Конспект урока окружающего мира "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи урока

·        предметные:

1.     познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;

2.     создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе;

3.     расширить представления учащихся о многообразии  грибов в природе.

·        метапредметные:

1.     учить принимать и сохранять учебную задачу;

2.     учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

3.     учить производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям;

4.     учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

5.     учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Учитель Комина Ольга Ивановна

Тема урока:        Царство грибов.

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи урока

  • предметные:
  1. познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
  2. создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе;
  3. расширить представления учащихся о многообразии  грибов в природе.
  • метапредметные:
  1. учить принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  3. учить производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям;
  4. учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
  5. учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование:

  • картинки с изображением грибов;
  • кусочки хлеба и апельсина со следами плесневелых грибов;
  • аудиозапись пения птиц лесной зоны;
  • микроскопы с приготовленными препаратами плесени;
  • карточки с названиями грибов;
  • раздаточный материал для работы в парах;
  • учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» 2 класс.

                                            Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (звучит аудиозапись пения птиц  лесной зоны).

У.: Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы…

     Что вы себе представляете?

Д.: -Я представил, как поют птички.

      -А, я вспомнил лето, когда утром поют птички на даче.

      - Мне представился лес, когда я туда ездила с родителями. Там деревья       шумят своей листвой, птицы поют и кукушка кукует.

У.: Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесемся в лес и попробуем проникнуть еще  в одну  тайну природы. Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни один секрет от нас не ускользнул?

Д.: -Внимательными.

      -Наблюдательными.

      -Тихими, ведь в природе нужно вести себя тихо.

      -А еще нужно исследовать все, что тебе попадается, чтобы разгадывать загадки окружающего  нас мира.

У.: Очень хорошо. Вы все правы. Ребята, а что из того, о чем вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового? (Дети сначала называют по одному качеству, а потом обобщают и говорят, что нужны все.)

У.: А вы хотите быть сегодня исследователями?

Д.: ДА!

У.: Тогда  начинаем исследовать окружающий мир. А что это такое - окружающий мир? Объясните кратко.

Д.: Это все, что нас окружает: вещи, сделанные руками человека и природа.

У.: НА какие группы принято делить природные объекты?

Д.: - На живую и неживую природу.

     -Живое рождается, растет, размножается и умирает.

     - Например, дерево.

     - Или белка.

У.: Вот сейчас мы и проверим, хорошо  ли вы знаете объекты живой и неживой природы. Я предлагаю поиграть в игру «Живое - неживое». Если я называю живое –  вы поднимаете руки вверх, а если неживое, то приседаете и сидите тихо.

Солнце, дерево, река, заяц, волк, охотник, камень, туча, дождь…

У.: Молодцы! Представьте, что мы с вами в лесу. А что такое лес? Что вы о нем знаете и  можете рассказать?

Д.:  Лес – это часть природы.

      В лесу растут деревья, кустарники, разные травы и ягоды.

      В лесу живут животные и птицы. Они питаются ягодами, грибами.

У.: А играет ли какую -  то роль лес в жизни человека?

Д.: Человек тоже в лесу собирает грибы и ягоды.

       Деревья дают кислород, чтобы людям хорошо было дышать.

       А еще человек ездит отдыхать в лес от города.

       И из деревьев делают бумагу, строят дома, бани.

       Лес дает дрова.

2. Введение новой темы.

У.: Вот насколько важен человеку лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу?

Д.: Деревья.

У.: Назовите их.

Д.: Береза, липа, осина, ель, сосна, дуб,..

Д.:  А еще кустарники: малина, орешник, …

У.: Все растения вы  назвали?

Д.: Нет, еще травы, грибы и ягоды.

У.: Ребята, а  разве грибы – это растения?

Д.: ДА!

У.: Докажите, что грибы – это растения. Какими существенными признаками обладают растения?

Д.: Грибы растут из земли, как и все растения.

     - но у грибов нет веток и листьев, нет цветов.

     - Наверное, гриб – это уже плод, он на него похож.

     - Похож, но не плод.

     - А еще грибы не имеют зеленой окраски.

У.: Наши мнения разделились. Давайте же будем выяснять, что же такое грибы. Вы правы, жизнь растений тесно связана с землей. Порой очень непросто найти гриб под шапкой опавших старых листьев. Разгребешь осторожно такую лесную кочку, а под ней блестящая шапка гриба. Ребята, но только ли на земле растут грибы?

