Урок окружающего мира во 2 классе "Ландшафт"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Медведева Елена Николаевна

Разработка урока окружающего мира во2 классе системы Занкова (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_landshaft.docx30.6 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9»

Методическая разработка урока

окружающего мира во 2 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Медведева Елена Николаевна

Белгород  2015

УМК Занкова

Предметная область: Окружающий мир (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)

Класс: 2 (1 часть, 2 четверть)

Цели:

Содержательная (предметные результаты):

- формировать представление о рельефе и ландшафте Земли

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

- формировать интерес учащихся к изучению окружающего мира через применение знаний в практической деятельности

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

Тема: Ландшафт

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний, овладения предметными умениями

Цель: создать условия для  формирования у учащихся представления о структурных компонентах задачи и умения применять эти знания

Личностные

Предметные

Метапредметные

Содействовать

  • формированию интереса к получению новых знаний, положительного отношения к уроку;
  • формированию предпосылок для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • формированию умения оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности

Способствовать формированию УД

  • распознавать данное понятие на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия;
  • проводить сопоставление, сравнение

Создать условия для формирования УД

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • отбирать адекватные средства для достижения целей;
  • контролировать свои действия при сотрудничестве с одноклассниками;
  • использовать иллюстрации и информацию учебника в соответствии с учебной задачей;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить небольшие сообщения в устной форме;
  • формулировать вывод на основании сравнения;
  • учитывать мнение и позицию другого человека.

Оборудование:

  • учебник
  • карточки для индивидуальной работы, для работы в группах и в парах;
  • компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1)

Этап урока

Цель

Содержание

Деятельность учащихся

Организационный

Создать эмоциональный настрой учащихся

Есть одна планета - сад

В тихом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

   

Актуализация опорных знаний

Проверить уровень усвоения ранее полученных знаний,  

создать условия для возникновения

у ученика внутренней потребности включения  в  учебную

деятельность, для определения темы и цели урока.

1. Проверка домашнего задания

- Так захотелось начать урок именно этими строками. Почему?

- Эти стихи о планете Земля. А мы изучаем главу «Планета Земля - наш общий дом». (Слайд 1)

- Какая наука помогает нам изучать родную планету?

- Это география.

- Расскажите друг другу, что вы знаете о географии.

Дети проверяют друг друга в парах, а затем сверяются с записью на экране.

  География - наука, изучающая Землю. Землеописание. (Слайд 2)

- А какие на уроке главные помощники в описании Земли?

- Глобус и физическая карта.

- Напомните друг другу, что такое глобус и карта.

Дети проверяют друг друга в парах, а затем сверяются с записью на экране.

Глобус – модель Земли.

Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. (Слайд3)

- Чем они похожи?

- Условными обозначениями.

- Что учились читать на прошлом уроке с помощью  новых обозначений?

- Рельеф.

- Предлагаю проверить, как вы подготовили домашнее задание.

Дети дополняют предложения  (Приложение 2) (Слайд 4)

Рельеф – это …

Основные формы рельефа - ... и …

На физической карте и глобусе….. цветом обозначены ….., а ……… цветом - ……

Ландшафт -  это …

-Проверьте себя и оцените. (Слайд 5)

2. Формулирование темы и цели урока

- А мы не знаем, как продолжить последнее предложение. Может быть, это тема сегодняшнего урока?

- Да, а какова же цель?

- Узнать, что такое ландшафт и применить эти знания.

3. Планирование работы

- Какие виды работы нам могут помочь на уроке?

- Работа с учебником, работа в группах, наблюдение, практическая работа,…

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах: взаимопроверка знания изученных понятий.        

Заполняют карточку, дополняют предложения.

Оценивают правильность работы

Формулируют тему и цель урока.

Определяют виды предстоящей работы.

 Подведение к открытию нового знания

Подвести к новому материалу

- Рассмотрите изображение №1 на титульной стороне карточки. Как его можно назвать?

- Это рельеф. (Слайд 6)

- Докажите.

- Здесь мы видим изображение неровностей поверхности Земли.

- Хотелось бы вам здесь поселиться?

- Нет.

Вспоминают понятие «Рельеф»

Открытие нового знания

Создать условия

 для усвоения нового понятия.

1. Индивидуальная творческая работа

- Предлагаю вам изменить это изображение на обратной стороне карточки, так, чтобы это место стало для вас привлекательным.

Дети дорисовывают водоемы, растительность,…

- Покажите свои работы друг другу. Что изменилось?

- Появились растительность, водоёмы, поля, животные,…(Слайд 7)

2. Работа с учебником

- Как узнать, что же у нас получилось?

- Обратиться к учебнику. 

- Прочитайте текст на с. 90 и допишите предложение 1 в карточке

Если на равнинном рельефе раскинулись поля, леса и озёра, а по ущелью течёт река, то это уже называется …

Слово ЛАНДШАФТ переводится   …… (Слайд 8)

1. Рефлексия

- Какие виды работы нам сейчас помогли?

- Информация учебника и творческая работа раскрыли нам новое понятие.

Выполняют творческую работу.

Оценивают правильность работы

Применение нового знания

Организовать деятельность для применения и закрепления изученных понятий

1. Групповая работа

- Какую работу предлагает нам автор для закрепления новых знаний?

- Ответить на вопросы.

- Как успеть справиться со всеми?

- Поработать в группах. ( Приложение 7)

1 группа Ребята строят из предложенных карточек кластер на доске (Приложение 3)

2 группа – выполняет задание №1 с. 90 (Приложение 4):

Найдите в учебнике как Ю.А. Гагарин описывает увиденное им из космоса. Какие из его слов характеризуют рельеф, а какие ландшафт?

