Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Какой бывает транспорт?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Гладких Алена Игоревна

В разработке представлен конспект урока и презентация "Какой бывает транспорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по окружающему миру во 2 классе

учителя начальных классов Гладких А.И.

ГБОУ школы №181 Центрального района Санкт-Петербурга

тема: «Какой бывает транспорт?»

Цель: помочь учащимся обобщить имеющиеся знания о видах транспорта; составить схему «Виды транспорта»; познакомить с необычными видами транспорта.

Задачи:

Образовательные  — расширить и обогатить знания детей о видах транспорта,  о современных (необычных )  видах транспорта,

                                  —обогащать словарный запас.

Развивающие — развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные — воспитывать интерес к окружающему миру,

                               — формировать стремление к получению знаний,

                               — воспитывать уважение друг к другу в коллективе.

Основные понятия - Транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03. Современные виды транспорта.

Здоровьесберегающий аспект — работа по предупреждению заболеваний, сохранение здоровья.  Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена видов учебной деятельности, физминутки.

Технологии  - Игровая технология, личностно-ориентированное обучение, компьютерные технологии.

Тип урока — урок открытия новых знаний

Необходимое оборудование и используемые материалы  компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, учебник окружающий мир (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь.

Планируемые результаты

  • Предметные —  
  • Знания: узнают, на какие виды можно разделить транспорт.
  • Умения: научатся классифицировать транспортные средства, приводить примеры транспортных средств каждого вида.
  • Навыки: запомнят  номера телефонов экстренного вызова
  • Личностные — отношение обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам;

           - учащиеся усвоят знание норм поведения на уроке, желание и умение отвечать на вопросы, умение слушать учителя и                         одноклассников, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

         - формировать интерес к окружающему миру.

  • Метапредметные   способность ученика применить знания на практике и в жизни

УУД

  • Регулятивные — целеполагание — способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а также возможные ошибки, оценивать свои достижения на уроке.
  • Коммуникативные  умение работать в коллективе,   группе,  паре самостоятельно;  умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать решение, делать выводы, умение сотрудничать при выполнении и  проверке заданий.
  • Познавательные анализировать схемы и выделять основания для классификации; узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова; соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками; читать текст учебника, находить названные в нем машины; приводить примеры транспортных средств каждого вида.

Продукт изготовленный на уроке - схема «Виды транспорта» (коллективная).

Тип проекта – групповой, внутриклассный.

Классификация проекта -  информационный.

Продолжительность проекта – минипроект (в течении урока).

Технологическая карта урока

Этап урока, цель

Время

Краткое содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Организация класса

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельность

2

Настрой на урок стихотворение

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает поприветствовать гостей.

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные УУД: Поддержание интереса к уроку

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для ответа на вопросы

2

Актуализация знаний

Цель: Актуализировать работу  по определению темы урока

4

Презентация «От кареты до ракеты»

Создаёт эмоциональный настрой на уроке,

читает стихотворение  С.Михалкова «От кареты до ракеты» и параллельно показывает презентацию.

Слушают стихотворение, наблюдают на экране презентацию стихотворения «От кареты до ракеты»

Фронтальная

Регулятивные УУД: способность принять учебную задачу, поддержание интереса к уроку, способность начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для решения задач, поиск способов решения.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

3

Самоопределение к деятельности

Цель: согласовать цель и тему урока.

3

Определение темы урока. Составление вопросов к слову транспорт, ограничивание нескольких вопросов.

Задаёт вопросы. Уточняет понимание целей урока, создаёт эмоциональный настрой на урок

Отвечают на вопросы, задают вопросы, обсуждают качества необходимые для работы на уроке.

Фронтальная

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД:  умение ставить цель занятия.

4

Работа по теме урока

Цель: формировать понятие «Транспорт», составить схему «Виды транспорта»,  

2

   5

  1. Что такое транспорт?
  2. Работа в группах, составление схемы «Виды транспорта»

Организует обсуждение

 1.  Что такое транспорт? проводит параллель с ранее изученным. Побуждает к высказыванию своего мнения и поиску решения задачи. Корректирует выводы детей.

