Урок по окружающему миру "Почва. Как образуется почва"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

В данном уроке дается понятие о способе образования почвы и её особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3a_tehnologicheskaya_karta_okr.mir_.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока:

 Учитель: Федореева Елена Александровна

 Класс: 3 А

 Дата проведения: 11.02.2015г

Тема урока: «Почва. Как образуется почва»

Место урока в теме : 41 урок        

Тип урока : изучение нового материала («открытие» нового знания)

Цель и ожидаемый результат (для учителя): 

понимание способа образования почвы и ее особенности

Цель и ожидаемый результат (для обучающихся):

 знать понятие «почва», из каких частей состоит почва

Задачи урока:

  1. Дать представление о почве.
  2.  Рассказать о процессе образования почвы.
  3. Анализировать результаты наблюдений, делать выводы.
  4. Формировать навыки принятия самостоятельных решений , выводов

Оборудование  к уроку: интерактивная доска ,электронный микроскоп, конверты с заданиями, чашки Петри, учебник, раб. тетрадь

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в учебную деятельность.

-Доброе утро, ребята!

-Ребята, что необычного сегодня на нашем уроке? (на экране СОЛНЫШКО)

-Улыбнитесь друг- другу, как улыбается это солнышко и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, а вы протяните свои ладони к детям. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла

(СЛАЙД)

-Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной:

-Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

Если будет трудно, я тебе помогу.

Сидят за партами, слушают учителя.

Поворачиваются друг к другу и произносят слова.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи

4.Открытие нового знания.

Физминутка.

Проверить знания по разделу «Тайны недр Земли».

Выбор темы

Постановка цели

и задач урока.

Познакомиться с новым материалом.

А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.

- Пока мы будем писать графический диктант, один человек ответит на вопросы по изученной теме. (Ученик работает на ИД: соединяет ответы с вопросами)

1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. (Гранит)

2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.

(Нефть).

 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. (Каменный уголь)

4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. (Железная руда)

 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. (Песок)

  6. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? (Торф)

  7. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? (Природный газ)

Б) «Графический диктант»( «да» +, «нет»-

-Правда ли, что

   1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);

2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);

3) гранит—  осадочная горная порода?(-);

4) базальт— магматическая горная порода, а каменный уголь — осадочная горная порода?(+);

5) в состав гранита входит три  минерала?(+);

6) торф образовался из раковин морских животных?(-);

7) нефть, каменный уголь, природный газ — это горючие полезные ископаемые? (+);

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов— алюминий, медь? (-);

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).

- Посмотрите, на доске правильный вариант ответов. (слайд 3)

(+ + - + + - + + - -)

- Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

- Посмотрите на работу одноклассника, работавшего у ИД, оцените

Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического использования человеком, можно начать изучение новой темы.

 Определение темы и целей урока.

-Отгадайте загадку: 

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.             (Земля)

- Земля! Какое это емкое слово! У слова  "земля" есть несколько значений. А какие это значения, будет выяснять у доски одна из групп: в интернете найти значение этого слова. Слайд  картинки на ИД.   ( Планета, суша, страна)

- А еще одна группа будет работать с Толковым словарем, искать значение слова «земля».

-  А все остальные работают с учебником. (узнают значение слова «земля»)

-Поверяем : смотрим на картинки, найденные первой группой, слушаем определение из словаря, и дополняем из интернета.

- Как из учебника узнать тему урока? (открыть оглавление учебника)

Первый вариант -открывает оглавление учебника, а второй - отгадывает ребус , что бы узнать тему урока.

- Прочитайте название нового раздела и первой темы в нем. (Почва. Как образуется почва.) (слайд 4)

- О какой земле будем говорить? (Почве)

-Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

Подумайте и скажите, можем сразу рассказать что такое почва? - Какую цель поставим? (учащиеся самостоятельно формулируют цель: узнать, что такое  почва и как она образуется)

Б) Самостоятельная аналитическая работа.

- Прочитайте первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? - Чем новым можете поделиться? (Высказывания учащихся.)

