Урок окружающего мира "Сердце - главный орган кровеносной системы"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Зеленкина

Данный урок разработан для УМК "Начальная школа 21 века" для обучающихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме

«Сердце – главный орган кровеносной системы»

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зеленкина Светлана Андреевна. Я учитель начальных классов гимназии № 8 Красноармейского района Волгограда. Я предлагаю вам сегодня вместе провести урок окружающего мира.

- Для нашего урока вам понадобится рабочий лист (он будет сегодня вам вместо тетради) и лист самооценки, которые вы будете заполнять по ходу урока. Ну и, конечно же, хорошее настроение.

- Начнем мы с вами со всем известного стихотворения. Я буду читать и зарисовывать.

- Точка, точка, запятая,

Вышла рожица кривая.

Палка, палка, огуречик,

Получился человечек.

(Рисую)

- Наш человечек готов. А чего у него не хватает? (Дети называют разные части тела, лица… Дорисовываю. Кто-то догадывается или с подсказки называет сердце)

- Что болит, когда он встревожен

И стучит, когда ему очень сложно.

Что спокойно, когда он любим и счастлив…

- Конечно же, сердце. Давайте дорисуем нашему человечку сердце, чтобы он ожил. Какого цвета мелок мы возьмем? (красный) Почему сердце красное?

- Сердце красное, потому что оно разносит кровь,

А еще потому, что в нем любовь

Яркая, страстная.

И еще потому, что красный цвет – это красиво, прекрасно! (слайд)

Один из ребят рисует сердце.

- Интересно, кто-то из вас уже догадался, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Какая тема нашего урока? (Сердце…) Запишите тему в рабочие листы (скан-копия рабочего листа на слайде)

- Замечательно. Возьмите в руки лист самооценки. Как видите, он построен в виде кардиограммы. Кому-то делали кардиограмму? (слайд) Кардио – в переводе с латинского СЕРДЦЕ. Итак, вы видите перед собой вертикальную линию с делениями. Отметьте на этой шкале, как вы на начало урока оцениваете свои знания о сердце, как об органе человека. Чем выше, тем больше знания, чем ниже, тем меньше (скан-копия листа самооценки на слайде).

Дети отмечают.

- Безусловно, вы что-то знаете о сердце, как об органе. Поделитесь со мной и друг с другом этими знаниями.

Дети высказывают свои знания. Если молчат: Я думаю, вы, конечно же, знаете что-то о сердце, просто вы сейчас стесняетесь. Не волнуйтесь!

- Очень хорошо. Вы достаточно эрудированны в этом вопросе. Но совсем недавно я пересматривала один замечательный отечественный фильм «Формула любви» и меня заинтересовал один эпизод, которым я хочу с вами поделиться. Сомнения закрались в мою душу, и я подумала, может быть, вы поможете мне с ними разобраться. Внимание на экран.

Смотрим отрывок.

- Что происходило с сердцем графа Калиостро? Итак, как вы увидели, граф Калиостро смог ускорить и затем замедлить биение своего сердца. А потом и вовсе его остановил. Возможно ли это? (Дети отвечают)

- Мы не пришли с вами к единому мнению. Хватает ли нам знаний? (Нет, нам недостаточно знаний)

- Что нам необходимо знать, чтобы разгадать феномен графа Калиостро? Как устроено сердце? Какую роль в организме оно выполняет? И, от чего зависит работа сердца человека? Это и будут задачи нашего урока (слайд)

- Ну что ж, начнем? Положите руку на грудь. Чувствуете биение своего сердца? Где же оно расположено? С какой стороны? (С левой стороны) На самом деле, сердце расположено почти посередине и наклонено влево. Запишите вывод в вашем рабочем листе (слайд)

- Сердце - жизненно-важный орган. Значит, оно должно быть защищено. А чем защищено сердце? (грудной клеткой) (слайд)

- Кто знает, какого размера сердце? (С кулачок) Впервые об этом сказал естествоиспытатель и художник Леонардо да Винчи, который изучал пропорции человеческого тела (слайд)

- Посмотрите внимательно на экран (слайд). Скажите, пожалуйста, из скольких частей состоит сердце? (из двух) Есть левая и правая половина сердца. Чем разделены эти половинки? (перегородкой) Стенки сердца и перегородка состоят из мышц, а это позволяет сердцу сокращаться.

