Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Зубарева Юлия Васильевна

Цель:

·        формирование представлений о свойстве снега и льда;

·        проведение практических исследований природных объектов и явлений;            

·        наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках;

Планируемые результаты:

·        получат возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;

·        понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

·        работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_berutsya_sneg_i_led.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Откуда берутся снег и лед?

Цель:

  • формирование представлений о свойстве снега и льда;
  • проведение практических исследований природных объектов и явлений;                
  • наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках;

Планируемые результаты:

  • получат возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
  • работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Литература Плешаков Природа 1 класс

Энциклопедия Азбука природы

С любовью к природе

Ход урока.

I Организационный момент.

II  Самоопределение к деятельности.

- Наш урок, мне бы хотелось начать с стихотворения З. Александровой.  Я вам прочту, а вы мне скажите, о чем идет речь?

- Какие изменения происходят в природе?

Снежок порхает, кружится,

На улице бело

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири

Снежок изрезали лыжами,

Как мел скрипуч и сух

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух

- О каком времени года идет речь?

- Какие изменения происходят в природе?

- Сформулируйте тему урока.

- Верно, ребята и сегодня на уроке мы постараемся выяснить, откуда же берется снег и лед.

III  Изучение нового материала.

1. Изучение свойств снега и льда на основе опытов.

- Как и все на земле снег и лед имеют свои свойства, а какие  мы сейчас выясним.

Одно из свойств снега и льда это в тепле они превращаются в воду. В стакан с водой положу несколько кубиков льда и поставлю, чуть позже вы увидите, что с ним произойдет. А мы пока рассмотрим следующее свойство.

- Если мы к кубику льда будем приставлять цветной картон разного цвета, то что мы видим?

- Есть ли у льда свой цвет? (нет)

Что можем сказать о льде? Есть ли у него свой цвет? (он бесцветный)

- Откройте учебники на с 48 (показываю) под цифрой 2 рассмотрите иллюстрацию.

- Что лежит на цветном картоне? (снег)

- Видели ли цвет картона под снегом?

- Какого цвета снег? (белого)

Сделаем вывод:  снег белый, а лед бесцветный.

- Рассмотрим следующее свойство. На цветном картоне лежит снег, видим ли сквозь снег цвет картона? (нет)

- Что мы можем сказать, снег не прозрачный

- Посмотрите, а если я положу кубик льда на картон. Виден ли. истинный цвет картона под льдом? (да)

- Что можем сказать что лед прозрачный?

Сделаем вывод:  снег не прозрачный, а лед прозрачный

- И последнее  свойство.

- Посмотрите на рисунок под цифрой 4. В горку снега мы можем поставить палочку, покрутить значит снег рыхлый, мягкий?

- Посмотрите можно так сделать со льдом? Но, если я ударю молоточком по кубику, что произошло? (раскололся) Какой лед?  (хрупкий).

- Давайте посмотрим что стало с нашим кубиком льда в стакане?

- Во что он превратился? (в воду)

Посмотрите под цифрой 1 что произошло со снегом?

- Он тоже превратился в воду, как лед. Что можем сказать? (тепле снег и лед тают, образуя воду)

Итак сделаем вывод какие же свойства имеет снег?

  • Тает, образуя воду.
  • Белый.
  • Не прозрачный.
  • Рыхлый.

Какие же свойства имеет лед?

  • Тает, образуя воду.
  • Бесцветный.
  • Прозрачный.
  • Хрупкий.

2. Рассказ о снежинках.

- Знаете, что снег-это много мелких красивых снежинок, они падают с высоты на землю, деревья, крыши домов... -  чистые, хрупкие, сверкающие.

Они падают из туч, как дождь, но только образуются не так, как дождь.

Когда вода испаряется из земли - это называют водяные пары. Они поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, здесь из холодных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не снежинки, они очень малы.

Но шестиугольный кристаллик все время растет и наконец становится красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираясь хлопьями и падают на землю.

- Где образуются крохотные льдинки-кристаллики?

- Образовавшиеся кристаллики - это уже снежинки?

- Сколько концов имеет снежинка?

- Отгадайте загадку:

Летели серые гуси,

На роняли белого пуха...

(Тучи и снег)

- Почему серые гуси?

- Послушайте еще загадку:

Дедушка без топора мостит мост.

(Мороз, лед на реке)

- С наступлением морозов, лед на речках, озерах становиться толстым. По такому льду можно не только ходить, но и ездить на коньках.  Но не следует забывать, что не все участки льда одинаково замерзли, можно провалиться под лед и погибнуть! Помните об этом!

IV Практическая работа.

- Послушайте загадку:

Что за звездочки, резные

На руковицах и пальто.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь вода в руке.  (Снежинка)

- Кто из вас когда-нибудь рассматривал снежинку?

- Я, предлагаю вам в своих рабочих тетрадях, цветными карандашами нарисовать сказочную девочку-снежинку и сочинить про нее рассказ-сказку.

- Вот моя девочка-снежинка. Послушайте рассказ. 

Коля и снежинка.

Когда наступили холода мама сказала Коле:

- Вот и зима. Пора закрывать окно!  

Мальчик закрыл окно, но долго смотрел на улицу. Так, уж был великолепен вид зимней природы.  Мороз нарядил все блестящим инеем, по которому скользили солнечные лучи.

Мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер и белая туча незаметно надвигалась, заволокла со всех сторон горизонт. Ветер опять утих, и снег начал прямо и медленно, большими клочьями опускаться на землю.

Вдруг Коля заметил, что на его окно опускается неземной красоты снежинка. Он долго смотрел на нее и ему даже показалось, что она ожила. Снежинка будто улыбнулась и от ее улыбки стало светли и тепло не только в комнате, но и на душе. Подул легкий ветер и она закружилась в волшебном танце Мальчик смотрел на нее, пока снежинка не исчезла.

На утро Коля проснулся и подошел к окну и увидел, там знакомую снежинку. Она улыбалась ему и рассказывала о том, что видела этой ночью. Так продолжалось всю зиму. Коля привык к рассказам снежинки.

Снег начал таять, всюду бежали ручьи.  Однажды утром мальчик не нашел своей подруги. Лишь где-то вдали ему слышался голос снежинки.

- Я испарилась, но ты меня жди!

Стало грустно на душе у Коли, но он знал, что наступит новая зима и снежинка вернется к нему.

1. Итог работы.

V Итог урока.

  • Что такое снег?
  • - Перечислите свойства снега.
  • - Перечислите свойства льда.
  • Откуда берутся снежинки?
  •  Как они образуются?
  • Урок окончен,  до свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Откуда в нашем доме электричество?" (1 класс)

В данном материале вы найдете технологическую карту урока "Откуда в нашем доме электричество?" и приложение, в котором содержится раздаточный материал и музыкальное сопровождение для не...

Презентация к открытому уроку по окружающему миру 1класс по теме "Откуда берутся шоколад , изюм и мёд?"

Презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме"Откуда берутся шоколад.изюм и мёд?" Школа России...