Урок окружающего мира "Сердце - главный орган кровеносной системы"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок разработан для УМК "Начальная школа 21 века" для обучающихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме
«Сердце – главный орган кровеносной системы»
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зеленкина Светлана Андреевна. Я учитель начальных классов гимназии № 8 Красноармейского района Волгограда. Я предлагаю вам сегодня вместе провести урок окружающего мира.
- Для нашего урока вам понадобится рабочий лист (он будет сегодня вам вместо тетради) и лист самооценки, которые вы будете заполнять по ходу урока. Ну и, конечно же, хорошее настроение.
- Начнем мы с вами со всем известного стихотворения. Я буду читать и зарисовывать.
- Точка, точка, запятая,
Вышла рожица кривая.
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
(Рисую)
- Наш человечек готов. А чего у него не хватает? (Дети называют разные части тела, лица… Дорисовываю. Кто-то догадывается или с подсказки называет сердце)
- Что болит, когда он встревожен
И стучит, когда ему очень сложно.
Что спокойно, когда он любим и счастлив…
- Конечно же, сердце. Давайте дорисуем нашему человечку сердце, чтобы он ожил. Какого цвета мелок мы возьмем? (красный) Почему сердце красное?
- Сердце красное, потому что оно разносит кровь,
А еще потому, что в нем любовь
Яркая, страстная.
И еще потому, что красный цвет – это красиво, прекрасно! (слайд)
Один из ребят рисует сердце.
- Интересно, кто-то из вас уже догадался, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Какая тема нашего урока? (Сердце…) Запишите тему в рабочие листы (скан-копия рабочего листа на слайде)
- Замечательно. Возьмите в руки лист самооценки. Как видите, он построен в виде кардиограммы. Кому-то делали кардиограмму? (слайд) Кардио – в переводе с латинского СЕРДЦЕ. Итак, вы видите перед собой вертикальную линию с делениями. Отметьте на этой шкале, как вы на начало урока оцениваете свои знания о сердце, как об органе человека. Чем выше, тем больше знания, чем ниже, тем меньше (скан-копия листа самооценки на слайде).
Дети отмечают.
- Безусловно, вы что-то знаете о сердце, как об органе. Поделитесь со мной и друг с другом этими знаниями.
Дети высказывают свои знания. Если молчат: Я думаю, вы, конечно же, знаете что-то о сердце, просто вы сейчас стесняетесь. Не волнуйтесь!
- Очень хорошо. Вы достаточно эрудированны в этом вопросе. Но совсем недавно я пересматривала один замечательный отечественный фильм «Формула любви» и меня заинтересовал один эпизод, которым я хочу с вами поделиться. Сомнения закрались в мою душу, и я подумала, может быть, вы поможете мне с ними разобраться. Внимание на экран.
Смотрим отрывок.
- Что происходило с сердцем графа Калиостро? Итак, как вы увидели, граф Калиостро смог ускорить и затем замедлить биение своего сердца. А потом и вовсе его остановил. Возможно ли это? (Дети отвечают)
- Мы не пришли с вами к единому мнению. Хватает ли нам знаний? (Нет, нам недостаточно знаний)
- Что нам необходимо знать, чтобы разгадать феномен графа Калиостро? Как устроено сердце? Какую роль в организме оно выполняет? И, от чего зависит работа сердца человека? Это и будут задачи нашего урока (слайд)
- Ну что ж, начнем? Положите руку на грудь. Чувствуете биение своего сердца? Где же оно расположено? С какой стороны? (С левой стороны) На самом деле, сердце расположено почти посередине и наклонено влево. Запишите вывод в вашем рабочем листе (слайд)
- Сердце - жизненно-важный орган. Значит, оно должно быть защищено. А чем защищено сердце? (грудной клеткой) (слайд)
- Кто знает, какого размера сердце? (С кулачок) Впервые об этом сказал естествоиспытатель и художник Леонардо да Винчи, который изучал пропорции человеческого тела (слайд)
- Посмотрите внимательно на экран (слайд). Скажите, пожалуйста, из скольких частей состоит сердце? (из двух) Есть левая и правая половина сердца. Чем разделены эти половинки? (перегородкой) Стенки сердца и перегородка состоят из мышц, а это позволяет сердцу сокращаться.