- Итак, вернемся к задачам нашего урока (слайд). Какую задачу мы с вами смогли решить? (Мы теперь знаем…, нам известно…)

- Мы теперь знаем о строении сердца, но знаем ли мы, какую роль оно играет в организме? (чтобы жить..) Для того, чтобы более точно ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть научное видео. Внимание на экран!

Смотрим видео

- Предлагаю вам обсудить увиденное. Что происходило с кровью в сосудах, когда сердце сокращалось? (она двигалась, текла) Не напомнило ли вам движение крови какую-либо цифру? (восьмерка) Верно, иногда движение крови называют «волшебная восьмерка». Вы наверняка заметили, что круги в этой «восьмерке» не одинаковы: один маленький, один большой. Малый круг кровообращения несет кровь от сердца к легким (там кровь обменивает углекислый газ на кислород и снова возвращается в сердце), а большой круг кровообращения насыщает кислородом другие органы в обмен на накопившийся в их клетках углекислый газ и снова возвращается в сердце.

- Я предлагаю вам сейчас самим попробовать пройти этот путь вместе с капелькой крови (ею будет магнит красного цвета) и по схеме, предложенной на доске, описать «восьмерку», продемонстрировав тем самым движение крови.

Один ученик выходит к доске и демонстрирует путь крови: малый круг и большой круг.

- Спасибо большое. В своих рабочих листах завершите схему движения крови по организму.

- Мы все время с вами произносим фразу, что кровь движется. А по чему она движется, кто знает? (по сосудам) Совершенно верно.

- Поскольку у человека много органов, сосуды разветвляются много раз. Чтобы определиться, какие виды сосудов существуют и какую они выполняют функцию, вам необходимо прочитать информацию на данном листе. После прочтения вы заполните рабочие листы, в которых укажите, какие виды сосудов существуют, и в каком направлении течет кровь в данных сосудах. Задание понятно? На работу вам отводится три минуты.

Читают текст, заполняют рабочие листы.

- Предлагаю озвучить результаты вашего исследования (обучающиеся отвечают).

- Итак, мы с вами узнали много нового и интересного о главном органе кровеносной системы. Давайте еще раз перечислим, что именно мы узнали (отвечают). Скажите, пожалуйста, можем мы ответить на вопрос: какова роль сердца в организме? (движение крови по сосудам) 

Вывод в рабочие листы!

Слайд «Задачи»

- Мы теперь знаем не только, как устроено сердце, но и какую роль в организме оно выполняет. Решили мы вторую задачу? Осталось нам ответить на последний вопрос. От чего зависит работа сердца человека?

- Давайте еще раз вспомним, что делал граф Калиостро? (слайд)

- Для того, чтобы выяснить, возможно это или нет, я предлагаю вам проанализировать карточки, на которых изображен мальчик в различных действиях (он выполняет разную работу и количество ударов сердца в эти моменты разное). Вам необходимо предположить, на какой карточке информация верна. Задание понятно? На данную работу вам отводится 2 минуты. Работайте сообща, парами.

- Выскажите свои предположения. Почему вы так считаете?

Слайд «От активности человека зависит частота ударов сердца»

- Давайте проверим нашу гипотезу опытным путем. А заодно и разомнемся!

_ Встаньте, пожалуйста. Давайте снова послушаем биение нашего сердца. Услышали? Запомнили? Повторяем за мной!

Раз присели, два привстали,

Руки кверху мы подняли,

Сели, встали, сели, встали,

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь (прыгаем),

Словно мой упругий мяч.

- Снова послушаем наше сердце. Что вы заметили? (участилось)

- Подтвердилось наше предположение? Зависит частота ударов сердца от активности человека? Значит, граф Калиостро был прав, утверждая, что он способен управлять частотой ударов сердца? При каких условиях это возможно? Запишем вывод в рабочий лист.

