Рабочая программа по окружающему миру О.Поглазова 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру О.Поглазовой 4 класс УМК Гармония с характеристикой деятельности ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon templan4klassokrmir.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                 Утверждаю

директор школы:

__________/О.В.Тетерина/

«___» ______________ 2016 г.

Рабочая программа

 по предмету «Окружающий мир»

(базовый уровень)

4 класс

Составитель : Кардашова Наталья Николаевна, без категории

2016 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Мухановская

 СОШ;

Учебного плана на 2016-2017  учебный год МКОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделено 2 часа в неделю;

Авторской рабочей программы по окружающему миру для 4 класса Поглазова.О.Т. Окружающий мир. Смоленск. Ассоциация 21 век.

            УМК  Гармония

Актуальность и назначение

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы..

    Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез, уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.

    В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.

    Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».

    У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего края.

       Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым    линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима- знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

Задачи курса:

социализация ребёнка;

развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» УМК Гармония является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход в УМК Гармония даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.

Интегрированный курс «Окружающий мир» УМК Гармония предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности.

Содержание программы.

  1. Тема 1: Ориентирование в пространстве и во времени (7ч)

       Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и путешествия во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени».

 Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.

  1. Тема 2: Способы изображения объектов окружающего мира (9ч)

       Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты.  Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

       Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

       Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.

  1. Тема 3: Природные богатства России (8ч)

       Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России.

       Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр родного края.

  1. Тема 4: Природные зоны и природные сообщества (11ч)

       Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

       Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ.

        Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с при-родными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.

  1. Тема 5: Важнейшие события в истории Отечества (21ч)

       Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей  в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства.

       Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

       Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков.

       Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам)родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные  люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.

  1. Тема 6: Материки, океаны, страны и народы Земли (12ч)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа

материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные 

У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:

– положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность, воображение, фантазия, творческие способности;

– осознание себя как гражданина своего Отечества; понимание важности знания истории своей страны;

– осознание того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость;

 – чувство любви к родной стране, к её природе, культуре;

– чувство гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;

– понимание того, что родной край – частица России, многонационального государства; что родной край имеет свою богатую историю;

– уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

 – умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способность оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических деятелей;

– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;

– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

– понимание личной ответственности и способность оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;

– понимание того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли;

 – способность оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД :

Ученик может научиться:

– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;

– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;

 – оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);

– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;

– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;

– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;

 – осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений. Познавательные УУД 

Ученик может научиться:

– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;

– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;

– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;

– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;

 – обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;

 – преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую; – пользоваться таблицами, схемами, моделями; – характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;

 – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира, выбирая основание для этих логических операций;

– подводить под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи между природными, социальными явлениями на основе рассуждений, наблюдений; предлагать варианты решения учебных проблем;

– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений; моделировать предметы и явления окружающего мира;

 – осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта и др.).

Коммуникативные УУД 

Ученик может научиться: – пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.);

– обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);

– выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;

 – составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;

– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания; слушать других, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляя проектную деятельность: распределять работу по интересам, собирать, обсуждать и обрабатывать информацию, договариваться о форме её презентации, о роли каждого в представлении собранного материала, стремиться разрешать возникающие проблемы

.

Предметные результаты

Раздел «Человек и природа»

– различать понятия: сутки, неделя, месяц, обычный год, високосный год; горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, компас; масштаб, план предмета, план местности, топографический знак; географическая карта, карта полушарий, глобус как модель Земли; ось Земли, полюсы, экватор, параллели, меридианы; материк, остров, полуостров, горы, равнины; Мировой океан, океан, море, озеро, река, болото; звезда, планета, созвездие, Солнечная система, телескоп, естественный и искусственный спутники; полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого, карьер, шахта, скважина; металлические руды, горючие полезные ископаемые, строительные полезные ископаемые; природная зона, природное сообщество, цепь питания; арктическая пустыня, тундра, зона лесов, степь, пустыня; море, озеро, болото, луг как природные сообщества;

– сравнивать и объединять природные объекты в группы по существенным признакам;

– различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

– характеризовать форму Земли, её движение вокруг оси и Солнца, местоположение в Солнечной системе;

– называть планеты Солнечной системы и моделировать их расположение относительно Солнца;

