эти тучи мороз-морозище и стал их студить, и надо вам сказать ,что крохотные капельки воды ,из которых состоят тучи ,облака туман и пар, на холоде стали сливаться друг с другом ,расти и превращаться в снежинки Разные ,непохожие друг на друга. Очень удивился ветер, когда из тучи пошел снег.

-Скажите, как образуется снег?

-Как вы думаете, а как образуется лед?

Значит снег и лед – вода в твердом состоянии.

-Прочитайте вывод в учебнике стр. 69

- Мы узнали, как образуется снег и лед.

-  А сейчас мы  будем  определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями. Будете проводить опыты, свои утверждения.

2. Практическая работа.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.

- Сегодня на уроке будут работать три экспериментальные группы: «Знатоки природы», «Исследователи», «Экологи».

1 группа «Знатоки природа».

Цель эксперимента: «Изучение свойства снега и льда»

Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже».

Опыт 1. Мы  приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли ,только снег растаял раньше ,а лед позже.

Опыт  2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый ,а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно.  

Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили  по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Лед - хрупкий, а снег – рыхлый.

Вывод:

Снег        Лед

Тает         тает

белый        прозрачный

рыхлый        хрупкий

Вывод 1 гр.: «Мы опровергаем , что снег и лед одно и тоже.»

2 группа «Исследователи»

Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах»

Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»

Опыт 1.Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют.

Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными , вкусными ,только если сделаны руками человека.

Снег                                                 Лед

без вкуса         без вкуса

без запаха        без запаха.

Мы согласны с гипотезой. «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»

3 группа «Экологи».

Цель: «Исследовать чистоту снега»

Гипотеза: «Снег и лед грязный, его есть нельзя.»

Опыт 1. Мы положили в стакан ком снега с парка, появился темный осадок. Через марлю перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь. Тоже самое, сделали со снегом, взятым около дороги. По нашим наблюдениям снег в парке чище, чем около дороги.

Вывод: Мы считаем, что снег бывает разным, где-то грязнее, где-то чище. Мы согласны с гипотезой, что снег и лед в любом случае грязный.

Физминутка:

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

Групповая работа. Исследование свойств снега и льда.

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

5. Первичное закрепление новых знаний  и способов деятельности.

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

 Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.

- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?

2. Работа с учебником стр. 68-69

Индивидуальная работа.

Проговаривание полученных результатов

Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умения вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

Работа в Рабочей тетради.

- Задание № 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников.

Метапредметные:

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

7.Включение нового

знания в систему знаний

 и повторение.

Цель:

 включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Творческое задание

        Загадка

Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

-Что такое снежинка? (кристаллик снега)

-Посмотрите на экран и скажите, сколько лучей у снежинок(6)

-Сколько лучей у вас в тетради?

-Дорисуйте.(по1 снежинке в группе)

-На какую букву похожа снежинка?

Определение значение снега и льда для живого в природе.

1.гр.-для природы(согревает, дает отдых, питает водой)

2.гр.-для людей(спорт, забавы, отдых, красиво)

3.гр.- для животных (дом)

- А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд?

- Для чего?

-  А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.

- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

- Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

- Ребята, а  нам со снегом, хорошо или плохо?

- Верно: это веселые забавы детей,  (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).

-Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены?

Групповая работа.

Умение  давать полные ответы.

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

-  допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Итак, подведём итоги

- Кем вы были на уроке?

-Что исследовали?                          

--Что должны мы были узнать о свойствах снега и льда? - Узнали об этом?  

-А что запомнили?

-Что понравилось на уроке?

-Что удивило?

У вас на столах снежинки. Прикрепите к доске  снежинку, если вам понравился урок.

Получился настоящий снегопад.

Рефлексируют свою деятельность

Личностные:

-проявлять положительное отношение к учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....

Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?

Цель:·        формирование представлений о свойстве снега и льда;·        проведение практических исследований природных объектов ...

Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»

Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему "Откуда берется и куда девается мусор?"

Представлен конспект  по окружающему миру для 1 классапо УМК "Школа России"...