"Мы верим в волшебную зимнюю сказку"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Прохорова Дарья Александровна

конспект урока по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_zima.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Времена года. Зима.

Имя:  «Мы верим в волшебную зимнюю сказку».

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Форма урока: урок - практикум

Цель: формирование у учащихся новых знаний о признаках зимы, зимних явлениях.

Задачи:

Обучающие:

1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.

2. Научить определять признаки зимы через наблюдение и проведение опытов.

3. Проверить умение обобщать полученную информацию.

Развивающие:

  1. Формировать умения детей в сфере самостоятельной  познавательной деятельности, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
  2. Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
  3. Развивать умение работать в группе.
  4. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Методы и приёмы: диалогические,  наглядные, практические, анализ, обобщение.

 Оборудование:

  • Средства ИКТ: Экран; проектор;  презентация; компьютер.
  • Демонстрационный материал: снежинка, карточки с признаками зимы, загадки в форме конфет, дед мороз
  • Раздаточный материал: веточки ели и сосны, снежинки из кальки

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 

 На доске  Имя урока:  «Волшебница – зима». (закрыто)

Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

 Подтянитесь, улыбнитесь

 И тихонечко садитесь.

- Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна.

 Я улыбнулась вам,  а вы улыбнулись мне и друг другу.  Я вижу, что у вас у всех хорошее настроение и уверена, что в конце урока ваши лица будут такими же радостными как сейчас. Начнём наш урок окружающего мира.

– А что мы должны совершать на каждом уроке?

 (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?

 (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)    

  – Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок ?

 (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш  урок ?

 

( Раздается стук.)

-Ребята, вы не знаете, кто стучит?

 (Появление  Деда Мороза Загадки в мешке в форме конфеты ).

- К нам в гости сегодня пожаловал Дед Мороз. У него в мешке что-то есть. Это конфета. Да тут для вас загадка.

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

-Дети, к которым подходит учитель, поочерёдно вынимают загадки, учитель их читает.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий: (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки)

- С каким словом, связаны все отгаданные вами слова? /Клик /

Зимняя картинка

- Они связаны со словом "зима".

Работа  с иллюстрацией  1  3     

 –  Посмотрите на иллюстрацию. Какое время года изображено на рисунке?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

– По каким признакам вы узнали?

(Ответы детей) Клик слайд 3

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

7) выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

5) предлагаем помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2) мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

3) принятие образа «хорошего ученика».

ΙΙ. Совместное открытие знаний

 

 Послушайте отрывок из песенки и догадайтесь, о каких конях говорится в нём.

Слайд № 4,5 музыка песня три белых коня

(ответы детей)

- Конечно же это зима и зимние месяцы.

Зимой холодно, поэтому нам надо согреться, для я попрошу вас встать.

Физкультминутка.

На дворе у нас мороз.           Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                                    топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,      Дети поднимают руки над головой и делают 
Как на сказочной картинке.              хватательные движения, словно
Будем их ловить руками                              ловят снежинки.
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   Ходьба на месте с высоким
Поднимаем выше ноги.                         подниманием колен.
Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                     Дети садятся на свои места.

- Какая погода бывает зимой?

          1) становится холоднее;

          2) небо чаще покрыто облаками;

          3) осадки выпадают в виде снега;

          4) дни становятся короче, а ночи – длиннее.

Что нам помогает узнать, какая температура воздуха? Конечно же это термометр. Термометр применяется для измерения температуры воздуха, она записывается латинской буквой t.(макет) Он разделен на 2 половины нулем. То, что выше – это теплая температура она со знаком «+», а если ниже – то холодная, она со знаком «-».

Перед вами макет термометра. Возьмите в руки красный карандаш и обведите летнюю температуру. А теперь синим карандашом обведите зимнюю температуру.

А какое время года наступает, когда бывает температура ниже нуля? – зима.

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Становится холодно.)

– Снег – что это такое? (Замёрзшая вода.)

 – Как образуются снежинки? (при холодной температуре застывают  капельки воды )

- Ребята, вы видели одинаковые снежинки? Почему? Так как не бывает одинаковых снежинок. Каждая снежинка имеет шесть концов.  Слайд 8

Снежинки настолько красивые, что хочется и нам окунуться в волшебство зимы и повторить их форму. Я приготовила для вас сюрприз – вырезала снежинки. Посмотрите, какая снежинка получилась у меня. (демонстрирую свою снежинку. Куда деть?).