- Вернемся к задачам урока, которые мы ставили в начале урока (слайд) Ответили мы на все вопросы, которые ставили перед собой? Значит, мы решили все задачи нашего урока?

- Возьмем в руки лист самооценки и отметим, на каком уровне находятся ваши знания о сердце как об органе в конце урока. Изменилось ли что-то или может быть осталось на том же уровне? Отметьте особым значком свои ощущения.

- Итак, заставить сердце работать быстрее и медленнее возможно. При физической нагрузке и отдыхе. А вот заставить его совсем отключиться, возможно ли? (нет) Почему? (человек умрет)

- Хорошо, но ведь есть люди, которые живут совсем без сердца. По крайней мере, о них так и говорят: «У тебя сердца нет?» Почему? О ком так говорят?

- А какие еще словосочетания вы знаете о сердце? Что они обозначают? (слайд-подсказка)

- Итак, мы выяснили и убедились с вами, что сердце один из важнейших органов в нашем организме, к тому же и самый «одухотворенный», о котором сложено много песен и стихов. Много афоризмов и крылатых фраз было сказано известными людьми. И я от всего сердца дарю вам свой лист доброты. В нем собраны разнообразные афоризмы о сердце и мне бы очень хотелось, чтобы дома вы прочитали все эти высказывания и то, которое вам наиболее понравится, запишите в свои рабочие листы. Это и будет вашим домашним заданием.

Слайд (музыка)

 - В конце урока ставим многоточие…

Для всех нас, здесь сидящих, важно очень,

Чтоб были люди с яркими сердцами,

Горячими, счастливыми и чистыми,

Отзывчивыми, верными и искренними.

От одного сердца к другому

Пусть протянется нить.

Мы должны научиться любить и дарить.

Любить нашу планету и Россию на ней.

Потому что дороже ней ее и родней.

Любить город великий и район свой родной,

Дом прекрасных родителей,

Всех, кто рядом с тобой.

И дарить, не жалея свои сердца

Всем, всему,

Каждый день, без конца…

- Спасибо большое за работу. До новых встреч.


Рабочий лист урока

Тема урока

С какой стороны расположено сердце?

Чем защищено сердце?

Строение сердца

Круги кровообращения

Виды сосудов

Роль сердца в организме

От чего зависит частота ударов сердца?

Домашнее задание

Какая крылатая фраза о сердце произвела на вас большее впечатление? Запишите её.

Крылатые фразы о сердце

  • Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий.
  • Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.
  • Я хоть и жалею, но зато от чистого сердца.
  • Сердце сделано из ткани, которая очень легко разрывается и очень легко починяется.
  • Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем... У сердца свои законы, которых разум не знает.
  • Легкое сердце живет долго. 
  • Поэзия и музыка есть разговор сердца. 
  • Дороже всех титулов доброе сердце.
  • Любящее сердце всегда найдёт, кого пригреть...
  • Сердце - это ударник в оркестре организма.
  • Иные каменные сердца – не поддаются и алмазу.
  • Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
  • Злой язык — признак злого сердца.

Крылатые фразы о сердце

  • Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий.
  • Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.
  • Я хоть и жалею, но зато от чистого сердца.
  • Сердце сделано из ткани, которая очень легко разрывается и очень легко починяется.
  • Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем... У сердца свои законы, которых разум не знает.
  • Легкое сердце живет долго. 
  • Поэзия и музыка есть разговор сердца. 
  • Дороже всех титулов доброе сердце.
  • Любящее сердце всегда найдёт, кого пригреть...
  • Сердце - это ударник в оркестре организма.
  • Иные каменные сердца – не поддаются и алмазу.
  • Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
  • Злой язык — признак злого сердца.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

Презентация к уроку окружающего мира "Ухо-орган слуха"

Презентация предназначена для урока Окружающего мира в 4 классе по теме "Ухо-орган слуха". Применяться может для любой образовательной программы. Введение материала начинается с загадки. Затем предста...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....

Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.

Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс: "Кровеносная система"

Урок разработан для учащихся 3 класса по УМК "Планета знаний"...

Урок окружающего мира "5 органов чувств"

Урок окружающего мира "Арт-технология"...