2. Организует работу в группах, помогает построить схему «Виды транспорта»

 Принимают участие в обсуждении первого вопроса, работают над заданием №2, участвуют в составлении коллективной схемы «Виды транспорта»

Фронтальная работа,

Групповая работа

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при решении задач, выбор эффективного способа решения, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные УУД: умение планировать последовательность выполнения действий,

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения,  умение сотрудничать с учителем и со сверстниками

5

Физминутка

Цель здоровье сбережение

1

Слайд №9

Физминутка под музыку

Показывает действия

Повторяют действия

Фронтальная

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в коллективе

Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный  настрой на уроке.

6

Продолжение работы по теме урока

Цель: формировать понятие о специальном транспорте, его особенностях, познакомить с необычным видом транспорта.

5

  3

   

   8

  1. Специальный транспорт (работа в группах),
  2. Рассказ учителя об особенностях спец.транспорта.
  3. Рассказ детей о необычных видах транспорта

 Организует работу в парах, выслушивает и корректирует ответы детей, знакомит с особенностями специального транспорта,

Ребята рассказывают о необычном транспорте

Выполняют работу в парах, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

 

Фронтальная

Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения,  осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий,  формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении  задания.

7

Рефлексия

Цель: Организовать рефлексию и оценку деятельности товарища.

4

4

  1. Загадки
  2. Дополни схему

Организует отгадывание загадок, организует работу со схемами.

Участвуют в игре, отгадывают  загадки, дополняют схему «Виды транспорта».

Индивидуальная работа, парная

Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, умение оценивать работу одноклассников и свою

Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция.

8

Подведение итогов урока

Цель: организовать самооценку собственной деятельности

3+1

Подведение итогов урока самооценка работы на уроке

Побуждает к высказыванию своего мнения

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

Фронтальная

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем и со сверстниками

Личностные результаты умение оценивать себя при помощи критерия успешности.

Ход урока

Название этапа урока

 Время

Содержание урока

Формирование УУД

Организация класса

2

Приветствие учеников и гостей урока. Настрой учащихся на урок.

- Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение:

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные УУД: Поддержание интереса к уроку

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для ответа на вопросы

Актуализация знаний

4

- О чем мы сегодня с вами будем говорить? Ответить на этот вопрос – поможет стихотворение Сергей Михалкова «От кареты до ракеты». Итак – внимательно прослушайте и ответьте на вопрос о чем это стихотворение? ( показ презентации)

(слайд 2) Люди ездили по свету, 

Усадив себя в карету. 

(слайд 3) Но пришел двадцатый век – 

Сел в машину человек. 

(слайд 4) Тут пошло такое дело! 

В городах затарахтело. 

Шум моторов, шорох шин – 

Мчатся тысячи машин. 

(слайд 5) В паровые тихоходы 

Забирались пешеходы. 

И могли они в пути 

На ходу легко сойти. 

(слайд 6) А теперь под стук колес 
Нас везет электровоз. 
Не успел двух слов сказать - 
Смотришь: надо вылезать! 
(слайд 7) Корабли такими были - 
Как игрушечные, плыли. 
(слайд 8) Плыли месяц, плыли год… 
Появился пароход! 
(слайд 9) А сегодня в океаны 
Выплывают великаны. 
Удивляет белый свет 
Быстрота морских ракет. 
(слайд 10)  Лишь одним ветрам послушный, 
Поднимался шар воздушный. 
Человек умел мечтать, 
Человек хотел летать! 
(слайд 11) Миновал за годом год… 
Появился самолет! 
В кресло сел, завтрак съел. 
Что такое? Прилетел! 
(слайд 12) Ну, а это, ну, а это - 
Кругосветная ракета! 
(слайд 13) От кареты до ракет! 
Это чудо или нет? 

