Главные вкладки

    Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»
    план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

    Митенко Ольга Вячеславовна

    Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rastitelnyy_mir.doc525.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кубановедение 3 кл

    Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

    Цель: закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность.

    Ход урока

    I . Организация начала урока

    Долгожданный дан звонок.

    Начинается урок.

    Ум и сердце в работу вложи,

    каждой секундой в труде дорожи.

    II .Проверка домашнего задания

    -Что такое почва?

    -Заполните схему о составе почвы.

    III. Работа по теме урока

    1. Расширение знаний учащихся о растениях переселенцах.

    Прежде, чем мы с вами будем закреплять свои знания о растениях , я хочу рассказать вам о растениях переселенцах, которые произрастают у нас на Кубани.

    Ребята, вы знаете, что многие растения пришли к нам из различных «заморских стран»?

    - Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свёкла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий.

    К А Р Т О Ф Е Л Ь

     Родина картофеля – Южная Америка. Слух о чудесных клубнях, «земляных яблоках», разнёсся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сырыми или ещё хуже – пробовали есть ядовитые зелёные плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это растение.
    В Россию картофель был завезён при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держались в народе, что сажать «чёртовы яблоки» наотрез отказались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.
    Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.

    П О М И Д О Р

                Помидор – популярнейший овощ. Родина предков обыкновенных томатов – Южная Америка. 
    В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты стали распространяться в более северные районы России.
    В настоящее время известно несколько сот сортов помидоров. После картофеля помидоры – самая распространённая культура. В России их выращивают в открытом и защищённом грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

    С В Ё К Л А

                Свёкла – древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почётом.
    Это двулетнее растение с толстым мясистым корнем. 14-15 веке свёклу завезли в Россию. Из красной свёклы варят борщ, винегрет. Из сахарной свёклы получают сахар.

    П О Д С О Л Н Е Ч Н И К

                Соцветие подсолнечника очень похоже на маленькое солнце, а жёлтые язычковые цветки – на солнечные лучи. Родина подсолнечника – юг Северной Америки.
    В Россию попал в 1703 году и был украшением садов. Лишь в 1829 году крестьянин Бокарёв смастерил пресс и стал выжимать из семян масло. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарине, мыла и масляных красок.

    П Е Т Р У Ш К А

                Петрушка – наиболее распространённое огородное растение со специфическим ароматом зелени и корней.
    Родина петрушки – Средиземноморье. Свежая сухая зелень – обязательный компонент салатов и заливных рыб, овощных маринадов и горячих мясных супов. Петрушка украшает наш стол. Она не только ароматизирует пищу, но самое главное – витаминизирует её.

     Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный- ботаник Николай Иванович Вавилов. Он очень много путешествовал и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, которой и сейчас гордятся учёные нашей страны (показать портрет  Н. И. Вавилова).

     Физкультминутка 

    Потрудились - отдохнём,
    Встанем, глубоко вздохнём.
    Руки в стороны, вперёд,
    Влево, вправо поворот.
    Три наклона, прямо встать.
    Руки вниз и вверх поднять.
    Руки плавно опустили,
    Всем улыбки подарили.

    IV. Закрепление изученного

    1. - Распределите растения по природным сообществам. Впишите в каждое сообщество только номера растений

    Растения  леса:              Растения  степи:

    ………………………              ………………………….

    1 – лютик, 2 – орешник,  3 – граб,

    4 – кизил,  5 – пырей ползучий,

    6 – полынь, 7 – дуб,   8 –  зверобой,

    9 – пастушья сумка, 10 - тисс

    2. Расставьте  буквы в правильном порядке и получите название растений пресного водоёма

    Растения пресного водоёма:

    шинкакув –

    розго – ………………

    мышка –  …………….

     листстрело – ……………….

     кряас -  ………….

    1. Соедините стрелочками окончание высказывания:

    Поле – это….                        « дом» дикорастущих

                                                                растений        

    Луг – это …                                « дом» культурных

                                                               растений      

    4.В кресс-кроссе найди название растений поля

      с

     я

     ч

     м

     е

     н

     ь

     ь

      в

     ь

     щ

     э

     г

     щ

     ъ

     э

      ё

     щ

     ъ

     ь

     о

      ь

     э

     ь

       к

     у

     к

     у

     р

      у

      з

    а

      л

     ь

     щ

     ь

     о

     щ

    ь

    ш

       а

     ъ

     ь

     э

     х

      р

     и

     с

        п

     ш

     е

     н

     и

      ц

     а

    ь

    5. Отгадайте загадки о лекарственных растениях:

    1. Он стоял на  гибкой ножке.

    В круглой шапке у дорожки.

    Ветерок чуть набежал –

    И развеял  шапку – шар. ( одуванчик)

    1. Однолетнее травянистое растение высотой до 60см, в дикорастущем виде  произрастает на лугах, обочинах дорог, у жилья, в огородах. Цветок с белыми лепестками и жёлтой серединкой. Широко применяется в медицине. А ещё этот цветок используют для гадания. Отрывая лепестки по порядку говорят: «- Любит! Не любит!»

     ( ромашка)

    3)« Зелёным бинтом»  называют это растение. Которое растёт по дороге. Если ты натёр ногу в пути – приложи листик и боль утихнет.

    ( подорожник)

    4)Этот куст цветением напоминает розу, а его плоды – продолговатые красные шарики богатые витаминами.   В своём названии имеет правило: слог ши пиши с и

                                                                                                       ( шиповник)

    V .Итог урока

    - С какими растениями-переселенцами познакомились и где их родина?
    - Что особенно запомнилось?


    VI .Домашнее задание

    Стр. 18-19 , подготовить рассказ о растениях, изображенных на  иллюстрациях.

    Слайды

    2-3

    Слайды

    4-5

    Слайд 6

    Слайды

    7-8

    Слайд 9


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

    Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

    Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 1

    Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, воспитать бережное отношение к природе....

    Конспект урока по кубановедению 3 класс "Промыслы и ремесла на Кубани"

    1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....

    Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

    Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

    Конспект урока по кубановедению 3 класс "Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора."

    ·         Познакомить учащихся со строением грибов.·         Учить различать съедобные и несъедобные грибы.·...

    Конспект урока по кубановедению 3 класс "Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных"

    Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать у дете...

    Открытый урок по кубановедению 3 класс "Нет в мире краше Родины нашей"

    Урок содержит материал о многонациональности Кубани, столице края, гимне, гербе....