Ребята приклеивают предложенные карточки на листы с названиями «Рельеф», «Ландшафт»

3 группа - выполняет задание №2 с. 90 (Приложение 5):

Опишите вашу местность. Что из названных объектов относится к рельефу, что к ландшафту? Ребята приклеивают предложенные карточки на листы с названиями «Рельеф», «Ландшафт»

4 группа – отвечает на вопрос №3 с. 91:

Изменяет ли человек ландшафт? Зачем?

Ребята готовят устный ответ с примерами.

5 группа – выполняет задание №5 с. 91:

Ваш макет рельефа Земли преобразуйте в ландшафт.

Ребята с помощью пластилина изменяют один из макетов рельефа, выполненных на прошлом уроке.

6 группа –  выполняет творческое задание:

Вспомните,  какая наука учит человека правильно относиться к природе. Продумайте и закончите плакат «Берегите ландшафты Земли».

(Приложение 6)

Может быть предложена индивидуальная карточка:

Найди в словаре определение понятия «Ландшафт»

2. Представление результатов работы

Группы представляют итоги работы, одноклассники проверяют итоги работы групп №1,3,4,5 с помощью сигнальной карточки, а результаты работы групп №2,6 заносят в таблицу (Приложение 2) (Слайды 9-11)

3. Рефлексия

- Какие виды работы помогли нам применить знания о рельефе и ландшафте?

- Это работа в группах, практическая работа, наблюдение.

Работают в группах

Представляют результаты работы, заполняют карточку и оценивают себя.

Проверка знаний

Организовать самостоятельную работу

- Какой работой автор предлагает закончить изучение темы? (Слайды 12-13)

- Он предлагает нам географические загадки.

Дети записывают отгадки в карточку (Приложение 4)

Самостоятельно отвечают на вопросы и проверяют себя.

Итог урока

Рефлексия

Организовать деятельность для рефлексии

- Какая цель стояла перед нами?

- Кто может поделиться с соседом новым знанием?

- Поделитесь? (Слайд 14)

- Продолжите фразы:

Для меня эта тема была интересной, т.к….

Для меня эта тема была важной, т.к….

Для меня эта тема оказалась удивительной, т.к….

Есть одна планета-сад (Слайды 15-21)
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой  похожей, нету! (слайды)

- Прикрепите стикеры к карточке с названием наиболее значимой работы на уроке.

Оцените свою работу на уроке. (Слайд 22)

Подводят итог урока

Домашнее задание

Создать условия для самостоятельного выбора задания.

С. 90 – 91, раб.тетрадь №48 или

С. 90 – 91, раб.тетрадь №48, подготовить рассказ о необычном ландшафте планеты Земля. (Слайд 22)

Выбирают наиболее значимые виды работы.

Выбирают домашнее задание



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ Наш общий дом

Слайд 2

Проверь себя География –наука, изучающая Землю. Землеописание.

Слайд 3

Проверь себя Глобус – это модель Земли. Физическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости.

Слайд 4

1.Проверяем домашнее задание Рельеф – это ____________________________________. Основные формы рельефа - _________________ и ____________. На физической карте и глобусе _____________ цветом обозначены ______________, а _____________ цветом - __________________. Ландшафт - переводится как ______________ ______________________________________.

Слайд 5

3 балла Рельеф – это все неровности суши, дна морей и океанов . Основные формы рельефа – горы и равнины . На физической карте и глобусе зелёным цветом обозначены равнины , а коричневым цветом - горы . Ландшафт - переводится как ______________ ___________________________________________.

Слайд 8

Ландшафт переводится как вид местности . ( 1 балл )

Слайд 9

… отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.

Слайд 10

Изучаем новую тему 2. Изучаем новую тему Баллы Рельеф Ландшафт 7 баллов (1 балл за каждый правильный ответ) горные хребты горные хребты пятна островов пятна островов большие леса береговая кромка морей крупные реки

Слайд 11

ЭКОЛОГИЯ (1балл)

Слайд 12

Географические загадки Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня. И я есть, но невидим, делю Землю на Южное и Северное полушария. Я изображена на карте оттенками зелёного цвета. Меня создаёт форма Земли, я видима, но никто никогда не дойдёт до меня. Я везде, но невидима, все живут благодаря мне, меня освоили даже самолёты. Мы смотрим на всех свысока, самые высокие из нас на карте обозначены тёмно-коричневым цветом. Я изрыл всю Землю, сделал её неровной. КТО Я?

Слайд 13

7 БАЛЛОВ Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня. ЗЕМНАЯ ОСЬ И я есть, но невидим, делю Землю на Южное и Северное полушария. ЭКВАТОР Я изображена на карте оттенками зелёного цвета. РАВНИНА Меня создаёт форма Земли, я видима, но никто никогда не дойдёт до меня. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА Я везде, но невидима, все живут благодаря мне, меня освоили даже самолёты. АТМОСФЕРА Мы смотрим на всех свысока, самые высокие из нас на карте обозначены тёмно-коричневым цветом. ГОРЫ Я изрыл всю Землю, сделал её неровной. ???????

Слайд 14

Продолжите фразы Для меня эта тема была интересной, … Для меня эта тема была важной, … Для меня эта тема оказалась удивительной, …

Слайд 18

Оцени себя 19 – 16 б. -отлично 15 – 12б. – хорошо 11 – 8 б. – неплохо Домашнее задание С.90 – 91, р.т. №48 Рассказ или презентация о необычном ландшафте планеты Земля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...