Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Романова Марина Олеговна

Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи компонентов этих природных комплексов; выявить законо­мерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности; оценить природные условия и ресур­сы; продолжить формирование умений работать с тематическими картами, используя их как источники географической информации для выявления зависимости между природными ком­понентами, составлять комплексные характеристики природных зон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:   Окружающий мир

Класс:    4 класс

Тип урока:  Урок постановки и решения учебной задачи

Проектирование урока

Тема урока: Климат и природные зоны России

Конкретизация темы:  Природные зоны  России и особенности климатических условий, влияющих на географическое  размещение природных зон.

Задачи урока

Предметные результаты:

1)получить представление о природных зонах России;

2) познакомиться с их географическим положением и климатическими условиями;

3)узнать способы  определения  среднегодовой  температуры и среднегодового  количества  осадков.

Метапредметные результаты

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Коммуникативные: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

Понятия урока: Природные зоны, климат, климатические условия (среднегодовая  температура и среднегодовое  количество  осадков)

Ресурсы урока: Компьютер, экран, проектор, презентация, учебная тетрадь  «Окружающий мир» 4 класс (авторы Е.В.Чудинова, Е. Н.Букварева), контурная  карта, карточки с названиями природных зон России.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Технология проведения:

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания / самоконтроль /  самооценка

I.  Создание ситуации успеха

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 Отвечают на вопросы учителя, выбирают способы и формы проверки домашнего задания;

В ходе обсуждения дети составляют план работы каждой группы:

1.Распределить роли между учениками (кто будет организатором, кто будет  следить за временем и т. д.)

2.Прослушать и проанализировать все сообщения в группе. Выбрать 1-2 выступающих.

Дети предлагают использовать карточки со знаками для оценивания

 

Молодцы, быстро и правильно справились с заданием, в работе участвовали все  ученики, входящие в группу.

 

Хорошо, неплохо справились с заданием, в работу вовлечены    почти все ученики группы.

 

Плохо, медленно справились или вовсе не выполнили задание, в группе работали 1-2  ученика.

 Слова поддержки и одобрения;

использование положительных установок в деятельности («У меня все получится!», «Я справлюсь!», «Улыбнись самому себе!»)

- С чего начнем урок окружающего мира? (С проверки домашнего задания)

-Что было задано на дом? (Подготовить сообщение об одном из животных литорали (зоны на берегу океанов и морей, покрытой соленой водой во время прилива))

-Улыбнитесь, если довольны ли вы своей работой дома?

-Как будем работать: прослушаем все сообщения, а потом приступим к изучению новой темы? (Да)

-Сколько вам в таком случае потребуется времени для проверки домашнего задания? (Это займет почти весь урок)        

-Как же организовать работу на уроке, чтобы за короткий срок все ученики смогли услышать только самую интересную и полезную информацию? (Поработать в группах)

-Давайте уточним, что будет делать каждая группа? Какие задачи будет решать на данном этапе?  

-Сколько вам потребуется времени?

-Как и по каким критериям будете оценивать работу группы?

Межгрупповое обсуждение и оценивание результатов групповой и индивидуальной работы.

II. Создание ситуации «Разрыва»

Учащиеся пытаются выполнить задания (обозначить на контурной карте природные зоны России), но недостаток своего знания вызывает растерянность и затруднения у детей)

Суть возникшей проблемы, фиксируется на карте вопросительным знаком.

Организация погружения в проблему, создание ситуации «разрыва» на основе подводящего диалога (системы вопросов, посильных заданий, которые пошагово приведут учащихся к осознанию и определению темы и постановке учебной задачи урока).

-Могут ли обитатели литорали обитать в водах рек, озер и наоборот?

-Может ли бурый медведь поменяться местом жительства с белым?

-Почему?

- От чего это зависит? (От природных условий)

-Как называется такой многолетний режим погоды? (Климат)

Обширные территории суши, отличающиеся по своим климатическим

 условиям, почвам и живым обитателям называется природными зонами.

-Перед вами карта «Природные зоны России». <слайд>

-Соответствует ли содержащаяся на карте информация своему предназначению?