Я хочу поделиться с вами частичкой зимней радости, но для этого я попрошу вас встать и заглянуть под крышку парты. Что вы там увидели? (конверт). Там и спряталась именно ваша снежинка, разверните ее, посмотрите какая она. Вам она понравилась? Улыбнитесь друг другу и поделитесь своей радостью, подарив  свою снежинку соседу. Работа в парах.   4

 - А как вы думаете, куда могут приземлиться снежинки в лесу? (на деревья)

– Обратите внимание, что большинство деревьев стоит с обнажёнными ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

– Но не все деревья сбрасывают листья.

-А вы знаете, какие деревья листья не сбрасывают? (хвойные, ель, сосна)

 - Ветки каких деревьев перед вами?

Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, учащиеся рассматривают веточку у себя на партах.

– Как отличить сосну от ели?

– Рассмотрите строение иголочек. (Иголки покрыты восковым налётом, и поэтому им не страшен мороз.) (Клик)

Перед вами веточки сосны и ели с шишками. Посмотрите, какие они разные.

А ведь мы не просто так о них заговорили. Ведь ёлочка является символом зимнего праздника. А вы не скажете, какого именно праздника?

-Правильно, Нового года. Это ещё одно чудо, которое подарила нам зима.  Почему Новый год мы называем чудесным праздником? (ответы детей о новогодних чудесах).

-Давайте представим, что мы заранее оказались на прекрасном новогоднем представлении. Встанем и с удовольствием отдохнём.

Физкультминутка.

Белые елочки
(«Новогодний хоровод»,     ел. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве)
Белые — белые,                      (Руки подняли вверх, потянулись.)
В декабре - в декабре.(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)
Елочки — елочки                (Руки подняли вверх, потянулись.)
Во дворе — во дворе.        (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.)
Кружится — кружится
И поет — и поет                     (Кружимся на месте.)
Праздничный — праздничный
Хоровод — хоровод.              (Хлопки в ладоши.)
Скользкие — скользкие
В декабре — в декабре           (Поднимание коленей до уровня груди.)
Горочки, горочки

Во дворе, во дворе                    (приседания)

Кружится — кружится
И поет — и поет                         (Кружимся на месте.)
Праздничный — праздничный
Хоровод — хоровод.                 (Хлопки в ладоши.)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания

 Ребята, давайте вернёмся к имени нашего урока. Вы поняли, почему мы верим в волшебную сказку? Сейчас я это проверю . Перед вами рисунки.  (Зимние картинки у каждого ученика).Вы их внимательно рассмотрите и продолжите фразу…

-Зимнее волшебство – это…..

Спасибо за ответы. Это волшебное чудо вы дома раскрасите и подарите своим мамам, которые тоже творят чудеса для вас.

ΙV. Итог урока

Что вы узнали нового на уроке?   2

Что повторили из того, что вы уже знали?

– Поверили ли в то, что зима – это волшебная сказка?

– Кто или что вам помогало работать на уроке?

А дружба помогла?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение.

Подарки детям.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану),

6) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

.

Источники информации:

  1. « Я и мир вокруг», 1 класс –  А.А. Вахрушев: Методические рекомендации для учителя – М:Баласс 2011.
  2. Учебник «Окружающий мир», 1 класс - А.А. Вахрушев – М: Баласс 2011.
  3. А.А. Вахрушев: Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) – М:Баласс 2012.

      4.Официальный сайт ОС «Школа 2100».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Зимняя сказка"

Сценарий театрализованного представления на тему " Сохраним елочку!"...

Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)

Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать  имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...

Электронная книжка стихов-загадок о зимних видах спорта "Олимпийская зимняя сказка"

В 15-ти стихотворных загадках даются краткие характеристики и некоторые интересные моменты из олимпийских зимних видов спорта. Предполагается, что в конце каждой загадки ребенок-слушатель, сообразно р...

Конспект урока "Волшебное зимнее чудо."

Конспект для внеурочной деятельности по лепке для 3 класса...

Сценарий театрализованной сказки "Зимняя сказка"

Сценарий театрализованной сказки "Зимняя сказка"...

Цветные образы природы: зимняя сказка.(арт-терапевтический приём «Волшебная палочка»).

гармони                           Занятие направлено на гармонизацию эмоциональной сферы, профилактику невротических состояний, эмоцион...