Конспект урока по окружающему миру 3 класс: "Кровеносная система"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гиринская Елена Витальевна

Урок разработан для учащихся 3 класса по УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Кровеносная система.

Категория детей: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового  знания»

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: 

-объяснительно – иллюстративные,

- частично – поисковые,

- словесные,

- наглядные,

-метод исследовательской деятельности,

-критического мышления.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог);

-ИКТ - технология (презентация).

-здоровьесберегающая технология.

Цель: Познакомить учащихся со строением и   работой кровеносной системы человека.

Задачи: 

Образовательные:

- углубить и расширить знания о строении организма человека;

- формировать навыки элементарной грамотности в отношении познания физиологических основ здорового образа жизни;

- убедить в необходимости проведения профилактических мер по предупреждению заболеваний кровеносной системы.

Развивающие:

- развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;

 - развивать речь, словарный запас.

 Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные

-знать основные свойства кровеносной системы человека; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

 - формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

 - формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные

 - формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- раздаточный материал: тексты, сердечки для рефлексии;

- учебник «Окружающий мир»  3класс, часть 2. (авторы: И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин);

- рабочая тетрадь к учебнику.

Ожидаемый результат:  к концу урока дети должны усвоить, что такое кровь, что входит в состав кровеносной системы,

Этап

I.

II.

III.

IV.

Учебный материал

Психологический настрой.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнётесь  друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения  друг к другу.

Актуализация знаний

Учитель

 -Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали.

 - Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.

«Верно ли что …..»

если утверждение верно, то ставим знак «+»

если не верно знак «-»

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

-

+

+

+

+

?

1.Верно ли что человек это часть  живой природы?

2.Верно, ли что кожа защищает внутренние органы от повреждений?

3.Верно ли, что Скелет служит только опорой?

4.Верно ли, что основой скелета является позвоночник?

5.Верно ли, что в верхней части позвоночник крепится к черепу?

6.Верно ли, что впереди ребра соединяются с грудной костью?

8. Верно ли что  в организме человека около 8 литров крови?

 

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

(ответы детей)

- Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.

- Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам достичь цели?

(ответы детей)

Какова же тема урока? Цель?

- Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кровь и познакомитесь со строением и работой кровеносной системы человека.

Открытие « нового знания»

- А что же такое кровь?

 - Что вы знаете о крови? (ответы детей)

 - А что хотели бы узнать? (ответы детей)

- Кровь – удивительная жидкость.

Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни.

Она разносит по всему телу питательные вещества без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить. Прежде всего, каждую  клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные  вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела.

Кровь разносит по всему телу воду и тепло.

Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше

- Но из чего же состоит кровь?

- Давайте посмотрим как выглядит капля крови под микроскопом .

- Мы видим прозрачную жидкость  - это плазма, а в плазме находятся много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость.

 -А из каких клеток она состоит?

 - Об этом вы узнаете, прочитав статью на с 15 учебника.

Какие кровяные тельца есть в крови?

Красные и белые.

- Нас заинтересовало, какие клетки входят в состав крови. Мы пошли в библиотеку и из энциклопедии узнали. Что в состав крови входят:

1 компонент

Красные кровяные тельца – это эритроциты, именно они придают крови её цвет. В крови столько кровяных телец, что вся кровь выглядит красной. Внутри эритроцитов есть вещество – гемоглобин. Оно выполняет очень важную работу, разносит кислород ко всем органам.

2 компонент

- Второй важный компонент – белые кровяные тельца, их меньше и называются  лейкоцитами.

Лейкоциты  борются с болезнями, уничтожая попавших в организм болезнетворных бактерий, а также способствуют выработке в крови особых веществ – антител, которые делают человека невосприимчивым к некоторым заболеваниям.

3 тромбоциты:

- Третий компонент крови – тромбоциты. Мелкие клеточки тромбоцитов образуют что – то наподобие сети и опутывают кровяные тельца. В этом месте поток крови останавливается и образуется маленькая пробочка из кровяных клеток – корочка. Тромбоциты участвуют в свёртываемости крови.

Для чего люди делают анализ крови. По химическому анализу крови видно здоров или болен человек.

Если в крови мало лейкоцитов, то организм погибает. А если много, то развивается болезнь – лейкемия (рак крови). У всех людей кровь сворачивается с различной скоростью. Есть люди, у которых кровь свёртывается очень медленно, а то и совсем не свёртывается. Такое состояние называется гемофилией. При больших потерях крови человек может умереть.

Учитель:

-  Какие клетки входят в состав крови? Какую работу они выполняют?

