Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:
«Откуда берутся снег и лед»
Цели урока:
- Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практических действий.
- Развивать такие мыслительные операции, как сравнение, развивать чувство тактильности, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, развивать речь, путем описания природы.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.
Планируемые достижения учащихся:усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse_na_temu.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:
«Откуда берутся снег и лед»
Цели урока:
- Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практических действий.
- Развивать такие мыслительные операции, как сравнение, развивать чувство тактильности, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, развивать речь, путем описания природы.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.
Оборудование:
У учащихся: индивидуально на парте 2 прозрачных стакана с теплой водой, блюдце со снегом, кусочки льда, лабораторное стекло, полоски цветной бумаги, часть газеты, учебники, рабочие тетради.
У учителя: картина реки со льдом, картина кормушки с птицами, карточки слов (снег, вода, лед, снегопад)
Предварительная работа: во время прогулки проводятся наблюдения за снегопадом. Дети рассматривают снежинки и устно описывают их форму.
Ход урока:
- Организационный момент. Введение в тему.
- Как живешь?
- Вот так! (дети показывают большой палец)
- Как идешь?
- Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)
- А ежишь?
- Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)
- Ночью спишь?
- Вот так! ( руки под щечку, нагнув головку)
- Как берешь?
- Вот так! ( ладонь в кулачок)
- А даешь?
- Вот так! ( вытянуть руки и раскрыть ладони)
Ребята отгадайте загадки (запись на доске) для того, чтобы получше с ним познакомиться
Бел как мел, с неба прилетел,
Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У нее теперь ангина. (град, лед)
Давайте постараемся ответить на вопрос: откуда берутся снег и лед?
- Постановка проблемной ситуации.
В загадках есть подсказка (с неба), но как снег и град оказались в небе? Почему всю зиму пролежал, а потом в землю убежал? Я знаю, что все вы видели снег и лед, но я все же принесла сегодня на урок это чудо природы для того, чтобы мы получше с ним познакомились и ответили на поставленные вопросы.
- Проведение опыта
В стакан с теплой водой опустим снег, а потом лед. Что с ними будет? (они превратятся в воду) Если при нагревании они образуют воду, то при замерзании все наоборот. Значит, во что превратится вода? (снег и лед).
Прочитаем вывод в учебнике на стр. 48
Схема на доске:
Снег Вода Лед |
Значит, на небе в облаках и тучках находится вода. В какие времена года бывает тепло? В эти времена года землю поливают скопившиеся в небе осадки в виде (дождя). А когда температура падает, т.е. наступают холода (зимой), вода в небе замерзает и в виде чего падает на землю? (в виде снега или града). Лежит целую зиму и в какое время года убегает в землю? (весной) почему? (потому что опять превращается в воду) да, а земля легко впитывает воду.
- Практическая работа
Сравнение снега и льда по цвету.
- Давайте попробуем определить цвет снега и льда.
Снег сравниваем с цветной и белой бумагой и делаем вывод, что снег – белый. Лед сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что ни один цвет не подходит. Тогда сравниваем лед с прозрачным стеклом и делаем вывод, что лед прозрачный, бесцветный.
- Попробуем положить лед на газету и постараемся увидеть через него буквы.
Вывод: лед – прозрачный. То же самое делаем со снегом.
Вывод: снег – непрозрачный
Для закрепления понятия дети читают в учебнике вывод№2, №3 и в словах-помощниках в сноске находят слово «бесцветный»
- Физкультминутка
«Хомячок»
Хомка, хомка, хомячок,
Хомка серенький бочок,
Хомка с солнышком встает,
Моет лапки, чистит рот,
И все сделав по порядку он идет на физзарядку
Раз, два, выше голова
Три, четыре ноги шире
Пять, шесть тихо сесть
Семь, восемь лень отбросим!
- Сравнение снега и льда по плотности.
По заданию учителя дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой кусочек льда. Снег сжимается – он рыхлый, лед не сжимается – он плотный. Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. Затем дети сначала втыкают карандаш в снег, потом пробуют воткнуть его в лед.
Вывод: снег – рыхлый, а лед – плотный. Читают в учебнике вывод №4
В заключении дети знакомятся еще с одним свойством льда – хрупкостью. Учитель роняет на стол пластинку льда. Лед раскалывается, значит, лед хрупкий.
На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лед складывается в ведро. На перемене дети еще раз убеждаются в том, что в тепле снег и лед тают, превращаясь в воду.
- Закрепление
Отгадайте загадки. Объясните их смысл. (читают в учебнике)
Где еще можно видеть лед?
Есть ли он у вас дома?
Откуда берутся снег и лед?
Хоть лед и холодный, но зимой он согревает речных жителей. Посмотрите на эту картину на доске и перечислите, кого согревает лед?
А под снегом тепло растениям и почве. Он защищает их от ветров и вьюг.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло!
- Гимнастика для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4 , затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль
- Беседа о помощи птицам нашей местности зимой
Каких зимующих птиц нашей местности вы знаете?
Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой?
Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время года (дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц)
На доске картина «Кормушка» и раздаточный материал «Птицы»
Дети с помощью учителя выбирают птиц нашей местности и прикрепить их к кормушке.
Рассмотрите птиц на стр. 56
Знакомы ли вам эти птицы?
Какой корм лежит в кормушке?
Рассмотрите рисунки на стр. 57. Прочитаем текст.
- Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Откуда берутся снег и лед?
Почему птицам трудно найти корм зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?
Цель:· формирование представлений о свойстве снега и льда;· проведение практических исследований природных объектов ...
Урок по окружающему миру. 1 класс. Тема: Откуда берется снег и лёд?
Конспект открытого урока по курсу Окружающий мир 1 класс. Тема урока "Откуда берется снег и лед". Личная разработка....
Урок окружающего мира 1 класс по теме :"Откуда в наш дом приходит электричество?"
Открытый урок с использованием современных технологий...
Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"
УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....
Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"
Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...
Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»
Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме: "Откуда берётся и куда девается мусор?"
Конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда берётся и куда девается мусор?" (1 класс)...