– демонстрировать и объяснять с помощью глобуса (теллурия) связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

– характеризовать значение Солнца для природы и человека как главного источника света и тепла, необходимых для жизни:

– объяснять, что такое глобус, называть и показывать условные линии глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы;

– называть части компаса, объяснять их назначение, определять стороны горизонта по компасу и Солнцу;

– читать с помощью условных знаков план местности, физическую карту;

– называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки, океаны и наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки Земли; на физической карте России – наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки, залежи полезных ископаемых, изученные природные зоны;

– определять направления течения рек по плану, карте и глобусу;

– использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, форм земной поверхности, полезных ископаемых и др.;

– выполнять простые опыты по изучению свойств полезных ископаемых, пользуясь простейшим оборудованием, соблюдая технику безопасности, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

– рассказывать о полезных свойствах горных пород, их использовании в народном хозяйстве, о необходимости рационального и бережного использования полезных ископаемых;

– характеризовать и сравнивать изученные природные зоны России: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, образ жизни людей, экологические проблемы, связанные с их хозяйственной деятельностью;

– характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, озера, моря): описывать условия жизни и приспособленность к ним живых организмов, приводить примеры наиболее распростра-

нённых и взаимосвязей между ними; моделировать простые цепи питания;

– характеризовать особенности природы родного края: климатические условия, формы поверхности, наиболее крупные водоёмы, почву, распространённые природные сообщества; приводить примеры наиболее распространённых дикорастущих и сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных, добываемых полезных ископаемых;

– объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять простейшие взаимосвязи живых организмов в природных зонах и сообществах для объяснения бережного отношения, экологически грамотного поведения в природе;

– находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать влияние человеческой деятельности на природу, прогнозировать возможные негативные последствия, участвовать в природоохранной деятельности в своей местности;

– составлять в группе отчёт о наблюдениях во время экскурсии в природу в выбранной форме;

– проводить самостоятельно наблюдения объектов и явлений природы (в том числе космических), вести дневник наблюдений; обобщать результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, делать выводы;

– понимать (декодировать) информацию, представленную в условно-знаковом виде, кодировать найденную словесную или другую информацию с помощью условных знаков;

– объяснять способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб);

– объяснять причины смены дня и ночи, смену сезонов на Земле, изменения высоты Солнца над горизонтом и длительности светового дня в разные времена года;

– ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам;

– объяснять влияние Солнца на живые организмы;

– работать с контурной картой, отмечать на ней изученные географические объекты;

– применять масштаб при чтении плана и карты;

– обсуждать экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах; меры по охране природы своего края; осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях;

– осознавать, что в окружающем мире «всё связано со всем», что деятельность человека может нарушать природное равновесие; что каждый человек (в том числе и он сам) несёт ответственность за сохранение красоты и гармонии природы;

– соблюдать экологически грамотные и безопасные правила поведения в природе;

– собирать дополнительную информацию по изучаемым темам (об особенностях природы разных природных зон, материков, о великих путешественниках, открывавших или исследовавших материки Земли и др.), используя разные источники информации, в том числе контролируемый Интернет и другие электронные образовательные ресурсы; готовить небольшие презентации;

– собирать краеведческий материал о природе родного края и представлять его одноклассникам;

– участвовать в проектной деятельности, проводя исследования индивидуально или совместно с одноклассниками.

Раздел «Человек и общество»

– различать понятия: исторический источник, летопись, легенда, берестяная грамота, историческая карта; дата, календарь, век, тысячелетие, «лента времени»; племя, дружина, княжество, государство, империя, граница государства, государственные символы, многонациональная страна; князь, вече, царь, император, президент, крестьяне, ремесленники, крепостные; кремль, посад, торговище, торговый путь; дань, иго, налог; религия, храм, крещение Руси; Отечественная война, Великая Отечественная война, Гражданская война, революция, перестройка; Конституция, закон, гражданин, права, обязанности;

– использовать элементарные обществоведческие, исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

– соотносить и определять римские и арабские цифры, устанавливать век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;

– узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; символику своего города (областного центра);

– рассказывать о главных символах государства и своего города;

– находить и показывать на карте Российскую Федерацию, её границы, столицу – город Москву, свой регион и его административный центр, некоторые крупные города;

– называть наиболее многочисленные народы, проживающие на территории России и родного края;

– различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

– показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

– называть основные этапы развития государства, ключевые даты и события каждого периода истории и кратко характеризовать их; находить на «ленте времени» века, соотносить их с датами

исторических событий;

– различать времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза, современной России;

– описывать (пересказывать) изученные события; приводить примеры ратных подвигов и патриотизма жителей нашего государства в разные периоды его развития;

– рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

– рассказывать о государственном устройстве и символике современной России; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России,

– называть права детей;

– готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических

памятников, объектов культуры;

– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);

– обсуждать особенности некоторых стран мира (США, Китай и страны по выбору учеников), находить и показывать их на карте;

– находить и извлекать необходимую информацию о прошлом и настоящем нашей страны, родного края, об образе жизни наших предков, о национальных традициях народов из разных источников (учебных, научно-популярных и художественных текстов, иллюстраций, репродукций картин, картосхем, исторических карт, из дополнительной литературы, электронных образовательных ресур-

сов).

– осознавать важность знания истории своего государства;

– объяснять, что такое история, археология, исторический источник, исторический факт, легенда; понимать значение для себя понятий «малая родина», «Родина», «Отечество»;

– ориентироваться в названиях Российского государства, его правителей и столиц, в важнейших для страны событиях, происходивших в её истории;53

– объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

– рассказывать по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного города, об исторических памятниках, о военных действиях известных полководцев и др.;

– рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; оценивать исторические события, дела исторических деятелей, высказывать своё мнение, выражать отношение к ним;

– отображать выбранным способом (рисунки, аппликации, макеты, тексты и др.) важнейшие события в истории Отечества, памятники культуры, государственных деятелей и т. п. на «ленте времени», сотрудничая с одноклассниками;

– анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;

– составлять в группе отчёт (в выбранной форме) о наблюдениях во время экскурсий к местам исторических событий, воинской славы, памятникам истории и культуры, в краеведческий (исторический) музей, музей военной техники и др.;

– обмениваться с одноклассниками мнениями о событиях, происходящих в стране сегодня, о правилах жизни в современном обществе, о перспективах продолжения учёбы в основной школе и др.;

– показывать на глобусе, карте полушарий маршруты великих путешественников – открывателей новых земель; находить дополнительные сведения о них, используя разные источники информации;

– обобщать найденную информацию (об образе жизни народов мира, о памятниках мировой культуры и др.) в виде информационных листков с текстом и набором иллюстраций;

– воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий.

Система оценивания планируемых результатов по окружающему миру

Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся  обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов, (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).

Особенности оценивания тестовых работ

Вид теста

Критерии успешности

5-балльная система

Базовый уровень

Тест (с выбором ответа)

65% и более правильных ответов

65% - 79% - «3»

80% - 100% - «4»

Тест (со свободным ответом)

50% и более правильных ответов

50% - 69% - «3»

70% - 100% - «4»

Смешанный тест

55% и более правильных ответов

55% - 75% - «3»

76% - 100% - «4»

Повышенный уровень

Правильно выполнены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня

«5»

Оценивание тестовых работ в соответствии с учебным пособием Поглазовой О.Т. Тестовые задания по окружающему миру.4 класс.  – 4-е изд., исправ. и доп. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

Тесты для текущей проверки

Базовый уровень

«5» - 11-12 баллов

«4» - 9-10 баллов

«3» - 8-6 баллов

«2» - 0-5 баллов

Критерии оценивания комплексных работ по окружающему миру

Уровни успешности

4-балльная шкала

100%-шкала

Не достигнут базовый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2»  

ниже нормы,

неудовлетворительно

Выполнено менее 50% заданий базового уровня

Базовый уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня

Повышенный уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4»

хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Выполнено 90 - 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня

Тематическое планирование

по предмету: окружающий мир

класс: 4

количество часов в неделю: 2

всего: 68

автор учебника: О.Т. Поглазова

название учебника: «Окружающий мир 4 класс»

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

 урока

Тема урока

Колво часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата кален.

Дата факт.

Тема 1.  Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч.

1

1

Путешествия – источник знаний

1

Оценивать своё знание и незнание по изучаемой теме, ставить учебно-познавательные задачи, планировать их решение, выбирать способы действий, анализировать результаты исследований,  подводить итоги, делать выводы, оценивать свои успехи в решении поставленных задач.

