Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_4_klass_2016-17.docx92.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 А класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"  от  06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными  приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
  • письма МОиН РТ от 3 марта 2016 года №1815/16 «О направлении рекомендаций по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»
  • Примерной образовательной программы  по окружающему миру А.А.Плешакова , М.Ю. Новицкой, созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ// М.:      «Просвещение» 2011г
  • Основной образовательной программы НОО и ООО МБОУ «СОШ №28 » НМР РТ;
  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 28 » НМР РТ на 2016-17 учебный год;
  • Положения о рабочей программе  МБОУ «СОШ № 28» НМР РТ.

Учебный план  школы составлен на основе БУП варианта № 3 стандарта — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

Программа по окружающему миру соответствует ФГОС  и выполняется в полном объёме.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе рассчитана на 68 часов-34 учебные недели по 2 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, а основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ,наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладеие способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирвание умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии с  целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания ,в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7.Овладения логическими действия сравнения, анализа. Синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Овладеие базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

9.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила безопасной жизни

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой.

Содержание предмета «Окружающий мир» для 4-го класса включает следующие разделы:

Содержание разделов

Кол-во часов

1.

«Мы – граждане единого Отечества»

Общество - это мы! Необходимость объединения людей и общества. Российский народ как содружество граждан, связанных едиными целями и интересами.Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Права ребёнка гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства России, как независимой демократической республики и Конституция страны. Устройство государственной границы. Родные языки и творчество народов России. Диалог культур народов России.

11 ч.

2

  • «По родным просторам»
  • Физическая карта России Формы земной поверхности: равнины, горы. Низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Полезные ископаемые России и их роль в хозяйстве страны. Реки  и озёра России, их значение в жизни людей. Моря, омывающие берега России. Природные зоны России. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах. Растения и животные из красной книги. Заповедники и национальные парки.

21ч

3

«Путешествие по Реке времени»

  • В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами в изучении прошлого. «Повесть временных лет – древнерусская летопись». Древние торговые пути, их значение в  объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Мудрый выбор. Важнейшие деяния Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и  государственности. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения  Московского княжества. События Смутного времени в жизни страны. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX в. Развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.

28ч

4

«Мы строим будущее России»

Современная Россия. Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

8 ч.

Итого

68 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Виды учебной деятельности

обучающихся

Кол-во часов

Мы — граждане единого Отечества  10+1ч резерв

11

1

Общество — это мы!

Систематизировать имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное.   Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник».

1

2

Российский народ.

Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат.

1

3

Конституция России

Различать права и обязанности гражданина России; приводить примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее Конституцией; устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.

1

4

Права ребёнка.

Устанавливать   соответствие  внутреннего  смысла статей  о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка  по  мере его  взросления;  приводить   примеры,  подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации  прав ребёнка ООН.

1

5

Государственное устройство России.

Устанавливать связь особенностей гос. устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента.

1

6

Российский союз равных.

Характеризовать особенности субъектов РФ; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать её положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага

1

7

Государственная граница России.

По карте определять, с какими государствами  Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны

1

8

Путешествие за границу России.

Использовать источники дополнительной информации, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья .По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

1

9

Сокровища России и их хранители.

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.  Моделировать  игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков.

1

10

Творческий союз.

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения.

1

11

Проект «Выдающиеся люди Татарстана».

 «Альбом путешествий»

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.

1

По родным просторам18 +3резерв

21

12

Карта — наш экскурсовод.

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира,   объяснять разницу.Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране.Находить  на физической  карте  России  природные объекты.

1

13

По равнинам и горам.

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте.Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг.

1

14

В поисках подземных кладовых.

Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых,  описывать  их по приведённому  в учебнике  плану, извлекать    информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя.

1

15

Подземные кладовые Земли. *

16

Наши реки.

Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться  показывать реки на картеХарактеризовать  крупнейшие  и  наиболее  известные реки России.

1

17

Реки нашего края. *

18

Озёра — краса Земли.