 -Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные  сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они расположены по всему организму. Одни сосуды широкие  плотные. Другие очень узкие, что через них не пропустить и волоса. Так вот по этим сосудам по телу всё время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.

 -Ребята как вы думаете, а что заставляет кровь двигаться?

(ответы детей)

 - Прижмите ладонь   к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек,

- Сердце  человека невелико.

- Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди?

 -Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди?

 -Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс.литров  крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.

 - Сердце это мышца.

 -А что делают мышцы? (ответы детей)

 -Мышцы сокращаются и расслабляются вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется  поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди.

- Сейчас я вам предлагаю прочитать статью с 12

 о сердце.

- Что вы узнали о сердце? (ответы детей)

- Продолжаем открывать новые знания.

- У вас на партах лежит текст.

 - Прочитайте его, сделав пометы.

Инсерт

V- знал

+ - новое

? – не понятно

1.Сердце есть у каждого человека. Оно подобно насосу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.

2.Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Левая половина получает отработанную кровь, которая возвращается из путешествия по всему телу. Справа находится кровь обогащённая кислородом. Движется только в одном направлении, т.к. путь назад закрывает клапан. 


3.К каждому органу подходят два кровеносных сосуда: артерия и вена . По артерии кровь проходит от сердца , принося клетке кислород и все необходимые вещества. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды — вены. По вене кровь движется обратно к сердцу, унося отходы. Кровь, сердце, сосуды образуют кровеносную систему

- Что новое узнали  сердце?(ответы детей)

- Ребята, у кого возникли вопросы после чтения?

 - Давайте обратимся к кластеру?

- У вас на партах лежит табличка, заполните её.

- Какие органы входят в кровеносную систему? (ответы детей)

- Итак, ребята в кровеносную систему входят: сердце и сосуды.

Практическая работа

   -Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце.

 -О работе сердца можно судить по пульсу.

Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца.

 -Найдите у себя пульс на руке.

 -Посчитайте ваш пульс.

 -Какое количество сокращений сделало ваше сердце за минуту? (ответы детей)

 -Запишите в тетрадь.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Время ножкам побежать.
Спинке бодро разогнуться.
Ручкам кверху потянуться

Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.

Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела
Чтоб здоровье сохранять,
Сердце будем укреплять.

-Сейчас посчитайте ваш пульс. (запишите в тетрадь)

- Какой вывод сделаете? (запишите в тетрадь)

- При физич. нагрузке начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - и сердце начинает подавать их больше с кровью).

- Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки.

 - Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?

(ответы детей)

 - Сердце надо укреплять.

 «Корзина Идей»

 - Сейчас вам предстоит ответить на вопрос.

 - Как надо укреплять сердце?

Индивидуальная работа. (1 минута)

работа в группах (3 минуты)

- Давайте посмотрим, что же надо делать, чтобы укреплять сердце.

- Обратимся  к корзине «Идей»

- Все ли идеи наши верны?

Стадия рефлексии

1.

- Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение.

-  Верно ли что в организме человека, находится около 8 литров крови? (ответы детей)

 

2. – Вы  сегодня  много  узнали о сердце, о крови. И сейчас вам предстоит написать синквейн.

3.- Какую цель мы ставили в начале  урока?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

- Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить?

4. Оцените свою работу.

5.Домашне задание

Выполнить проект по теме « Здоровье – главное богатство»

Спасибо за урок!

Методические комментарии

Демонстрация слайдов под музыку

Слайды:2,3,4

Слайд 5

работа в парах (одна пара у доски)

Слайд 5 (по щелчку)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Просмотр фильма

Самостоятельная работа приём Инсерт  Слайд 17

Слайд 18

Работа с кластером

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 20

Просмотр слайдов 22-27

Работа в парах

Слайд29

Слайд 31

Дети выходят к доске и прикрепляют сердечки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.

Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного ...

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Разработка урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь".

Предлагаю разработку урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь", которая направлена на содействие зффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся с помощью активных...

Интегрированный урок по теме «Кровеносная система. Что такое кровь» Окружающий мир, ОБЖ .3 класс

Учитель начальных классов Назайкина Е.В.Цели: ознакомить с продвижением крови по организму, составом крови; вспомнить основные приемы остановки крови; развивать речь, память, творческие способности.Об...

Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе "Значение кровеносной системы. Кровь"

Знакомство с кровеносной системойЦель урока:дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;развивать интерес к познанию «самого себя»;воспитывать в детях заботливое отношени...

Итоговый тест по окружающему миру3 класс

Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету.  Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...

календарно-тематическое планирование по окружающему миру3 класс

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"...