Д.: Еще грибы растут на старых пнях и даже на деревьях.

У.: Правильно. И это неслучайно. Вы верно подметили еще одну особенность грибов: они не зеленые в отличии от растений. Давайте вспомним, почему растения имеют зеленую окраску?

Д.: Удивительное зеленое вещество способно поглощать энергию солнечных лучей. Листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию.

У.: А у грибов, вы правильно заметили, листьев нет. За счет энергии солнечных лучей и поглощенного из окружающей среды углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы (сами растения, животные и человек), в теле растений образуются питательные вещества. Для того чтобы «наесться», им не надо кого – нибудь ловить, выслеживать или собирать. А что в этом отношении вы можете сказать о грибах?

Д.: Грибы не зеленые, поэтому они не могут собирать солнечные лучи и не могут образовывать в своем теле питательные вещества.

У.: Правильно. Грибам, как и животным, для жизни нужна пища. Пищей большинства грибов являются питательные вещества, содержащиеся в отмерших листьях, пнях и стволах деревьев, навозных кучах (там часто растут шампиньоны).

Д.: Значит, способ питания грибов схож с питанием животных.

У.: Да. Поэтому их жизнь условно связана с почвой, большое значение для них имеет содержание питательных веществ в той почве, на которой они растут. Подумайте, похожи ли грибы на животных?

Д.: Нет. У них нет ног, они не могут передвигаться, как это делают все животные.

У.: Вы правы. Грибы совсем не походи на животных. Хотя ученые – химики в их теле нашли удивительное вещество – хитин. Его нет у растений и ни у кого из животных, кроме членистоногих (раков, скорпионов, насекомых). Это вещество придает прочность внешнему покрытию этих животных. Но грибы – не животные. Они принадлежат к самостоятельному царству природы – царству грибов.

       Кто из вас когда – нибудь собирал грибы?

Д.: Я!

У.: Для настоящего грибника поход за грибами -  это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу. И грибов для него не жалеет. Знают грибники и поговорки, чтобы попадалось как можно больше грибов: «Кто рано встает, тот и грибов больше себе наберет». А может кто – то из вас знает такие поговорки?

Д.:  А мой дед говорит: «Сонным да ленивым вместо грибов – крапива.»

У.: И мы с вами отправляемся на поиски грибов.

ФИЗМИНУТКА.

Шапки, шарфики наденьте

И шагайте побыстрей-ка!

Вот кустарник, деревцо

Рядом дышится легко.

Руки кверху поднимите,

На секундочку замрите.

Все загадки разгадаем.

Вместе весело шагаем.

Д.: А еще про грибы есть загадка:

       Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.

Д.: А я знаю стишок про грибы:

        Землю пробуравил

        Грибницу оставил.

        На ножке явился,

        Шляпкой прикрылся.

У.: О какой шапочке идет речь? Из каких частей состоит гриб? (Демонстрация муляжа гриба)

Д.: Из ножки, шляпки.

     А еще есть грибница.

    А грибница – это что, гриб женского рода?

У.: Очень хороший вопрос. Давайте откроем учебник на стр. 158. Рассмотрим картинку и попробуем ответить на вопрос Нади.

3. Работа по учебнику.

(Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике.)

У.: Так что же такое грибница?

Д.: Ниточки, которые находятся под землей.

      Они переплелись все вместе  и похожи на паутину.

У.: Из каких частей состоит гриб?

Д.: Плодовое тело – ножка, шляпка, споры, грибница.

У.: Гриб образован грибницей – это подземная его часть. Выходя на поверхность земли, грибница образует плодовое тело. То, что вам знакомо с детства под названием «гриб». Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. Если мы перевернем гриб шляпкой вниз, то на ее нижней поверхности у дних грибов увидим пластиночки, собранные в юбочку (эти грибы называются пластинчатыми), а у других – множество отверстий – трубочек (эти грибы называются трубчатыми). В пластинах и трубочках созревают мельчайшие частички – споры. Как вы думаете, зачем грибам споры?

 Д.: Наверное, чтобы посеялись новые грибы, чтобы размножаться.

У. Молодцы, быстро догадались. А на что похожи споры?

Д.: На семена. Семена ведь  сеют.

У.: А семена у каких растений образуются? Вспомните, где они созревают?

Д.: Семена зреют в плодах.