Осуществлять поиск информации в разных источниках, соотносить её, определять наиболее достоверную.

2

2

Природные явления и счёт времени

1

Работать с текстовой информацией: находить незнакомые слова и узнавать их значение в словарях, выделять новые понятия, называть их существенные признаки, свойства, аргументировано отвечать на вопросы, используя информацию, данную в тексте и иллюстрациях к нему.

Обсуждать проблему (поставленную автором или учителем), предлагать способы её решения,  планировать действия и выполнять их,  анализировать результаты исследований, проверять правильность выводов разными способами (выполняя опыт, читая  учебную статью, находя информацию в Интернете).

Сотрудничать в процессе наблюдений, в коллективной практической работе, планировать (составлять план) наблюдения, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении, обсуждать результаты наблюдения, исследования.

3

3

Устройства для счёта времени

1

Рассуждать о важности профессий историка, археолога, их значении для изучения быта и культуры наших предков, сохранения памятников прошлого.

Характеризовать движения Земли вокруг своей оси, относительно Солнца и объяснять их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года.

Моделировать с помощью глобуса (теллурия) вращение Земли, обращение Земли вокруг Солнца, объяснять смену дня и ночи, смену сезонов в Северном и Южном полушариях.

Объяснять, что такое сутки, месяц, год, дата, календарь, лента времени.

4

4

Историческое время. Лента времени

1

Называть месяцы в порядке их следования в году, количество дней в каждом месяце.

Обсуждать, почему длительность суток в разных местах Земли одинаковая, а продолжительность светового дня разная, чем различаются простой и високосный годы.

Соотносить даты событий, записанные арабскими и римскими цифрами, дату с веком, когда происходили события,  дополнять пропуски в записи последовательности веков, находить и исправлять ошибки в записях, отмечать условными .знаками даты исторических событий на ленте времени.

5

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

1

Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности по сторонам горизонта.

Осуществлять поиск дополнительной информации, используя разные источники.

6

6

Компас. Ориентирование по компасу

1

Определять с помощью компаса местоположение предметов относительно сторон горизонта.

Оценивать успехи в освоении новых предметных и метапредметных знаний и умений, выполнять задания для самоконтроля.

Осуществлять поиск дополнительной информации, используя разные источники.

Собирать краеведческий материал об археологических находках, найденным в родном крае (по местным условиям).

7

7

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа

 1

Осваивать способы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, местным признакам.

Тема 2.  Способы изображения объектов окружающего мира – 9 ч.

8

1

Способы изображения предметов

1

Выделять основную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию, представленную разными формами (словесная, иллюстративная, схематическая, условно-знаковая) и использовать её для ответов на поставленные вопросы, проверять истинность предлагаемых утверждений.

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, моделирования, практической работы).

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

.Принимать участие,  сотрудничать при выполнении  коллективных проектов. планировать своё участие в проектах, предлагать источники информации, форму её презентации и др..

Называть и характеризовать способы изображения предметов и местности.

Различать рисунок и план предмета, объяснять, для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них.

9

2

Масштаб и его использование

1

Объяснять,  что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют, переводить численный масштаб в именованный.

10

3

План местности. Топографические знаки

1

Объяснять, как составлять план местности, какие измерения надо выполнять, как использовать масштаб, как определять местоположение и изображать объекты на плане.

Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической и знаково-символической моделях.

Различать топографические знаки плана местности, читать (декодировать) план местности.

Сотрудничать, коллективно выполняя практическую работу при составлении плана класса.

11

4

Географические и исторические карты

1

Сравнивать и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты.

Рассматривать физическую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на

физической карте с помощью послойной окраски, декодировать (переводить) условные знаки карты в словесную информацию.

Рассматривать историческую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на ней с помощью условных знаков.

12

5

 Глобус – модель Земли

1

Обсуждать, какие наблюдения доказывают шарообразность Земли.

Объяснять, какая информация о планете Земля отображена на глобусе, её модели.

13

6

 Практическая работа

1

Находить и показывать на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор).

Сравнивать глобус и карту полушарий, определять их сходства и различия.

Находить и показывать на глобусе и карте заданные географические объекты (материки и океаны, реки  и озёра, горы и равнины, города).

14

7

Космическое пространство и его изображение

1

Различать понятия космическое тело, звёзда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика.