-Почему нет?

-Как вы думаете, каким будет следующее задание? Правильно, обозначить на карте природные зоны. (Учитель раздает каждой группе изображение России на контурной карте)

-Почему вы не начинаете работу?

-Что еще необходимо?

-Возьмите у меня на столе те предметы, которые помогут вам выполнить

задание.

-Почему вы выбрали цветные карандаши?

-Теперь у вас есть и карта и цветные карандаши. Давайте договоримся о времени. Хорошо, у вас 10 минут.

(Учитель обнаруживает растерянность и затруднение у детей)

-В чем трудность? Какие возникли вопросы? (Каким цветом раскрашивать зоны?

-Какие они по площади? Где проходят границы природных зон? Сколько природных зон проходит по территории России? и  т. д.)

-Четко сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

-Обозначим на карте проблему, поставив вопросительный знак.

Формулировка и фиксация проблемы.

III. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

На данном этапе дети определяют тему урока, формулируют и фиксирует учебную задачу предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания», предлагают план учебных действий и выполняют ряд практических заданий.

В ходе обсуждения все ответы, предложения фиксируются детьми на доске в виде схем, знаков и моделей.

В процессе межгруппового взаимодействия представители групп обосновывают выбор цвета для разных областей Земли

Помогает учащимся поставить учебную задачу.

Учитель раздает каждой группе  лист с моделью Земли.

Учитель раздает каждой группе карточку с названиями природных зон

-Определите тему урока. <слайд>

-Какую цель вы бы поставили?

-Какие задачи необходимо решить?

- Какие задания необходимо будет выполнить, чтобы решить проблему?

(Поработать с графиками, моделями, различными картами и т. д.)

1-е задание

Что это? Модель, схема, таблица или формула? ( Модель)

-Докажите.

-Ориентируясь на тему урока, предположите: перед вами модель чего может быть?

(Модель Земли)

-О чем рассказывает эта модель? ( О том, что наша планета разделена на какие-то области; может быть это природные зоны.)

-Отчасти вы правы. Это модель распределения тепла и солнечного света на Земле, влияние которых определяет климатические условия каждой природной зоны.

-Можно ли считать эту модель полной? (Нет) Почему?

-Каким способом можно обозначить области на данной модели?

(С помощью слов, знаков, символов, обозначить цветом)

-Каким способом воспользуетесь вы? (Обозначим цветом)

-И вы с этим заданием сможете справиться самостоятельно? (Да)

-Закрасьте те области планеты, которые получают больше всего солнечного света и тепла, те области, которые получают среднее количество тепла и света, и те области, которые получают их меньше всего.

-Я предлагаю воспользоваться тремя карандашами: красным, желтым и синим. Пяти минут хватит на выполнение задания? Время пошло.

(Результаты групповых работ вывешиваются на доску)

-Посмотрите внимательно на выполненные группами работы.

-Что заметили? (Есть одинаковые и нет)

-Послушаем, как рассуждали те и другие.

2 задание

-Рассмотрите график. Что означают оси графика? О чем рассказывает этот график? Что еще определяет климатические условия каждой природной зоны? (количество осадков)

-Перечислите природные зоны. Если 1 августа в селе Ромашково  дневная температура была 20 градусов, а 2 августа – 25 градусов, а 3 августа- 18 градусов по Цельсию и т. д., то средняя температура августа = 20+25+18+…/310 C.

- Как узнать среднегодовую температуру и посчитать среднегодовое количество осадков?

-Обсудите в группах и запишите формулы. Достаточно ли вам будет 5 минут?

-Кто будет представлять работу первой группы?

-Как рассуждала ваша группа? Можно ли назвать эти записи формулами? Почему?

-Есть еще вопросы к  группе? Спасибо за работу

-Рассмотрите внимательно формулы, записанные другими группами.

-Как вы думаете, имеет ли смысл выслушивать представителей остальных групп?

-Если у вас возникли вопросы, задайте их.

3-е задание

- Определите по графику, где меньше всего осадков? Больше всего?

