Разработка урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Атаманцева Зинаида Владимировна

Предлагаю разработку урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь", которая направлена на содействие зффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся с помощью активных методов обучения. В ходе групповой работы обучающиеся нашли ответы на вопросы: "Что такое кровь? Какова ее роль в жизнедеятельности организма?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh._mira.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 в 4 классе по системе Л.В. Занкова

Тема. Значение кровеносной системы. Кровь.

Цели урока:

Образовательные: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, дать первичные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций. Доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма.

Развивающие: содействовать развитию умения формировать проблему и находить пути её решения.

Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: микроскопы с образцами крови человека, карточки с заданиями, карточки с опорными словами, таблица «Кровообращение», компьютер,  проектор, экран.

                                                          Ход урока.



Этапы урока



Содержание урока

Дидактические принципы, типические свойства системы

Л.В. Занкова

1. Организацион-  ный момент.

- Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма.

2. Проверка усвоения предыдущей темы

- Главная мысль, которой вы следовали при подготовке домашнего задания, были следующие слова: «Пока у человека бьётся сердце - он живет».

а. Фронтальный опрос.

- Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

- Назовите основные органы кровообращения?

- Какой орган в организме человека приводит кровь в движение?

- Сколько кругов кровообращения в организме человека?

Расскажите о них.                                                   Слайд №1

б. Выставка бюллетеней на тему «Польза физических упражнений для сердца».

в. Творческие работы по теме.  (Сказка, синквейн).

принцип

систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых

свойство

вариативности

3. Изучение нового материала



































































4. Физминутка

1. Сообщение темы и задачи урока.

- На предыдущем уроке совершив путешествие с «капелькой крови» вы узнали о кровеносной системе, доказали пользу физических упражнений для укрепления мышц сердца.

- Отгадав загадку, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

По реке бежит вода,

Ярко-красная она.

Корабли по ней плывут,

Кислород они подвозят.

Углекислый газ отвозят.

И умеют воевать –

От микробов защищать.

                                (Кровь).

- Тема сегодняшнего урока «Значение кровеносной системы. Кровь». Вы познакомитесь со строением и функциями крови.                                                   Слайд №2

- А что такое кровь? Какова её роль в организме? Из чего она состоит?  (Гипотезы).

- Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

- Сегодня мы постараемся их расширить.

- У каждого из вас на столе стоит микроскоп с мазком крови человека. Рассмотрите его.

- Что вы можете сказать?

- Правильно, эти клетки и жидкость, в которой они находятся и есть кровь человека, а называются они:

  1. кровяная плазма;
  2. красные кровяные клетки – эритроциты;
  3. белые кровяные клетки – лейкоциты;
  4. кровяные пластины  тромбоциты.            Слайд №3 


2. Работа по группам.

- А теперь мы должны выяснить, какова функция каждой части крови.

Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая группа получает свое название и собирает материал о своей части крови.

Названия групп: кровяная плазма;

                             эритроциты;

                             лейкоциты;

                             тромбоциты.

План-задание.

  1. Найдите и прочитайте в учебнике (с. 33 - 35) и на каточке о составной части крови.
  2. Обсудите прочитанный материал с ребятами в группе.
  3. Выберите карточки, которые нужны вам, чтобы раскрыть какую работу выполняет составная часть крови.

(Слова: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробы; иммунитет; свертывание крови).

  1. Выступление о проделанной работе одного ученика из группы.

(Один человек от группы рассказывает, на доску     вывешиваются карточки).                           Слайд №4-7

- Из чего состоит кровь?                                        Слайд №8

- Если кровь состоит из клеток собранных вместе и выполняющих одинаковую работу то, что же такое кровь?

Вывод. Кровь – это ткань, которая состоит из групп сходных по строению и выполняемым функциям клеток, плавающих в прозрачной желтоватой жидкости – плазме.

                                                                                  Слайд №9

- Какова функция каждой части крови?        Слайд №10-12

(Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки).                          


3. Первичная проверка понимания прочитанного.

- Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы. В случае затруднений в решении некоторых проблем нам помогут наши знатоки.                  Слайд №13                                                                                       

1. Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестает течь? (Гемофилия).

2. Почему соотношение между различными клетками в крови должно быть постоянным? Что произойдет, если оно изменится?

3. Почему иногда в том месте, куда зашла заноза, образуется гной?

- Так какую роль играет кровь в организме человека?

Вывод. Кровь играет важную роль в организме человека. Она транспортирует вещества от органов к каждой клетке, переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.


4.Постановка проблемы.

- Бывает, что раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.

- Подумайте и решите, почему человек без крови погибает.  (Суждение детей).

- Что может спасти человека в этой ситуации?

- А кто такие доноры?                                          Слайд №14

- В нашем городе тоже есть станция переливания крови.















принцип                                                   осознания                                                                                                                 школьниками                                                                                              процесса учения




















принцип

ведущей роли теоретических знаний


принцип                                                                     систематической                                                                          работы над                                                                                                                         развитием всех                                                                                                                         учащихся в том                                                                                                                        числе и наиболее                                                                                                                                                                                                                                                                                                      слабых                                                






















свойство

процессуальности


свойство

коллизии

5. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

- Тест.

- Кроссворд.

- Работа по карточке «Соедини части предложений».

6. Дифференци- рованное домашнее задание

1. Материал на стр. 32-35 учебника прочитать.

2. Ответить на вопрос предложенной ситуации.

    - Ваш товарищ порезал руку. У него сильное    кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации.

                                                                                Слайд №15

принцип                                                                     систематической                                                                          работы над                                                                                                                         развитием всех                                                                                                                         учащихся в том                                                                                                                        числе и наиболее                                                                                                                                                                                                                                                                                                      слабых                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.

Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного ...

Урок по Окружающему миру "Кровеносная система"

Урок, презентация по теме "Кровеносная система"...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе "Значение кровеносной системы. Кровь"

Знакомство с кровеносной системойЦель урока:дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;развивать интерес к познанию «самого себя»;воспитывать в детях заботливое отношени...

Урок по окружающему миру "Кровеносная система" 3 класс

Урок по окружающему миру "Кровеносная система" для 3 класса составлен в соответствии с требованиями технологии здоровьесбережния....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Значение кровеносной системы. Кровь."

Данный материал предназначается для урока по окружающему миру в 4 классе....