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» — уже знал; «+» — новое для меня; «-» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопрос.

В) Беседа.

Наш урок посвящен почве и её образованию.

(слайд 6) А как же образовалась почва? Основа образования почвы – горные породы Земли. Дно водоёмов, равнины, горы сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места. В трещины легко проникают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. В результате на камнях прорастают пучки трав, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через тысячу лет у подножия скал из остатков растений образуется почва. Это верхний плодородный слой земли толщиной до 2 см. На мягком вулканическом пепле этот процесс происходит быстро, всего за 50-60 лет. Животные принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её частицами.

(слайд 7) Вывод: образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется.  

- О!  Это особая тема! Почва – вечная кормилица. Не зря у русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок. Вот одна из них – «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком, если не о земле (почве) можно так ласково сказать!

 И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется …(почвой).

- Сформулируйте правильное определение. ( Почва— это самый верхний слой земли, на котором растут растения). (слайд 5 Плодородные(плод,родить

(слайд 8 ) Давайте вспомним прогулку в осенний лес.

Почву отнесем к живой или неживой природе?

Учебник с.32-33

Г) Работа в группах.

- На основе своих наблюдений докажите, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу?   (Учащиеся обсуждают в группах  вопрос и по одному высказыванию от группы)

Д) Рассказ учителя.

Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе.  Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества. В почве всегда присутствуют бактерии, грибы, мелкие животные, а это относится к живой природе. Кто берёт из почвы питательные вещества, мы знаем. А кто же их вновь пополняет? Ведь если запасы не пополнять, то почва быстро оскудеет. Животные почвы прокладывают в ней ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений, а бактерии, которые всегда живут в почве, превращают эти остатки в перегной.

Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями.  Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.

- Почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы.

Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом плодородный слой почвы- перегной, и вы постараетесь увидеть, есть ли там травинки, хвоинки, остатки растений и животных.

Работа с эл. микроскопом

 А что бы доказать, что в почве есть останки жив. организмов, проведем опыт- рассмотрим почву под  микроскопом .Почвы в которых мало перегноя имеют серый цвет и называются подзолистыми, а где много перегноя называют черноземом.

Состав почвы

- Как вы думаете, почему у представленных образцов почвы разные цвета? (можно напомнить о составе почвы) От чего это зависит?

Рассмотрите виды почв из коллекции и сравните.

- Действительно, на Земле существуют разные типы почв. В какой-то почве больше песка, где-то глины или почва содержит мало питательных веществ, много солей и т.д.

- Очень важно содержание в почве перегноя .Больше всего его в черноземах – почва темного цвета, меньше всего — в подзолах. ... Подзолистая почва напоминает цветом золу, она бедна питательными веществами и потому нуждается в систематическом удобрении.

 Слайд

Рассмотрите почвенную карту Самарской области

Слайд

Каких почв больше на территории нашей области?

Е) Работа парами « с соседом по плечу».

- Рассмотрите рисунок в учебнике.с.33

- Назови соседу животных, которых можно увидеть в почве. А он пусть расскажет тебе, каких из этих животных он видел в природе.

демонстрацией слайдов

-Работа по хрестоматии

Какую пользу приносит почве крот? С.89-90

Ребёнок делает

выбор

Ребёнок делает

выбор и объясняет его.

Индивидуальная работа на листочках

 если правильно –поднимают «ладошки»

Уч-ся отгадывают загадку, ребус

Ищут значение в Интернете

Ищут значение в Толковом словаре

узнают значение слова «земля» в хрестоматии

Уч-ся отгадывают ребус

Работа с учебником

 Дети читают самостоятельно первые четыре абзаца нового параграфа и высказываются. Их задача — выделить в тексте новые сведения.)

Работа в группах.

 Рассматривание почвы под микроскопом  

Наблюдают за опытом

анализируют,

доказывают,

делают вывод

Рассматривают и сравнивают  виды почв, анализируют,

доказывают,

делают вывод

Рассматривают и сравнивают  виды почв, анализируют,

Работа с учебником с. 32-33

Работа по хрестоматии

С.89-90

Создавать у учащихся положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Планирование учебного сотрудничества.

