Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Епифанова Ирина Александровна

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:

«Откуда берутся снег и лед»

Цели урока:

  1. Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практических действий.
  2. Развивать такие мыслительные операции, как сравнение, развивать чувство тактильности, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, развивать речь, путем описания природы.
  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.

Планируемые достижения учащихся:усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse_na_temu.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:

«Откуда берутся снег и лед»

Цели урока:

  1. Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практических действий.
  2. Развивать такие мыслительные операции, как сравнение, развивать чувство тактильности, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, развивать речь, путем описания природы.
  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.

Оборудование:

У учащихся: индивидуально на парте 2 прозрачных стакана с теплой водой, блюдце со снегом, кусочки льда, лабораторное стекло, полоски цветной бумаги, часть газеты, учебники, рабочие тетради.

У учителя: картина реки со льдом, картина кормушки с птицами, карточки слов (снег, вода, лед, снегопад)

Предварительная работа: во время прогулки проводятся наблюдения за снегопадом. Дети рассматривают снежинки и устно описывают их форму.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в тему.

- Как живешь?

- Вот так! (дети показывают большой палец)

- Как идешь?

- Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А ежишь?

- Вот  так! (согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! ( руки под щечку, нагнув головку)

- Как берешь?

- Вот так! ( ладонь в кулачок)

- А даешь?

- Вот так! ( вытянуть руки и раскрыть ладони)

Ребята отгадайте загадки (запись на доске) для того, чтобы получше с ним познакомиться

Бел как мел, с неба прилетел,

Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У нее теперь ангина. (град, лед)

Давайте постараемся ответить на вопрос: откуда берутся снег и лед?

  1. Постановка проблемной ситуации.

В загадках есть подсказка (с неба), но как снег и град оказались в небе? Почему всю зиму пролежал, а потом в землю убежал? Я знаю, что все вы видели снег и лед, но я все же принесла сегодня на урок это чудо природы для того, чтобы мы получше с ним познакомились и ответили на поставленные вопросы.

  1. Проведение опыта

В стакан с теплой водой опустим снег, а потом лед. Что с ними будет? (они превратятся в воду) Если при нагревании они образуют воду, то при замерзании все наоборот. Значит, во что превратится вода? (снег и лед).

Прочитаем вывод в учебнике на стр. 48

Схема на доске:

Снег

Вода

Лед

Значит, на небе в облаках и тучках находится вода. В какие времена года бывает тепло? В эти времена года землю поливают скопившиеся в небе осадки в виде (дождя). А когда температура падает, т.е. наступают холода (зимой), вода в небе замерзает и в виде чего падает на землю? (в виде снега или града). Лежит целую зиму и в какое время года убегает в землю? (весной) почему? (потому что опять превращается в воду) да, а земля легко впитывает воду.

  1. Практическая работа

Сравнение снега и льда по цвету.

  1. Давайте попробуем определить цвет снега и льда.

Снег сравниваем с цветной и белой бумагой и делаем вывод, что снег – белый. Лед сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что ни один цвет не подходит. Тогда сравниваем лед с прозрачным стеклом и делаем вывод, что лед прозрачный, бесцветный.

  1. Попробуем положить лед на газету и постараемся увидеть через него буквы.

 Вывод: лед – прозрачный. То же самое делаем со снегом.

 Вывод: снег – непрозрачный

Для закрепления понятия дети читают в учебнике вывод№2, №3 и в словах-помощниках в сноске находят слово «бесцветный»

  1. Физкультминутка

«Хомячок»

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка серенький бочок,

Хомка с солнышком встает,

Моет лапки, чистит рот,

И все сделав по порядку он идет на физзарядку

Раз, два, выше голова

Три, четыре ноги шире

Пять, шесть тихо сесть

Семь, восемь лень отбросим!

  1. Сравнение снега и льда по плотности.

По заданию учителя дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой кусочек льда. Снег сжимается – он рыхлый, лед не сжимается – он плотный. Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. Затем дети сначала втыкают карандаш в снег, потом пробуют воткнуть его в лед.

Вывод: снег – рыхлый, а лед – плотный. Читают  в учебнике вывод №4

В заключении дети знакомятся еще с одним свойством льда – хрупкостью. Учитель роняет на стол пластинку льда. Лед раскалывается, значит, лед хрупкий.

На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лед складывается в ведро. На перемене дети еще раз убеждаются в том, что в тепле снег и лед тают, превращаясь в воду.

  1. Закрепление

Отгадайте загадки. Объясните их смысл. (читают в учебнике)

Где еще можно видеть лед?

Есть ли он у вас дома?

Откуда берутся снег и лед?

Хоть лед и холодный, но зимой он согревает речных жителей. Посмотрите на эту картину на доске и перечислите, кого согревает лед?

А под снегом тепло растениям и почве. Он защищает их от ветров и вьюг.

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло!

  1. Гимнастика для глаз
  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую.
  3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4 , затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль
  1. Беседа о помощи птицам нашей местности зимой

Каких зимующих  птиц нашей местности вы знаете?

Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой?

Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время года (дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц)

На доске картина «Кормушка» и раздаточный материал «Птицы»

Дети с помощью учителя выбирают птиц нашей местности и прикрепить их к кормушке.

Рассмотрите птиц на стр. 56

Знакомы ли вам эти птицы?

Какой корм лежит в кормушке?

Рассмотрите рисунки на стр. 57. Прочитаем текст.

  1. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Откуда берутся снег и лед?

Почему птицам трудно найти корм зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?

Цель:·        формирование представлений о свойстве снега и льда;·        проведение практических исследований природных объектов ...

Урок по окружающему миру. 1 класс. Тема: Откуда берется снег и лёд?

Конспект открытого урока по курсу Окружающий мир 1 класс. Тема урока "Откуда берется снег и лед". Личная разработка....

Урок окружающего мира 1 класс по теме :"Откуда в наш дом приходит электричество?"

Открытый урок с использованием  современных технологий...

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"

УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....

Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»

Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме: "Откуда берётся и куда девается мусор?"

Конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда берётся и куда девается мусор?" (1 класс)...