Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx88.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о грибах;
  • сформулировать правила сбора грибов;
  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
  • различать части гриба;
  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
  • расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

Оборудование:

- проектор,доска; ноутбук; индивидуальные карточки,А.А.Плешаков «Атлас-определитель»

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок

Начинается урок.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наш урок начнем мы с упражнения «Звездопад». Закройте глаза и представьте небо с бесчисленным количеством звезд. И вот одна из них падает. А когда звезда падает, мы загадываем желание. Загадайте, каким сегодня будет наш урок? (я хочу, чтобы наш урок был сегодня … )

- Я приглашаю вас на урок окруж. мира

3.Актуализация знаний. Тема урока.

Слайд 1- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- назовите 2 царства живой природы? (Растения и животные).

- Как ученые  их называть? (Царство растений, царство животных).

-Как называется наука о растениях?(ботаника)

-На какие группы ученые-ботаники делят царство  растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)

- Назовите признаки царства растений:

1. Имеют… листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются… растворенными минеральными солями.

3. Умеют… вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Нуждаются… в тепле, влаге, освещении.

-Как называется наука о животных?(зоология)

-На какие группы ученые-зоологи делят царство  животных?

(черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые,  рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие)

-Назовите характерные признаки для царства животных:

1. Имеют…. конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Питаются…. в пищу другие живые организмы: растения или животных.

Назовите группы животных по особенностям их питания( растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные)

3. Не могут…. вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

4. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

-Посмотрите внимательно на слайд, что вы не отнесли к этим2 царствам?(грибы)

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока

Слайд 2В царстве грибов.(кластер)

Слайд 3-Что мы узнаем на нашем уроке? слайд

5. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Исследование в малых группах

Слайд 4(читать по слайду)

-Мы будем исследовать  царство грибов. Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 2 человека) У каждой группы есть задания.

-Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? Какие грибы вы собирали?(ПОКАЗ МАКЕТА)

1. Строение гриба. Работа по учебнику

–Откройте учебники с.107  Прочитайте задание. Выполнить

Слайд 5 

—  Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки, грибницы.)

—  Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

Задание 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

Гриб имеет следующие части:

1)_грибница__________

2)_ножка_________

3)__шляпка____________

C:\Users\Дмитрий\Downloads\hello_html_44619b52.jpg

Рассказ учителя с элементами беседы.

Слайд 6 

Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Грибы размножаются спорами. Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

Задание 2. Грибы бывают ……… и …….. .

Грибы размножаются _______________.

- В лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница)

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела. Грибница растёт более 100 лет,  а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

Слайд  Питание грибов

Слайд 7 ПО СЛАЙДУ)

-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя.

—  Для чего  служит грибница? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

—  Чему способствуют грибы? (Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

Задание 3. Для чего  служит грибница?

Грибница  всасывает из___________ воду с растворенными в ней питательными веществами.

Грибы поглощают питательные вещества из находящихся  в ____________мертвых остатков ___________ и ___________________.

- Многие грибы тесно связаны с деревьями.Прочитаем по учебнику

Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Слайд 8  Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной.

Слайд 9  Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Задание   4.  Как деревья и грибы помогают друг другу?

Грибы делятся с деревьями  ________________________________________

Деревья питают грибы _______________________________________________

-Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов,  необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца.

Задание 5. Что необходимо для роста грибов?

Для роста грибов нужны ____________ и ________________

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» .

-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага и тепло)

Слайд 10  -ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГРИБЫ,

-Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Грибами питаются и лечатся многие животные. Грибы любят собирать люди. Грибы вкусны, в них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.

Слайд11-12  Грибы из Красной книги России

 

Съедобные и несъедобные грибы

—  На какие две группы можно разделить грибы? (На съедобные и несъедобные.)

Слайд 13  

Откройте  Атлас-определитель с.101

—  Назовите съедобные грибы.

—  Назовите несъедобные грибы.(плакат)

—  Как различить съедобные и несъедобные грибы?

—  Пользуясь текстом учебника на с. 109-110, сравните съедобные и несъедобные грибы.(самостоятельно) Запомните их отличительные признаки.

(Работа ведется в парах.)

-Проверим Слайд 14.15.16  

Задание 6. На какие две группы можно разделить грибы?

Грибы можно разделить на _____________________ и __________________

Слайды

-Прочитайте правила  сбора грибов (по цепочке)с.110

-Меняемся карточками и проверяем

Вывод:

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2. Бывают трубчатые и пластинчатые

3. Размножаются спорами.

4. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

5. Питаются останками живых существ.

6. Питаются солями из почвы.

7. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

8. Съедобные и несъедобные

6. Закрепление изученного материала. с. 111 учебника

Игра «Собери грибы».

Ответ:

Грибница –подземная часть гриба. Она нужна для питания и роста гриба.

Съедобные грибы – их можно употреблять в пищу.

Несъедобные грибы – категорически нельзя принимать в пищу.

7.Итог урока. Рефлексия.

1)-Какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы ставили перед собой? Удалось ли их решить?

На доске четверостишие:

Урок полезен, все понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться

-Поставьте восклицательный знак на той строке, которая отражает вашу работу на уроке.

-Кто хочет прокомментировать постановку восклицательного знака?

8 .Домашнее задание

Стр. 108-110, прочитать ,ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«В царстве грибов». (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.Планируемые результатыПредметные:- Знать внешнее строение грибов, отличительны...