Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Климова Ольга Александровна

    Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._griby_sedobnye_i_nesedobnye.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Автор: Климова Ольга Александровна  учитель начальных классов

    Образовательное учреждение: МОУ «Лицей № 16» г. Троицка, Челябинской области.

    Предмет:   Окружающий мир  

    Класс: 3

    Название материала:  Конспект и презентация  «Грибы съедобные и несъедобные»

    УМК : учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова для 3 класса.

    Продолжительность использования на уроке:  в течение урока.

    Предназначение:

    1. для этапа  объяснения новой темы на уроке;
    2.  для обобщения и закрепления пройденного.

    Оборудование:  мультимедиа проектор, экран, компьютер.

    Форма использования:  проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

    Цели: 

    1. Обобщить представление детей   об отличительных признаках съедобных и несъедобных  грибов.
    2. Совместно с ребятами вывести  правила  сбора грибов и   недопустимости определения вида грибов на вкус.
    3. Систематизировать знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами.
    4. Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно- следственные связи.
    5. Способствовать формированию бережного отношения к природе.

    Авторские комментарии:  Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени.         

     В предлагаемом конспекте  урока  используются активные методы обучения: работа с текстом в  четверках, выполнение тестов, решение проблемных ситуаций.   Очевидно, что при работе в малых группах активность учащихся повышается    и  создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и  естественного общения детей.

     Данная презентация может использоваться во внеурочной работе   и по другим программам обучения.  Она оживляет урок, делает его более интересным и  наглядным.

    Авторский медиапродукт: презентация  к уроку - 25 слайдов. 

    План

    1. Целеполагание
    2. Встреча с лесом
    3. Строение   грибов.  
    4. Несъедобные грибы. Работа в группах
    5. Физминутка
    6. Первая помощь при отравлении грибами
    7. Правила сбора грибов
    8. Сбор съедобных грибов. Загадки
    9. Значение грибов в природе.
    10. Работа с тестом
    11. Итог. Ответ на контрольный вопрос урока
    12. Домашнее задание

    Ход урока.

    1. Целеполагание.  

    - Тему урока  узнаем, разгадав загадку:

    «Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком». (Гриб мухомор)

    Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные ».    СЛАЙД 1

     - В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:

    «Грибы- враги или друзья?» СЛАЙД 2

    - Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

    1. Встреча с лесом.

     Поможет нам в изучении темы  зеленый друг:  Весной веселит, летом холодит,

                                                                       Осенью умирает, весной оживает. ( Лес) 

    1. Что   называют  словом  лес?  СЛАЙД 3
    2. (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
    3. Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)
    4. Чтобы зайти в лес,  поздороваемся с ним.

          ( Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

    Здравствуй, лес, дремучий лес!

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою?

    Что в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Всё открой, не утаи:

    Ты же видишь - мы свои!

    1. Лес пускает нас к себе в гости.
    2. Кого мы можем встретить в лесу?  
    3. Что можем там найти?

    3. Строение и  грибов. 

    -Наши леса славятся грибами.

    -Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? СЛАЙД 4

    - Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.

    -Что находится в земле? Грибница.

    -Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац

    -   Что называют грибницей?

    (Грибница-  это и есть сам гриб. То,  что  на поверхности,  только его плод.  

    Грибница  растет    более 100 лет,  а гриб появляется лишь на 3 - 7 дней.)

    -Какие названия грибов вы знаете?

    -Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? СЛАЙД 5

    - Сейчас мы  узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.  

    - Прочитаем об этом во  2 абзаце  текста.

    - Что грибница  всасывает из почвы?    ( Влагу с солями и    отдает ее деревьям)

    -Что грибница не может производить?  (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

    - Где гриб берет эти питательные вещества?    

      (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве.  

    Грибница  «выращивает» дерево.)

    - Есть ли дружба между грибами и растениями?    

      (Многие грибы дружат с определенными  видами деревьев.  Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

    ВЫВОД:   Грибы дружат с растениями.

     4 . Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 6

    - Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

    - Прочитаем 1 абзац на стр.120.  

    - Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

    - Нам сейчас предстоит работа в группах.

    В учебнике на с.120 прочитайте памятки,  рассмотрите рисунки  на  индивидуальных листах и на   стр. 121.

    Работая в четверках, найдите, обсудите  и запишите  в таблицу отличия между похожими  съедобными и ядовитыми грибами.

    (Групповая  работа по заполнению таблиц.)

    Отчеты - обобщения групп. Сверка с таблицей на слайде.

    1 группа   СЛАЙДЫ 7-8

    2 группа   СЛАЙДЫ 9-10

    3 группа   СЛАЙДЫ 11-12

    4 группа   СЛАЙДЫ 13-14

    Грибы- двойники.