Регулятивные УУД: способность принять учебную задачу, поддержание интереса к уроку, способность начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для решения задач, поиск способов решения.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

Самоопределение к деятельности

3

- О чем говорится в стихотворении С. Михалкова? ( о машинах, о кораблях, о самолетах, и ракетах) 

- Каким одним словом можно назвать все то, что вы сейчас перечислили: 
(транспорт) 
- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? (о транспорте) 
- Тема нашего урока так и называется: «Какой бывает транспорт?»  

- Можно задать очень много вопросов, таких как  Что такое транспорт? Какой бывает транспорт? Что относится к транспорту? Для чего нужен транспорт? Где бывает транспорт? Есть ли новые виды транспорта? Какие необычные виды транспорта? Сколько видов транспорта? Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт? И т.д. Конечно, на все вопросы мы в рамках урока ответить не можем, поэтому берём только три:

1. Что такое транспорт?

2. Какой бывает транспорт?

3. Какие необычные виды транспорта существуют?

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД:  умение ставить цель занятия.

Работа по теме урока.

1.Что такое транспорт?

2.Какой бывает транспорт? (работа в группах)

2

5

- Что такое транспорт? Как вы думаете?

Если мы не знаем ответа на вопрос, то к каким источникам мы можем обратиться?

Давайте заглянем в толковый словарь, посмотрим лексическое значение слова ТРАНСПОРТ …..

(1. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей или грузов. 2. Устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов. 3. Партия доставленных или предназначенных для перевозки грузов.   4.Перевозочные средства специального назначения.  5. Судно военного флота для перевозки грузов и людей.) (В бухгалтерии – это перенос суммы на другую страницу).

- Для чего служит транспорт?

- Мы подошли ко 2 вопросу: Какой бывает транспорт? Как вы думаете, какой может быть транспорт? На какие группы можно разделить этот транспорт?

-

В итоге получаем схему

- Все эти средства передвижения служат одной цели - перевозке. Что же они перевозят? (Людей и грузы).

- Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится на пассажирский, грузовой и специальный.

Транспорт               личный

                              общественный

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при решении задач, выбор эффективного способа решения, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные УУД: умение планировать последовательность выполнения действий,

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения,  умение сотрудничать с учителем и со сверстниками

ФИЗМИНУТКА

1

Под музыку выполняют движения

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в коллективе

Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный  настрой на уроке.

Продолжение работы по теме урока

3.Специальный транспорт (работа в паре)

4.Необычные виды транспорта

5

3

8

- Как вы думаете, почему этот вид транспорта назван « специальным» ?

- На этот вопрос нам поможет ответить учебник на с. 117. Прочитайте первый абзац и ответьте на вопрос.

( Слово « специальный» в переводе с латинского языка означает « особый». Эти машины вызывают, если требуется помощь.)
- Какие виды специального транспорта мы можем назвать? Как вызвать эти службы?

Пожарная машина – пожарные – 01 
Полицейская машина – полиция – 02 
Скорая помощь – врачи – 03 
Служба газа – газовщики -04 
Служба спасения 112

Специальные автомобили

К специальным автомобилям относятся: пожарные, милицейские, горноспасательные, «Скорая медицинская помощь» и некоторые другие. На крыше кузовов этих машин устанавливают синий мигающий фонарь-маячок.

При выполнении заданий (они называются оперативными) специальные машины могут нарушать Правила дорожного движения: ехать с повышенной скоростью, не подчиняться дорожным знакам, указаниям светофора при условии, что это не создает аварийных ситуаций.

Правила дорожного движения требуют от водителей и пешеходов при приближении транспортных средств со специальной окраской, с включенным маячком или звуковым сигналом уступать дорогу, а в некоторых случаях даже останавливаться, чтобы дать возможность проехать без препятствий.

И приостанавливаются пешеходы, притормаживают и прижимаются вправо или замирают у перекрестков автомобили. Когда речь идет о жизни и смерти человека, дорога каждая минута. Без особых прав специальным машинам при сегодняшней интенсивности движения будет трудно вовремя успеть к больному, на пожар, к месту аварии.