- Итак, вернемся к задачам нашего урока (слайд). Какую задачу мы с вами смогли решить? (Мы теперь знаем…, нам известно…)
- Мы теперь знаем о строении сердца, но знаем ли мы, какую роль оно играет в организме? (чтобы жить..) Для того, чтобы более точно ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть научное видео. Внимание на экран!
Смотрим видео
- Предлагаю вам обсудить увиденное. Что происходило с кровью в сосудах, когда сердце сокращалось? (она двигалась, текла) Не напомнило ли вам движение крови какую-либо цифру? (восьмерка) Верно, иногда движение крови называют «волшебная восьмерка». Вы наверняка заметили, что круги в этой «восьмерке» не одинаковы: один маленький, один большой. Малый круг кровообращения несет кровь от сердца к легким (там кровь обменивает углекислый газ на кислород и снова возвращается в сердце), а большой круг кровообращения насыщает кислородом другие органы в обмен на накопившийся в их клетках углекислый газ и снова возвращается в сердце.
- Я предлагаю вам сейчас самим попробовать пройти этот путь вместе с капелькой крови (ею будет магнит красного цвета) и по схеме, предложенной на доске, описать «восьмерку», продемонстрировав тем самым движение крови.
Один ученик выходит к доске и демонстрирует путь крови: малый круг и большой круг.
- Спасибо большое. В своих рабочих листах завершите схему движения крови по организму.
- Мы все время с вами произносим фразу, что кровь движется. А по чему она движется, кто знает? (по сосудам) Совершенно верно.
- Поскольку у человека много органов, сосуды разветвляются много раз. Чтобы определиться, какие виды сосудов существуют и какую они выполняют функцию, вам необходимо прочитать информацию на данном листе. После прочтения вы заполните рабочие листы, в которых укажите, какие виды сосудов существуют, и в каком направлении течет кровь в данных сосудах. Задание понятно? На работу вам отводится три минуты.
Читают текст, заполняют рабочие листы.
- Предлагаю озвучить результаты вашего исследования (обучающиеся отвечают).
- Итак, мы с вами узнали много нового и интересного о главном органе кровеносной системы. Давайте еще раз перечислим, что именно мы узнали (отвечают). Скажите, пожалуйста, можем мы ответить на вопрос: какова роль сердца в организме? (движение крови по сосудам)
Вывод в рабочие листы!
Слайд «Задачи»
- Мы теперь знаем не только, как устроено сердце, но и какую роль в организме оно выполняет. Решили мы вторую задачу? Осталось нам ответить на последний вопрос. От чего зависит работа сердца человека?
- Давайте еще раз вспомним, что делал граф Калиостро? (слайд)
- Для того, чтобы выяснить, возможно это или нет, я предлагаю вам проанализировать карточки, на которых изображен мальчик в различных действиях (он выполняет разную работу и количество ударов сердца в эти моменты разное). Вам необходимо предположить, на какой карточке информация верна. Задание понятно? На данную работу вам отводится 2 минуты. Работайте сообща, парами.
- Выскажите свои предположения. Почему вы так считаете?
Слайд «От активности человека зависит частота ударов сердца»
- Давайте проверим нашу гипотезу опытным путем. А заодно и разомнемся!
_ Встаньте, пожалуйста. Давайте снова послушаем биение нашего сердца. Услышали? Запомнили? Повторяем за мной!
Раз присели, два привстали,
Руки кверху мы подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Сели, встали, сели, встали.
Ванькой-Встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь (прыгаем),
Словно мой упругий мяч.
- Снова послушаем наше сердце. Что вы заметили? (участилось)
- Подтвердилось наше предположение? Зависит частота ударов сердца от активности человека? Значит, граф Калиостро был прав, утверждая, что он способен управлять частотой ударов сердца? При каких условиях это возможно? Запишем вывод в рабочий лист.
- Вернемся к задачам урока, которые мы ставили в начале урока (слайд) Ответили мы на все вопросы, которые ставили перед собой? Значит, мы решили все задачи нашего урока?