Наблюдать небесные тела, называть 2-3 созвездия, хорошо наблюдаемые в данном регионе, узнавать их очертания на рисунках-схемах, находить их на звёздной карте, рассказывать о своих наблюдениях одноклассникам.

Объяснять, почему Солнце мы видим большим кругом, а другие звёзды маленькими точками; почему меняется положение созвездий на ночном небе в течение наблюдений, почему Луну называют спутником Земли, почему меняется её вид при движении вокруг Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам одинаковой величины.

Сравнивать звёзды по размеру, цвету, температуре, характеризовать Солнце как жёлтый карлик.

15

8

Земля – планета Солнечной системы

1

Характеризовать существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Моделировать положение планет относительно Солнца, называть последовательность их расположения в Солнечной системе, указывать положение Земли относительно других планет, находить планеты на рисунке-схеме.

Обсуждать влияние Солнца на живую и неживую природу Земли, возможность использования солнечной энергии в народном хозяйстве, приводить примеры.

16

9

Способы изучения космических тел

1

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

Находить дополнительную информацию о планетах земной группы, планетах гигантах Солнечной системы, о космических исследованиях.

Тема 3.  Природные богатства России - 8 ч.

17

1

Россия на глобусе и географической карте.

1

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород,  эксперимента, практической работы с картой).

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обосновывать порядок действий, делать выводы по её результатам.

Интерпретировать информацию, данную в виде рисунка, схемы, таблицы, декодировать условные знаки и послойную окраску физической карты.

Представлять найденную информацию в виде текста, рисунка, схемы, диаграммы, таблицы, условно-знаковой модели.

Составлять и читать простые схемы и таблицы, составлять вопросы по данным ответам, работать с блок-схемами алгоритмов.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт и др.

Находить и показывать  на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называть материк и полушарие, на котором она находится, показывать границы и столицу России, крупные города,  называть моря, омывающие Россию, основные её  равнины и горные системы, крупные реки и озёра.

18

2

Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России

1

Находить и показывать  на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называть материк и полушарие, на котором она находится, показывать границы и столицу России, крупные города,  называть моря, омывающие Россию, основные её  равнины и горные системы, крупные реки и озёра.

19

3

Горные породы и минералы, их образование.

1

Извлекать информацию из физической карты для описания географического

положения названных объектов согласно предложенному в учебнике (учителем) плану.

Объяснять, что такое полезные ископаемые, как их добывают и перевозят, находить на физической карте залежи полезных ископаемых на территории России.

20

4

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

1

Объяснять, что такое полезные ископаемые, как их добывают и перевозят, находить на физической карте залежи полезных ископаемых на территории России.

Приводить примеры горных пород и минералов, описывать их свойства, рассказывать об использовании в народном хозяйстве.

Наблюдать (выполнять самостоятельно) простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, обобщать наблюдаемые явления, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме.

21

5

Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве

1

Приводить примеры горных пород и минералов, описывать их свойства, рассказывать об использовании в народном хозяйстве.

Наблюдать (выполнять самостоятельно) простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, обобщать наблюдаемые явления, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме.

22

6

 Горючие полезные ископаемые, их использование

1

Обсуждать  экологические проблемы, которые возникают при добыче и перевозке полезных ископаемых, предлагать меры по рациональному использованию природных богатств России.

Обсуждать, безграничны ли запасы полезных ископаемых на Земле, способы замены горючих полезных ископаемых альтернативными источниками энергии.

Находить дополнительную информацию о залежах полезных ископаемых в родном крае, их добыче и использовании в хозяйстве края.

23

7

Альтернативные источники энергии

1

Готовить презентацию (в группах) о любом полезном ископаемом.

Наблюдать и характеризовать разные формы суши, виды водоёмов (разработки полезных ископаемых)  своей  местности.

24

8

Обобщающий урок по теме: Природные богатства России

1

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Тема 4. Природные зоны и природные сообщества - 11 ч.

25

1

 Природные зоны России

1

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, таблица, диалог, ролевая игра, и др.).

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

26

2

Суровая Арктика

1

Находить существенный признак (основание) для разбиения объектов (экосистем) на определённые группы.

Объяснять, что в зависимости от высоты Солнца и от продолжительности дня, т. е. освещённости, на Земле выделяются пояса освещённости, сравнивать, чем различаются: полярный, умеренный и экваториальный пояса освещённости.