- А что обозначает третья схема в учебнике?

А сейчас мы перейдём к третьему вопросу  Необычные виды транспорта

  1.  (Слайд 18)Довольно популярной в Европе стала монорельсовая подвесная дорога, она создана в тех городах, где ощущается большое скопление людей. Так называемый второй этаж, который занимает подобный транспорт, делает жизнь людей проще и удобнее. Монорельс - это разновидность рельсового транспорта.  На обычной железной дороге используют два рельса, а монорельсовая дорога использует один рельс.  Монорельсовая система бывает опорная и подвесная.
  2. (Слайд 19) Фуникулёр  — транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе. Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности. Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца.
  3. (Слайд  20) Канатная дорога — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины, кресла, вагонетки) не касаются земли.
  4. (Слайд  21) Автобус – бегемот. Бегемотов можно найти в Торонто. Это гибридный автобус — лодка. Великолепный способ для путешествия по озеру Онтарио и улицам Торонто. Вам даже не придется менять транспорт, ведь бегемоты умеют и ездить,  и плавать. Однако будьте осторожны, если Вы решили сесть спереди, Вы можете остаться обрызганным.

Вот такой необычный вид транспорта существует в мире. Мы ответили на третий наш вопрос? (да)

- А сейчас я предлагаю вам поработать вместе со своими соседями по парте и выполнить задание на странице 73 в рабочей тетради.

Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения,  осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий,  формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении  задания.

Рефлексия

Игра

4

3

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадки.

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется ... (трамвай)

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой ...(велосипед)

Бежит при ветре споро

Без весел и мотора ... (парусник)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый ... (вертолет)

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Бежит .... (автомобиль)

Весь мир прочитал

Сообщенье в газетах,

Что Белка и Стрелка

Летали в ... (ракетах)

В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это ... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка ...

Кто такая? ... (электричка)

Создавать я начал флот.

Превратилась губка в ... (плот)

Молодцы! Вы мне назвали сейчас некоторые виды транспорта. Вспомните, пожалуйста, схемы, которые мы составляли, отвечая на вопрос «Какой бывает транспорт?» и исправьте ошибки.

Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, умение оценивать работу одноклассников и свою

Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция.

Подведение итогов

3

Какой же бывает транспорт?

Какое основное назначение транспорта?

Какой транспорт мы называем специальным?

Какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения?  

( каждый опасен по своему)

Как избежать опасных ситуаций связанных с транспортом? (правила поведения)

Домашнее задание:

с. 116-119, Т. с. 76-77

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем и со сверстниками

Личностные результаты умение оценивать себя при помощи критерия успешности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс «Какой бывает транспорт?» Учитель Гладких А. И. ГБОУ школа №181 Центрального района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Для чего служит транспорт? Транспорт служит для передвижения по земле, воде, воздуху и даже под землёй, для перевозки пассажиров и грузов.

Слайд 3

На какие группы можно разделить этот транспорт?

Слайд 4

Наземный Водный Воздушный Подземный Приведите свои примеры к каждой группе.

Слайд 5

Какие машины перевозят людей, а какие - грузы?

Слайд 6

А для чего служат эти машины? Это специальный транспорт . Эти машины вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. 01 02 03 Какие номера телефонов набирают, чтобы их вызвать?

Слайд 7

Транспорт Пассажирский Грузовой Специальный Приведи к этой схеме свои примеры.

Слайд 8

Транспорт Личный Общественный

Слайд 9

Транспорт Наземный, водный, воздушный, подземный. Пассажирский, грузовой, специальный. Личный, общественный.

Слайд 10

Необычные виды транспорта

Слайд 14

Транспорт Личный Общественный Пассажирский Грузовой Специальный Транспорт Транспорт Наземный Водный Воздушный Подземный

Слайд 15

Домашнее задание с. 116-119, Т. с. 75

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....