- Возьмем в руки лист самооценки и отметим, на каком уровне находятся ваши знания о сердце как об органе в конце урока. Изменилось ли что-то или может быть осталось на том же уровне? Отметьте особым значком свои ощущения.
- Итак, заставить сердце работать быстрее и медленнее возможно. При физической нагрузке и отдыхе. А вот заставить его совсем отключиться, возможно ли? (нет) Почему? (человек умрет)
- Хорошо, но ведь есть люди, которые живут совсем без сердца. По крайней мере, о них так и говорят: «У тебя сердца нет?» Почему? О ком так говорят?
- А какие еще словосочетания вы знаете о сердце? Что они обозначают? (слайд-подсказка)
- Итак, мы выяснили и убедились с вами, что сердце один из важнейших органов в нашем организме, к тому же и самый «одухотворенный», о котором сложено много песен и стихов. Много афоризмов и крылатых фраз было сказано известными людьми. И я от всего сердца дарю вам свой лист доброты. В нем собраны разнообразные афоризмы о сердце и мне бы очень хотелось, чтобы дома вы прочитали все эти высказывания и то, которое вам наиболее понравится, запишите в свои рабочие листы. Это и будет вашим домашним заданием.
Слайд (музыка)
- В конце урока ставим многоточие…
Для всех нас, здесь сидящих, важно очень,
Чтоб были люди с яркими сердцами,
Горячими, счастливыми и чистыми,
Отзывчивыми, верными и искренними.
От одного сердца к другому
Пусть протянется нить.
Мы должны научиться любить и дарить.
Любить нашу планету и Россию на ней.
Потому что дороже ней ее и родней.
Любить город великий и район свой родной,
Дом прекрасных родителей,
Всех, кто рядом с тобой.
И дарить, не жалея свои сердца
Всем, всему,
Каждый день, без конца…
- Спасибо большое за работу. До новых встреч.
Рабочий лист урока
Тема урока | |
С какой стороны расположено сердце? | |
Чем защищено сердце? | |
Строение сердца | |
Круги кровообращения | |
Виды сосудов | |
Роль сердца в организме | |
От чего зависит частота ударов сердца? | |
Домашнее задание Какая крылатая фраза о сердце произвела на вас большее впечатление? Запишите её. |
Крылатые фразы о сердце
- Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий.
- Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.
- Я хоть и жалею, но зато от чистого сердца.
- Сердце сделано из ткани, которая очень легко разрывается и очень легко починяется.
- Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем... У сердца свои законы, которых разум не знает.
- Легкое сердце живет долго.
- Поэзия и музыка есть разговор сердца.
- Дороже всех титулов доброе сердце.
- Любящее сердце всегда найдёт, кого пригреть...
- Сердце - это ударник в оркестре организма.
- Иные каменные сердца – не поддаются и алмазу.
- Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Злой язык — признак злого сердца.
Крылатые фразы о сердце
- Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий.
- Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.
- Я хоть и жалею, но зато от чистого сердца.
- Сердце сделано из ткани, которая очень легко разрывается и очень легко починяется.
- Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем... У сердца свои законы, которых разум не знает.
- Легкое сердце живет долго.
- Поэзия и музыка есть разговор сердца.
- Дороже всех титулов доброе сердце.
- Любящее сердце всегда найдёт, кого пригреть...
- Сердце - это ударник в оркестре организма.
- Иные каменные сердца – не поддаются и алмазу.
- Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Злой язык — признак злого сердца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-367567-1387035164.jpg)
Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»
Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями и их достижениями, учить использова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-684974-1444534928.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира "Ухо-орган слуха"
Презентация предназначена для урока Окружающего мира в 4 классе по теме "Ухо-орган слуха". Применяться может для любой образовательной программы. Введение материала начинается с загадки. Затем предста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/20/picture-982332-1513778353.jpg)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/20/picture-183548-1540031433.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-798231-1570647715.jpg)
Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.
Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимосвязи ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-239286-1365520840.jpg)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс: "Кровеносная система"
Урок разработан для учащихся 3 класса по УМК "Планета знаний"...