Раскрывать значение озёр в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Анализировать  таблицу «Глубина озёр  России»,  сравнивать озёра  по  глубине,  перечислять   их  в  порядке  увеличения (уменьшения) глубины.

1

19

По морским просторам.

Различать озёра и моря по существенному признаку (море — часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Чёрное моря

1

20

С севера на юг.

Работая  в паре, сравнивать   карту природных зон  России  и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны   России, рассказывать о них по карте. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности

1

21

В ледяной пустыне.

Работая в паре, знакомиться с животным миром зоны арктических пустынь.  Выявлять  признаки приспособленности  животных  к условиям  жизни.  Читать  и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зелёные страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания. Находить на карте природных зон  России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте

1

22

В холодной тундре.

Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Выявлять  признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать   природу тундры  и  зоны  арктических  пустынь. Объяснять сходство и различия.

1

23

Среди лесов.

Экологические связи в лесных сообществах

Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто-кто в теремочке живёт?» из книги «Великан на поляне», формулировать оответствующие правила экологической этики.

1

24

В широкой степи.

Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей   и её экологические последствия

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать её на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться  по гер-барным  образцам  с растениями  степей,  выявлять   признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

1

25

В жаркой пустыне.

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь   и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне.

1

26

У тёплого моря.

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать  зависимость  природных условий  на  Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гер-барыым  образцам  с  растениями   Черноморского  побережья Кавказа. Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь.

1

27

Мы — дети родной земли.

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать,  как отражается ландшафт,  растительный  и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений

1

28

В содружестве с природой.

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества  и дополнительных источников информации.  Различать особенности бытового уклада, основных занятий  и  обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

1

29

Как сберечь природу России.

Проект:  Экологические проблемы и охрана природы Нижнекамска.

Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради.  Готовить  сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края  и способах их решения,  оценивать своё реальное (или    возможное) участие в природоохранной деятельности

1

30

Контрольная работа

Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказы из книг «Великан на поляне» и «Зелёные страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать своё реальное (или возможное) участие в этой деятельности

1

1

31

Работа над ошибками.

По страницам Красной книги.

32

По заповедникам и национальным паркам.

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его.Коллективнообсуждатьсообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.Рассказыватьо заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны

1

Путешествие по Реке времени   23+5 резерв  

28

33

В путь по Реке времени.

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать  в них поэтический  вымысел  и реальную историческую основу. Характеризовать  народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия  истории.  Обозначать  на схеме  «Река  времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания

1

34

Путешествуем с археологами.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать  их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке

1

35

В путь по страницам летописи

Показывать  на исторической  карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи.

1

36

 Истоки Древней Руси.

Показывать на карте древние торговые пути; рассказыватьо берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси;

1

37

Мудрый выбор.

Составлять  схему родственных отношений  княгини  Ольги, князей  Владимира Святого и Ярослава  Мудрого;  объяснять значение преемственности  в их государственных поступках; обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать  последствия для истории  и культуры России  выбора князя  Владимира. Узнавать  архитектурный облик соборов  Святой  Софии  в  Константинополе,  Киеве,

1

38

Наследница Киевской Руси.

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира

1

39

Москва — преемница Владимира.

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности

1

40

Начало Московского царства.

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана IIIи царя Ивана Грозного

1

41

Подвижники Руси и землепроходцы.

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников

1

42

На пути к единству.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие  качества,  проявляющиеся  в  конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина

1

43

Проверочная работа

44

Начало Российской империи.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества

1

45

Проект: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Подготовительная работа.

обсуждать социальнуюХарактеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; значимость названных понятий

2

46

Проект: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Защита. *

47

Отечественная война 1812 года.

Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1S12 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения

1

48

Великий путь.

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками

1

49

Золотой век театра и музыки.

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени».

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

1

50

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

51

В поисках справедливости.

Характеризоватьпереустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае;  приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию

1

52

Век бед и побед.

Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своём крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию)

1

53

«Вставай, страна огромная!»

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи — ветеранах Великой Отечественной войны

1

54

Трудовой фронт России.

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны

1

55

«Нет в России семьи такой...»

