Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Значение кровеносной системы. Кровь."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ермоленко  Вероника Яковлевна

Данный материал предназначается для урока по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._krov.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение кровеносной системы

Класс: 4

УМК:

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о  

           составе крови и ее роли в организме человека

Задачи урока:

1.Образовательная: познакомить со значением, составом крови

2.Развивающая:развитие мыслительной деятельности  

3.Воспитательная: познакомить с простейшими способами оказания первой помощи при кровотечениях.

Тип урока: Открытие нового знания

Этап урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организационной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля

Предметные

Метопредметные

Личностные

Организационный момент

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Вероника Яковлевна, я проведу у вас урок.

Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

Организовать и направить внимание на начало урока

Беседа

-Внимательно послушайте и отгадайте загадку: По реке бежит вода, ярко-красная она.

Корабли по ней плывут, пищу органам везут.

Кислород они подвозят, углекислый газ увозят,

И умеют воевать, от микробов защищать. Это…(кровь)

-Молодцы ребята. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о значении крови в организме человека.

 

фронтальная

Внешний контроль

Актуализация знанийс фиксацией затруднения в пробном учебном действии

Откуда к нам пришло выражение «голубая кровь»?

Люди давно считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало образное выражение «Люди с голубой кровью» - короли, принцы, князья, те кто богаты.

Это выражение пришло к нам из Испании, где крестьяне отличались от богатых загорелой кожей на руках. Их вены не так выделялись, как на белых незагорелых руках неработающих богачей. У них голубые жилки хорошо были видны.

Отвечают на вопросы, слушают

Фронтальная

Выяснение места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Беседа

- Вы все видели капельку крови. Опишите, какая кровь?(красного цвета, жидкая)

-Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

-Сегодня, мы постараемся их расширить. - Ребята, как вы думаете, а какое значение имеет кровь в организме человека?

- Сейчас мы выясним, правы ли вы? Вополните работу в парах.

Прочитайте заголовок. Рассмотрите рисунки.

Соедините стрелками  рисунок с предложением, и вы узнаете какую роль играет кровь в организме человека.

- Давайте проверим что у вас получилось.

-Какую работу выполняет  кровь-транспортировщик?

( разносит питательные вещества)

- А что выполняет кровь как снабженец?

( снабжает клетки кислородом)

- Ребята, а как работает кровь-уборщик?

(выводит вредные вещества)

-А как работает  кровь- защитник?

(Защищает от вредных микробов)

-А что делает Кровь-кондиционер?

( поддерживает постоянную температуру)

- Так какую работу выполняет кровь?

- Молодцы, ребята.

- Ребята, вы сказали, что кровь красного цвета.

- Давайте рассмотрим клетку крови под  микроскопом. Что вы видите?

Отвечают на вопросы, слушают учителя.

Выполняют работу в парах

Проверяют вместе с учителем

Фронтальная

Реализация построенного проекта

рассказ

Основу крови составляет плазма, которая состоит из воды и растворённых веществ. Больше всего в плазме красных кровяных клеток-это эритроциты. Они окрашивают кровь в красный цвет и выполняют важную работу –переносят кислород от легких ко всем тканям , а от тканей к легким несут углекислый газ. Другая группа клеток- белые кровяные клетки-лейкоциты. Их в крови гораздо меньше. Они ,как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, убивают бактерии, проникающие в организм. Если в палец попала заноза и он нарывает, это значит, в бой с бактериями вступили белые кровяные клетки. Гной-это погибшие лейкоциты.   Третья группа- тромбоциты- кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны.  Главная их задача- остановить кровь. Ведь ее не очень много: у взрослого человека 4,5-5л, а у детей 8-11 лет всего 3,5л. Количество крови в организме взрослого человека постоянно. Вместо погибших клеток появляются новые.

Внимательно слушают , смотрят на иллюстрацию  в  учебнике

Слушают

Фронтальная

Фронтальная

Физминутка.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа

рассказ

Итак, из чего же  состоит кровь?( плазма, эритроциты, тромбоциты и лейкоциты)

Что делают эритроциты?...(переносят к органам кислород)

Что делают лейкоциты?..(борются с микробами)

Что делают тромбоциты?..(помогают свертываться)

-Все верно, молодцы.

Итак,  давайте попробуем сформулировать определение, что такое кровь?( Кровь- это жидкость, состоящая из  плазмы, эритроцитов, тромбоцитов и  лейкоцитов.)

Отвечают на вопросы

Пробуют сформулировать определение

фронтальная

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

беседа

-Ребята, я получила телеграммы. Помогите найти адресата.

1. Я порезал палец и из раны течет кровь. Срочно нужна помощь. Какие клетки помогут ее остановить? ( тромбоциты)

2. Загнал занозу в палец. Палец стал нарывать и образовался гной. Объясните, почему так произошло? ( лейкоциты)

3. Необходимо перенести кислород ко всем тканям. Подскажите ,к кому обратиться.(эритроциты)

4.В желтоватой жидкости плавают клетки .Что это?(плазма).

-Ребята, в учебнике на странице 34 есть памятка , как остановить кровь при порезах и носовом кровотечении. Давайте зачитаем.

Отвечают на вопросы

Читают в учебнике

Итог, рефлексия  

- Итак, ребята, вы теперь расширили знания? Что вы узнали на уроке?

Самостоятельная работа.

Дополнить предложения.

Основу крови составляет  _______(плазма)    

Она состоит ___(из воды и растворенных в ней веществ)

Красные кровяные клетки _______ -(эритроциты)

Они приносят ко всем органам_____(кислород)

Уносят от органов___(углекислый газ)

Они придают крови_____(красный цвет.) Белые кровяные тельца ___(лейкоциты)

Они способны___(бороться с микробами)

Кровяные пластинки-___(тромбоциты)

Они обеспечивают важное свойство крови___(свертываемость)

Благодаря этому свойству кровь____(не вытекает из ранки)

Отвечают на вопросы. Выполнение задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)

Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...

Урок окружающего мира "Сердце - главный орган кровеносной системы"

Данный урок разработан для УМК "Начальная школа 21 века" для обучающихся 4 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира - "Точность измерения" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Точность измерения» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения точно измерять с помощью линейкиЗада...

Технологическая карта урока окружающего мира «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план» (система Эльконина-Давыдова), (3 класс)

Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, рас...