- это у растений с цветами – сначала цветок, затем плод, а в нем – семена.

У.: Верно, у цветочных растений на месте цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена.  Эти растения размножаются семенами. А грибы?

Д.: С помощью спор.

У.: Только надземная часть гриба называется плодовым телом. Как вы думаете, какая часть больше – наземная или подземная?

Д.: Надземная, потому что от грибницы на поверхности могут вырасти сразу несколько грибов.

   - А я думаю, что подземная.

У.: Грибы являются самыми большими существами на Земле. Плодовые тела грибов – это лишь крошечная часть огромной грибницы, спрятанной от глаз под землей.

4. Работа в парах.

У.: Грибы являются ценным источником пищи для животных, поэтому их нужно беречь. Давайте подумаем, как нужно правильно собирать грибы. Предлагаю выполнить задания, которые лежат у вас в конвертах.

Идет обсуждение.

У.: Так какой же способ сбора грибов правильный?

Д.: Срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

     Выкручивать из земли, чтобы не повредить грибницу.

У.: Как человек использует грибы, для чего он из собирает?

Д.: Грибы вкусные, их жарят, варят суп, солят.

У.: Все ли грибы можно использовать в пищу?

Д. Нет.

У.: Почему?

Д.: Среди грибов бывают несъедобные и ядовитые, которыми человек может отравиться.

                                             Грибы

            Съедобные                                    Несъедобные

У.: Я вам загадаю загадки, а вы угадайте о каких грибах идет речь, и распределите их на группы:

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу

Называют их ……….

2. А это – красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

3. Серенькие шапки

Рябенькие ножки

Под березою растут

Как их зовут?

4. средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок ……….

5. Растут в лесу сестрички рыжие …….

6. Люблю я в разных шапках быть

То в красной или сероватой

То в желтой, то в зеленоватой

Собирай не мешкай,

Это …….

7. Я стою на ножке толстой

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

 С нежной, бархатной подкладкой.

8. У него невзрачный вид

Воланчик на ножке его украсит

Ты не трогай этот гриб

Учти – он очень ядовит,

Смотри, не бери его с полянки

Его называют …..

Физминутка

«В лес по грибы»

Д.З. было намочить хлеб и положить его на подоконник, или половинку апельсина. Давайте посмотрим, что получилось?

Д.: Они заплесневели.

Так бывает, когда что – то долго лежит.

У.: Ребята, а как вы думаете, а какое отношение имеет плесень к теме нашего урока?

Д.: Плесень – это что, гриб?

Нет, не может быть, их же не срезают, у нее нет ножки и шляпки.

Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.

У.: Мнения у нас разделились. Предлагаю вам, посмотреть на плесень под микроскоп и рассказать, что же вы там увидите.

Д. Да у нее же строение похоже на строение грибов!!!

Только не хватает шляпки.

У.: Совершенно верно. Этот вид грибов называют «плесневые». А как вы думаете, а плесневые грибы использует человек?

Д.: Нет!!!

У.: А слышали ли вы такое слово – антибиотик? А пенициллин?

Д. Это лекарства.

У.: Да. А эти лекарства изготавливают из плесневых грибов.

Вот сколько секретов мы сегодня открыли на уроке. Существует целая наука, которая изучает грибы – микология (микос – гриб, логос - наука). Как вы думает зачем она нужна? (предположения детей)

Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но прежде чем мы уйдем, положите перед собой карточки с названиями грибов, разделите их на группы, карточки одной из групп сложите в виде мозаики.

     

     

По какому признаку вы выбрали кусочки для этой мозаики?

Д.: Съедобные грибы.

5. Итог Урока.

Я приготовила для вас карточки. Давайте попробуем составить на их основе схему (в ходе обсуждения выстраивается схема):

Природа

Живая                                Неживая

растения   грибы     животные

шляпочные        плесневые

У.: Еще очень много интересного вы можете  узнать о грибах, если самостоятельно найдете о них информацию (в книгах или Интернете) и изучите ее. Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Грибы- особое царство природы"

Цели. Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы.- Показать тесную связь живой и неживой природы.-Формировать у детей знания  о правилах поведения в природе.-...

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»

Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России"....

Презентация к уроку окружающего мира "Грибы. Строение грибов.Плесень" 2 класс по программе ПНШ

Презентация иллюстрирует Строение грибов, а также рассказывает о плесени, о её вреде и пользе....

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....