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени

1

56

Семейная история. *

57

После Великой войны.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи

1

58

Достижения 1950—1970-х гг.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

1

59

Обобщение изученного материала.Урок- КВН

Обобщить изученный материал

60

Проверочная работа

Контроль и учёт знаний

Мы строим будущее России5+3резерв

8

61

Современная Россия.

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80—90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае (городе, селе)

1

62

«Хороша честь, когда есть, что есть».

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своём крае  (городе,  селе),  благотворного  воздействия  культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей (по выбору)

1

63

Умная сила России.

Обсуждать  значение  понятия  «социальная  ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём  крае; характеризовать  положительный опыт сотрудничества   промышленности   и   науки   для   улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий  и горожан;  приводить  примеры такого сотрудничества,  в том числе в своём крае (городе, селе); моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору)

1

64

Светлая душа России.

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае (городе, селе); составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору)

2

65

Проект: Современные традиции моего края»

66

Контрольная работа.

Знакомство с традициями своего города, его культурной жизнью, праздниками.  Знакомство с положительным опытом сотрудничества   промышленности   и   науки   для   улучшения условий жизни.

1

67

Работа над ошибками.

Начни с себя!

1

68

Урок- игра.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России

1

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема,раздел

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Мы — граждане единого Отечества  10+1ч резерв

11

1

Общество — это мы!

1

2

Российский народ.

1

3

Конституция России

1

4

Права ребёнка.

1

5

Государственное устройство России.

1

6

Российский союз равных.

1

7

Государственная граница России.

1

8

Путешествие за границу России.

1

9

Сокровища России и их хранители.

1

10

Творческий союз.

1

11

Проект «Выдающиеся люди Татарстана».

«Альбом путешествий»

1

По родным просторам18 +3резерв

21

12

Карта — наш экскурсовод.

1

13

По равнинам и горам.

1

14

В поисках подземных кладовых.

1

15

Подземные кладовые Земли. *

1

16

Наши реки.

1

1

17

Реки нашего края. *

18

Озёра — краса Земли.

1

19

По морским просторам.

1

20

С севера на юг.

1

21

В ледяной пустыне.

1

22

В холодной тундре.

1

23

Среди лесов.

Экологические связи в лесных сообществах

1

24

В широкой степи.

Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей   и её экологические последствия

1

25

В жаркой пустыне.

1

26

У тёплого моря.

1

27

Мы — дети родной земли

1

28

В содружестве с природой.

1

29

Как сберечь природу России.

Проект:  Экологические проблемы и охрана природы Нижнекамска.

1

30

Контрольная работа

1

31

По страницам Красной книги Татарстана.

1

32

По заповедникам и национальным паркам.

1

Путешествие по Реке времени   23+5 резерв  

28

33

В путь по Реке времени.

1

34

Путешествуем с археологами.

1

35

В путь по страницам летописи

1

36

 Истоки Древней Руси.

1

37

Мудрый выбор.

1

38

Наследница Киевской Руси.

1

39

Москва — преемница Владимира.

1

40

Начало Московского царства.

1

41

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

42

На пути к единству.

1

43

Проверочная работа

1

44

Начало Российской империи.

1

45

Проект: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Подготовительная работа.

1

46

Проект: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Защита. *

1

47

Отечественная война 1812 года.

1

48

Великий путь.

1

49

Золотой век театра и музыки

1

50

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

51

В поисках справедливости.

1

52

Век бед и побед.

1

53

«Вставай, страна огромная!»

1

54

Трудовой фронт России.

1

55

«Нет в России семьи такой...»

1

56

Семейная история. *

1

57

После Великой войны.

1

58

Достижения 1950—1970-х гг.

1

59

Обобщение изученного материала.Урок- КВН

1

60

Проверочная работа

1

Мы строим будущее России  5+3 резерв

8

61

Современная Россия.

1

62

«Хороша честь, когда есть, что есть».

1

63

Умная сила России.

1

64

Светлая душа России

1

65

Проект: Современные традиции моего края»

1

66

Контрольная работа

1

67

68

Работа над ошибками.

Начни с себя.

1

Урок-игра

1

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...