Управление поведением партнера .

Постановка вопросов

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

Умение полно и точно выражать свои мысли

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания.

Анализ объектов.

Сравнение объектов.

Классификация объектов.

5.Первичное закрепление

6.Обобщение и закрепление.

7.Рефлексия

Закрепление новых знаний.

Обобщить знания.

Самооценка.

Работа в группах. (Тренажёр к уроку) .

- Сейчас вы обсудите в группах выбор правильных ответов, выберите правильный, а потом мы проверим ваш выбор.

Каким образом животные принимают участие в образовании почвы?

Шаг1 .Что делают животные с землёй?

  1. Никакого отношения животные не имеют к образованию почвы .
  2. Рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений.
  3. Откладывают запасы пищи .

Шаг 2. Когда эти животные гибнут, то:

  1. Сами становятся частицами почвы.
  2. Их останки превращаются в горные породы .
  3. Их уносит потоками воды.

Почему кроты приносят пользу почве?

Шаг 1. Копая глубокие ходы, кроты:

  1. Прячутся от дневной жары.
  2. Закапывают запасы еды.
  3. Выбрасывают на поверхность землю .

Шаг 2. Чем ценна выброшенная земля?

  1. Она богата кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.
  2. В этой земле содержатся вредные насекомые.
  3. Она богата на алмазы.

Этап самостоятельной  работы сс взаимопроверкой.

Работа в ТПО.

- Откройте ТПО на странице 10. Рассмотрите рисунок слоёв земли. Обратите внимание на слой почвы. В нем на разной глубине находятся корни растений.

Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым – подземные воды, а желтым – слой горных пород.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом «по лицу», сделайте взаимопроверку.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

- Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)

Слайд «  СЛАЙД с вопросами

Блиц –опрос»

Работа в группах.

Слайд 

 В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

Что нового узнали сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва, и какие существуют цепи питания.

Дополнительно!!!

- Проверить полученные знания на уроке вы сможете с помощью теста.

Тест к уроку: «Почва»

Открываю отдельный тест

Б) Домашняя работа.

1. ТПО страница 11: Рассмотреть рисунок и написать, какую пользу приносят природе животные почвы.

2. Дифференцированное задание (по выбору).

А) Учебник стр.31-34-знать, уметь отвечать на вопросы после параграфа.

Б) В хрестоматии по теме урока приведены рассказы «Чудесный гастроном»  и «Какую пользу приносит почве крот?». Уметь рассказать новую информацию из текста.

-Назовите тему нашего урока.

-Чем занимались в ходе урока?

-Какие задачи решили?

-Мы ответили на все вопросы.

-У вас  у каждого на партах  ладошки. Если вам понравился урок и вы взяли из него для себя  много полезного - поднимите ладошки вверх.

А если вам было скучно и  вы не узнали ничего нового- опустите ладошки вниз.

-Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы.

Спасибо вам за урок!

Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух.

- Ответы детей.

-Предположения детей

Смотрят,

анализируют,

доказывают,

делают вывод.

Работа в группах.

Постановка вопросов

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Построение логической цепи рассуждения.

Установление причинно-следственных связей.

Доказательство.

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Знать понятие «почва», как образуется основные факторы

Уметь определять виды почвы

Понимать необходимость бережного отношения к почве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Открытый урок по окружающему миру на тему: "Почва"

На этом уроке ребята узнают состав и строение почвы, а так хе о ее свойствах. Узнают что означает термин "плодородие" путем проведения различных опытов....

Конспект урока по окружающему миру «Как образуется почва»

Дата: 01.03.Класс: 3-7Тема:  «Как образуется почва»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные:-  повторение материала о горных пародах;- фор...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема:  «Почва и ее состав»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

На урока изучается образование, состав, свойства, охрана почвы....

Разработка урока по окружающему миру "Что такое почва".Школа России.3 класс.

Разработка урока "Что такое почва" 3 класс "Школа России"....