-Для какой природной зоны характерны среднегодовая температура 20 градусов по Цельсию и 200 мм осадков в год?

-Какие условия характерны для тайги?

-Нафантастическом острове живет сухопутное животное пятиног обыкновенный. Пятиног предпочитает такой климат (средняя температура не ниже +20 0 C) и не слишком влажный (не более 300 мм осадков в год).

-Может ли он обитать в природной зоне тайги?

-В каких природных зонах он мог бы обитать?

-А в условиях какой природной зоны вы бы хотели жить? Почему?

-В какой природной зоне мы с вами живем? Докажите.

4-е задание

-Пользуясь результатами выполнения предыдущих заданий и картой

годовых осадков (на стр. 63 в учебной тетради), определите и отметьте знаками «+» или «-» на карточке могут ли находиться природные зоны: тайга, тундра, смешанные леса, степь, пустыня, тропический лес на территории России? В вашем распоряжении не более 5 минут.

-А теперь проверьте сами, как вы выполнили это задание.

-Я покажу только один знак «+».

-Почему? (Потому что напротив всех зон надо было поставить «+» , так как все , указанные в карточке природные зоны есть на территории России.)

Оцените работу своей группы.

Дети оценивают свои знания с помощью кругов

(- Представьте, что круг — это все ваши знания о климате и природных зонах.

- Закрасьте ту часть круга зеленым карандашом, что вам известно по данной теме) и осуществляют

коллективное планирование урока.

Сравнив полученный результат с готовой моделью распределения света и тепла, каждая группа оценивает свою работу на этом этапе урока.

Проверка (Обсуждение групповых работ, межгрупповое взаимодействие)

Результаты групповых работ на больших листах вывешиваются на доску и оцениваются.

IV. Рефлексия

На данном этапе учащиеся сопоставляют цели урока с результатом решения учебной задачи урока, оценивают свою работу, работу группы и степень своего владения учебным материалом, используя «круги знаний»; уточняют учебную задачу следующего урока.

Помогает учащимся сформулировать задачу на следующий урок и оценить работу каждого на уроке

-Над какой темой работали?

-Какую цель ставили? Достигли?

-Справились с учебной задачей?

-Оцените свои знания по данной теме (ученики закрашивают зеленым карандашом еще небольшую часть «круга знаний»).

-Почему не закрасили круг полностью?

-А что нового узнали?

Могу ли я убрать знак вопроса с контурной карты природных зон России и поставить восклицательный? (Нет! Оставим вопросительный знак, а восклицательный мы поставим тогда, когда правильно научимся находить и обозначать на контурной карте природные зоны России).

-Какую задачу поставим на следующий урок?

-А теперь оцените работу своей группы (карточки + , ± , - ) и свою работу на уроке (прием «Ладошка»: чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке).

Выявление результата решения учебной задачи урока.

Самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом

V. Домашнее задание

Дети дома пишут  сочинения о том, что на уроке было полезным, интересным, с какими трудностями они столкнулись; рассуждают о том, где и когда в жизни им могут пригодиться знания о климате и природных зонах.

Способствует

получению эмоционального отклика каждого ребенка, а также

удержанию и сохранению обучающимися  учебной задачи на следующий урок.

Учитель:

-Понятно, что разговор на эту тему не окончен. Он переносится на следующий урок.

-А чтобы не забыть то, о чем мы сегодня говорили, что на уроке было полезным, интересным и с какими трудностями столкнулись мы, опишите наш урок дома. А еще подумайте, где и когда вам в жизни могут пригодиться знания о климате и природных зонах?  

Дети дома пишут рефлексивные сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)

Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компо­нент со­ставляют два учебных блок...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ) "Как заставить шишку закрыться?". Практическая работа с исследовательской деятельностью.

Учащиеся во время урока наблюдают за влиянием разных условий на процесс закрытия и открытия чешуек у сосновых шишек....

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса начальной школы. Система Д.Б.Эльконина-В.В.ДавыдоваОкружающий мир: учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина-В.В...

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса начальной школы. Система Д.Б.Эльконина-В.В.ДавыдоваОкружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина-В.В...