Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кузьминова Елена Сергеевна
Cформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_-_4.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Воскресенского муниципального района Московской области

Конспект урока

по окружающему миру

4 класс «А»

«Лес и человек»

Составитель:

Кузьминова Е.С., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2015 год

Цель:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

Воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

Развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы;
  • ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение в личной ответственности каждого за состояние природной среды;
  • развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения, общения.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки опроса,

раздаточный материал для работы в парах, группах,


Ход   урока

  1. Орг момент.

Эмоциональный настрой.                     (стоя приветствуют друг друга)

- посмотрите друг на друга

- улыбнитесь

- подмигните

- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям

- желаю вам узнать много нового и хороших отметок

  1. Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Леса России».

И сейчас в ходе блиц - опроса мы вспомним пройденный материал. Будьте внимательны. Опрос проходит в игре с мячом.

  • Какой лес мы называем тайгой?  (Хвойный)
  • Назовите дерево. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)
  • Какое особое отличие есть у лиственницы?  (Сбрасывает иголки)
  • Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
  • Какое дерево является символом России?   (Береза)

Ребят, мы с вами вспомнили материал, который проходили, чтобы нам познакомится с новой темой Вам нужно прочитать стихотворение Сергея Никулина «Русский лес».  Но сначала выполним гимнастику для глазок.

  1. Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз «Пчелка».

  1. Самоопределение к деятельности.

Работа в паре.

Наши глазки отдохнули и приступаем к чтению. На ваших столах лежат листы со стихотворением, прочитайте его и сделайте предположение: о чем пойдет речь на уроке?

На столах 1 на парту

Сергей Никулин  «Русский  лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- О лесе.

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

- В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

- Чем является лес для человека?

-Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой.

-Сформулируйте тему нашего урока

Лес и человек.

Все верно, тема нашего урока «Лес и человек».

Какая цель может быть поставлена в связи с темой урока?

Раскрыть роль леса в природе и жизни людей.

  1. Открытие нового знания.
  1. Беседа об охране природы.

А какую роль играет человек в жизни леса?

- Ответы.

А всегда ли человек справедлив по отношению к нему?

- Ответы.

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

– Ответы.

Вы такие молодцы, вы все сказали, я хочу добавить всего лишь:

Рассказ учителя: Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесенные в Красную книгу России.

А помните, ребята мы во 2 классе готовили проект: «Красная книга», давайте вспомним. Какие животные и растения туда отнесены?

- Ответы.

Молодцы. А вот еще некоторые растения и животные, которых тоже можно отнести туда.  (презентация)

  • Венерин башмачок (Слайд 1)
  • Женьшень (Слайд 2)
  • Утка-мандаринка (Слайд 3)
  • Филин (Слайд 4)
  • Амурский тигр (Слайд 5)
  • Зубр (Слайд 6)

  1. Работа в рабочей тетради.

Мы увидели малую часть растений и животных на доске. Ребят, а теперь откройте тетради на странице 50 выполним задание 1. Запишите, какую роль играет лес в нашей жизни?

Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.

Озвучьте ваши ответы.

- Ответы.

-Молодцы. А сейчас давайте отдохнем.

  1. Физминутка.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

А теперь прошу вас посмотреть на доску. Ребята как вы думаете, что это за игра?

-Четвертый лишний.

-Правильно. Помните правила игры?

- Из четырех неправильных один лишний.

- Все верно. Будьте внимательны и при ответе поднимаем только руки.

На экране игра «Четвёртый лишний»

Слова 1 группы:

1.Сосна, ель, дуб, саксаул.  – цветущее дерево пустыни.

Как вы думаете почему?

Слова 2 группы:

2.  Ясень, яблоня, берёза, пальма. -Растет в жарких странах.

Как вы думаете почему?

Слова 3 группы:

  1. Медведь, лиса, заяц, тушканчик.- Живет в степи и пустыне.

Как вы думаете почему?

Слова 4 группы:

  1. Лось, ёж, барсук, сова. –Сова летает.

Как вы думаете почему?

Слова 5 группы:

  1. Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь. –Живет на Севере.

Как вы думаете почему?

Молодцы, со всеми заданиями вы справились.

8. Рефлексия

Групповая работа

Ребята перед вами лежат заготовки, пусть каждый из вас придумает свое правило, нарисовав условные знаки «О бережном отношении к лесу»

Молодцы. (Вовремя рисования и прикрепления знаков на доску играет музыка «Берегите Русский лес»).

9. Подведение итогов урока.

От чего в первую очередь страдает лес?

Что должен делать человек, чтобы не уменьшилось количество лесов?

10. Выставление отметок.

11. Домашнее задание.

1. Прочитать текст на стр.103-104 учебника.

Приложение 1

Сергей Никулин  «Русский  лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру - строение тела человека, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА для 3 класса...

Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек». 4 класс. Плешаков А. А.

Методическая разработкаКонспект урока  по окружающему миру «Лес и человек»4класс автор Плешаков А. А....

План-конспект урока по окружающему миру "Луг и человек" (УМК "ПНШ") 3 класс

Конспект урока, презентация урока, маршрутный лист....

Конспект урока по окружающему миру "Лес и человек" 4 класс

laquo;Лес и человек»Конспект урока по окружающему миру...

Конспект урока по окружающему миру «Строение тела человека» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения различать внешнее и внутреннее строение тела человека, дать  первоначальные  сведения  о  работе  внутренних органов человека.Пл...