27

3

 Ранимая тундра

1

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Показывать на карте природные зоны России.

Составлять план описания (характеристики) природной зоны, её природных условий и жизнедеятельности людей, проживающих в ней.

Характеризовать природные условия, растительный и животный мир, труд  и быт  людей разных природных зон.

Сравнивать климатические условия, сезонные изменения, происходящие в разных природных зонах, выявлять их причины.

28

4

Зона лесов

1

Сравнивать условия жизни живых существ в разных природных зонах, выявлять их приспособленность к ним.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Выбирать один из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население) и готовить сообщение для одноклассников.

29

5

Степные просторы

1

Сравнивать условия жизни живых существ в разных природных зонах, выявлять их приспособленность к ним.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Выбирать один из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население) и готовить сообщение для одноклассников.

30

6

 Жаркие пустыни

1

Сравнивать условия жизни живых существ в разных природных зонах, выявлять их приспособленность к ним.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Выбирать один из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население) и готовить сообщение для одноклассников.

31

7

 Обобщающий урок по теме:  Природные зоны России

1

Характеризовать природную зону родного края, готовить её презентацию, составлять плакаты природоохранного содержания.

Объяснять, что такое природное сообщество.

Характеризовать природные сообщества леса, луга, озера, болота (растительный и животный мир, условия жизни, связи между живыми существами, пищевые цепи).

Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать  взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей.

32

8

Природа гор

1

Характеризовать природные сообщества леса, луга, озера, болота (растительный и животный мир, условия жизни, связи между живыми существами, пищевые цепи).

Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать  взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей.

33

9

 Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.

1

Характеризовать природные сообщества леса, луга, озера, болота (растительный и животный мир, условия жизни, связи между живыми существами, пищевые цепи).

Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать  взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей.

34

10

 Болота, их значение для природы и человека

1

Моделировать  связи между живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных  для каждого природного сообщества).

Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

35

11

Жизнь луга

1

Моделировать  связи между живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных  для каждого природного сообщества).

Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

Тема 5. Важнейшие события в истории Отечества - 21ч.

36

1

Восточные славяне, их соседи

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

37

2

Образование Древнерусского государства

1

Работать с глобусом и картой: показывать и описывать территорию России, ее государственные границы, места исторических событий (важных сражений, битв, центров объединения), географическое положение городов Древней Руси, Московской Руси, Российской империи, современной России.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Ставить познавательные задачи перед чтением учебного текста, составлять план пересказа, обсуждать исторические события, государственных деятелей, оценивать их значение для государства, высказывать своё мнение подтверждая его фактами.

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

38

3

Крещение Руси

1

Рассказывать по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.

Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Извлекать из иллюстративного материала информацию, необходимую для описания (реконструкции) событий  в истории Отечества.

39

4

Как распалась Древняя Русь

1

Рассказывать по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.

Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская Федерация.

40

5

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

1

Рассказывать по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.

Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Извлекать из иллюстративного материала информацию, необходимую для описания (реконструкции) событий  в истории Отечества.

Обсуждать причины событий, происходивших в истории российского государства, рассуждать, высказывать своё  мнение о понятии «честь страны».

Работать с «лентой времени»: проставлять века, указывать с помощью условных знаков события отечественной истории, истории родного края., соотносить дату происходившего события с веком, устанавливать хронологическую последовательность исторических  событий.

41

6

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Выражать эмоциональное восприятие бед и побед, которые были в истории нашего государства, в жизни его жителей, отражать его в своих творческих работах.

42

7

Московское государство. Правление Ивана  III и Ивана Грозного

1

Сравнивать (соотносить) иллюстрации вида Москвы в разные времена истории России.

Готовить небольшие сообщения об одном из древних городов России на основе дополнительной  информации, подбирать к своему сообщению фото и видеоматериалы.

Обмениваться сведениями о родной  стране, полученными  из средств массовой информации.

Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации (в том числе по иллюстрациям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи).

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со свидетелями исторических событий, происходивших на территории родного края.

Объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

43

8

Обобщающий урок

по теме: Важнейшие события в истории Отечества

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

44

9

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых

1

Готовить небольшие сообщения об одном из древних городов России на основе дополнительной  информации, подбирать к своему сообщению фото и видеоматериалы.