    Гриб        

    Шляпка снизу

    Ножка

    На срезе мякоть

    Съедобность

    1 группа

    Белый гриб

    Белая или желтоватая.

    Рисунок в виде белой сеточки.

    Белая.

    Съедобный

    Желчный гриб

    Розовая.

    Рисунок в виде черной сеточки.

    Розовеет.

    Несъедоб-ный, очень горький!

    Сатанин-ский гриб

    Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

    Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

    Краснеет и синеет.

    Ядовитый.

    2 группа

    Опенок

    Желтовато- белая с темными пятнышками.

    Пленочное кольцо, «воротничок»

    Белая с приятным запахом

    Съедобный

    Ложный опенок

    Темная, пластинки зеленоватые.

    Пленочного кольца нет

    Желтоватая с неприят-ным запахом.

    Ядовитый.

    3 группа

    Шампинь-он

    Пластинки розовые или фиолетовые

    Нет мешочка у корня.

    Съедобный

    Бледная поганка

    С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

    Пленочное кольцо под шляпкой  «воротничок».   Клубневидное утолщение с  мешочком.

    С неприятным запахом.

    Смертель-

    но ядовитый.

    4 группа

    Лисичка

    Неровный край, светло- желтые.

    Не крошатся.

    Съедобный

    Ложная лисичка

    Ровный край, красновато- оранжевые.

    Полая.

    Выделяет белый сок.

    Несъедоб-ный

    -Поделимся выводами о различии сходных грибов.  

    Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.

     Нужно уметь их различать!

    5. Физминутка.

    Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

    Поднял грибок. Положил в кузовок.  (Наклоны)

    -А теперь я буду называть названия грибов.

    Если это съедобный гриб,– вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

    Если несъедобный гриб,- разводите руки в стороны.  

    6. Первая помощь при отравлении грибами.

    -Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.

    Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

    Случай  2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где   состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.

    - Назовите  признаки отравления грибами?

        - Что нужно предпринять при отравлении грибами?

    - Сверьте свои ответы с верными ответами.

    При отравлении грибами: СЛАЙД 15

    1. Немедленно вызвать врача.
    2. Промыть желудок.
    3. Выпить активированный уголь

    7. Правила сбора грибов.

    - А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!

    - Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?  

    - В тетрадях на печатной основе на стр.31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.

    - Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.

    -  Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.

     

     Правила  сбора грибов. СЛАЙД 16

    1. Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
    2. Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
    3. Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
    4. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
    5. Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
    6. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

    8.   Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 17-19

     - Отгадайте  загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот      гриб изображен.

    1. Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
    2. Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.  (Опята)
    3. Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
    4. Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
    5. Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…

          Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)

    1. Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
    2.  Под сосенкой у ребят  шляпки  блестят. (Масленок)
    3. Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)

    - Как называются все эти грибы?

    - Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

    9. Роль грибов в природе: 

    - Каково значение грибов в природе? Проверим высказывания, прочитав   3 абзац.

     Роль грибов в природе: СЛАЙД 20

    1. Их любит собирать и есть человек
    2. В них насекомые откладывают личинки
    3. Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
    4. Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
    5.  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.) СЛАЙД 21

         -Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

    Вывод:  В природе  ничего лишнего нет! Относитесь к  ней  бережно!

    10.  Работа с тестом. СЛАЙД 22

    -Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте  плюсом высказывание, с которым вы согласны.

    1.  Ядовитые грибы лесу не нужны.
    2.  Ядовитые грибы надо уничтожать.
    3.  В лесу нужны все  только съедобные грибы.  
    4.  В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

    - Кто считает 1 высказывание верным?  2? 3? 4?

    - Почему выбрали 4 высказывание?

    Вывод:  В природе ничего  лишнего    нет!

    11. Итог СЛАЙД 23

    - Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

     Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

    - С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?

    - Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?

    - Приведите примеры грибов-двойников.

    - Какой вид работы  понравился?

    - Что было трудно?

     

    12. Домашнее задание.  СЛАЙД 24

    1. 1.Рассказ о  грибах  читать (с. 120-121)
    2. Памятки выучить (с.122)

    3.*  Заполнить сравнительную таблицу съедобных и ядовитых грибов по рисункам и памятке в учебнике.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

    Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

    Интегрированный урок в 3 классе "В царстве грибов"

    Интегрированный урок математики, окружающего мира и технологии в 3 классе по теме: "Круг.Окружность.Грибы." с мультимедийным приложением.УМК "Школа России"...

    Презентация к уроку в 3 классе "В царстве грибов"

    Презентация является мультимедийным приложением к интегрированному уроку математики, окружающего мира и технологии в 3 классе....

    Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

    Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

    Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

    Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

    - Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...

    Конспект урока окружающего мира "Начало Московского царства" + презентация (УМК "Перспектива", 4 класс).

    Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; формирование знаний о деятельности Ивана Грозног...