Обмениваться сведениями о родной  стране, полученными  из средств массовой информации.

45

10

Пётр Великий. Российская империя

1

Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран.

Объяснять основные изображения  Государственного герба  России,  узнавать  его  среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Прослушивать и декламировать (петь) Гимн РФ.

Находить информацию (в том числе иллюстративную) о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную и справочную литературу.

46

11

 Развитие Российской империи. Правление Екатерины II.

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

47

12

 Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России.

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

48

13

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

49

14

Исторические события в России в начале XX века.

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

50

15

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 г. г.

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета)

об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

51

16

Великая Отечественная война

1

Обмениваться сведениями о родной  стране, полученными  из средств массовой информации.

Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации (в том числе по иллюстрациям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи).

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со свидетелями исторических событий, происходивших на территории родного края.

Объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

52

17

Великая Отечественная война

1

Обмениваться сведениями о родной  стране, полученными  из средств массовой информации.

Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации (в том числе по иллюстрациям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи).

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со свидетелями исторических событий, происходивших на территории родного края.

Объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

53

18

Советский Союз в послевоенные годы

1

Обмениваться сведениями о родной  стране, полученными  из средств массовой информации.

Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации (в том числе по иллюстрациям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи).

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

54

19

 Начало перестройки. Современная Россия

1

Обмениваться сведениями о родной  стране, полученными  из средств массовой информации.

Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации (в том числе по иллюстрациям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи).

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

55

20

Обобщающий урок по теме: Важнейшие события в истории Отечества

1

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства России (родного края).

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

56

21

 Яркие события из истории родного края

1

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства России (родного края).

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Тема 6. Материки, океаны, страны и народы Земли - 12ч.

57

1

Океаны Земли. Жизнь в море

1

Рассказывать о великих географических открытиях, называть имена великих путешественников мира, первооткрывателей неизвестных земель, исследователей природы материков, их коренных народов.

Работать с глобусом и картой: находить и показывать материки  и океаны  Земли, изученные страны мира, их столицы, прокладывать  маршруты великих путешественников.

58

2

Открытие материков Земли, их природа

1

Обсуждать и понимать, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологическими проблемами планетарного масштаба, сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества.

59

3

Открытие материков Земли, их природа

1

Характеризовать наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), растительный и животный мир континентов.

60

4

Растительный и животный мир

1

Готовить сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов (по выбору).

61

5

Растительный и животный мир

1

Готовить сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов (по выбору).

62

6

Коренное население   материков Земли

1

Сравнивать условия жизни коренных народов континентов.

63

7

Страны и народы мира

1

Находить дополнительную информацию о странах мира с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

64

8

Страны и народы мира

1

Находить дополнительную информацию о странах мира с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

65

9

Обобщающий урок

по теме: Материки, океаны, страны и народы Земли

1

Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках народов мира на основе учебника и дополнительной  информации), подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.

66

10

Страны СНГ - ближайшие соседи России

1

Участвовать  в проекте «Государства и народы мира», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками.

67

11

 Земля – планета жизни

1

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда за год.

68

12

 Итоговая работа

за курс нач. школы

1

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда за год.

Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

Для учителя

1. Поглазова О.Т. «Окружающий мир» 4 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014

2. Поглазова О.Т.. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс»  «Ассоциация ХХ1 век»,2014

3. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;

4. География. Планета Земля  http://www.rgo.ru

5. Азбука звездного неба  http://astro-azbuka.info/

Астрономия и космонавтика: сайт К. Арбузова  http://www.m31.spb.ru

6. Ноутбук

Для учащихся

1.Поглазова О.Т. «Окружающий мир» 4 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014

2.Поглазова О.Т. Тетради по окружающему миру №1 , №2 4 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014

3. Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия (www.nachalka.info/ru);

4.Естественнонаучный образовательный портал  http://www.en.edu.ru

5. Сайт "Космический мир"  http://www.cosmoworld.ru

6. Сайт "Планетные системы"  http://www.allplanets.ru

7. Сайт "Солнечная система"  http://www.galspace.spb.ru

Согласовано                                          Согласовано

на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

«___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

_____________(Н. Н.Кардашова)             ______________(Попутникова Н. С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру , учебник Поглазовой, 4 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...