Урок окружающего мира «Когда появилась одежда?» 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Яруллина Гузель Фаилевна

 Урок окружающего мира по теме «Когда появилась одежда?» для учеников 1 класса ( "Школа России")
Цель урока: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).
Тип урока - освоение новых знаний, по форме организации взаимодействия- это урок – практикум.
Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и составлен в соответствии с ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

«Когда появилась одежда?»                                      

Подготовили  учителя начальных классов:

 Яруллина Г.Ф.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема

Когда появилась одежда?

Цели

Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).

Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать внимательное отношение к своей одежде,  культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные).

Основные понятия

Деловая, спортивная, рабочая, домашняя одежда.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 20, 21  

- презентация «Когда появилась одежда?»

-- фотографии  разных  видов современной одежды

- женский русский национальный костюм

-татарский национальный костюм

- ткань в форме прямоугольника для исследовательской деятельности

- микроскопы, лупы, шерсть

- образцы тканей, клей

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Организацион

ный момент

 

-Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем. Посмотрите на гостей, друг на друга и подарите улыбки, пожелайте удачи.

 

-Посмотрите, пожалуйста, на доску

.Прочитайте пословицу «Встречают по одежке - провожают по уму». Как вы понимаете это выражение?

 

 Давайте возьмем эту пословицу девизом нашего урока и будем стремиться к знаниям, чтобы с нами было приятно общаться

Обучающиеся поворачиваются к гостям и  улыбаются, затем желают удачи друг другу. 

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Ответы детей (при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям 

Актуализация знаний

 

1)- С каким разделом учебника мы начали работать на прошлых уроках?

- На какие вопросы мы получили ответы?

Когда учиться интересно?

-Когда наступит лето?

-Когда наступит суббота?

Когда появились динозавры?

Когда появился велосипед?

Когда станем взрослыми?

2) - Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах?

(Учитель вывешивает на доску слово «когда», которое является ключевым для дальнейшей работы). «Посмотрите на экран. Что вы видите? « Как назвать это одним словом?»
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом – ОДЕЖДА
«Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока»
 

- Откройте учебник на с. 20 и прочитайте тему урока.

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

- Какие цели вы бы поставили перед собой?

- Что вы должны узнать?

-Чему научиться?

- встречались)

 

Дети отвечают. На слайде появляются вопросы с иллюстрациями. Заслушиваются ответы на вопрос не одного ученика, а нескольких.

Встречается слово «КОГДА»

 (на экране: шуба, платье, рубашка, шарф, шапка)

Тема урока «Когда появилась одежда?»

Дети еще раз называют тему урока и формулируют цели урока: Узнаем….Мы научимся…..

 

Изучение нового материала

 

1)-Ребята, скажите, а любите ли вы путешествовать? 

- Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени.

«Всем приготовиться!!!

Тишина!!!

К запуску машины приготовиться!!!!

Пристегнуть ремни!!!!

Включить контакты!!!

Завести моторы!!!

5  4 3 2 1 пуск

Уууууу….»

_Ребята , посмотрите, пожалуйста на слайд. Куда мы  свами попали?

Итак, мы оказались в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее.. Итак, на смену динозаврам пришел человек!

-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет?

-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить, а может одежду еще не придумали

- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья .И первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя

Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну  тканей!

2. Исследовательская работа.

Практическая работа 1.

-Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью нашего помощника микроскопа.

-Какой секрет у всех тканей? ( все нити у тканей крепко держатся друг за друга)

-Кто же их переплел?(ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Практическая работа 2.

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить!

– Итак, Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли. Рассмотрите изображение человека в сандалиях и голубом наряде. Такую одежду носили в Древней Греции. Называлась она – туника. Её ещё не шили

Что потом происходило с одеждой?

- Почему одежда стала изменяться?

Ребята выполняют задания ( физминутка)

-Есть приготовиться!

-Есть пристегнуть ремни!

-Есть включить контакты!!!

Есть завести моторы!

Ответы детей. 

Еще не придумали одежду, не было тканей..

Ответы детей.

Работа в парах. Дети рассматривают с помощью микроскопов и луп кусочки тканей. Оценивание работы в парах с помощью «цветков».

Ребята работают с шерстью и скручивают из них нити.

Оценивание работы в парах с помощью «цветков». Желтый –всё получилось, оранжевый – встречались трудности, красный- ничего не получилось, было много ошибок.

Первичное осмысление и закрепление

 

1.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

- А в чём же ходили люди на Руси?

- Наши дети делали проекты и сейчас они нам расскажут о русском национальном костюме мужчин и женщин.

 Физкультминутка. 

Игра « Подвигай той частью тела, на что одевается эта одежда?

Кокошник, сарафан, лапти, рукавицы, калфак, валенки, рубаха, рукавички и тд.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

–Продолжим путешествие.

- В какое время мы попали?

- А какую одежду носит современный человек?

- Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?

- Для чего современному человеку столько одежды?

- Подумайте, всегда ли мы одеваемся одинаково?

- А от чего зависит выбор той или иной одежды?

- Какая одежда нам нужна для разных случаев?

- Сравним одежду людей.

-Какие виды одежды по назначению бывают?

-Где можно увидеть новинки современной модной одежды? (Журнал модной одежды)

-Мы попробуем сделать свой модный журнал.

Работа в группах.

Вспомним правила работы в группах.

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

 3. Умей слушать других.

 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

-Ребята можем ли мы ограничиться только этими разделами в журнале?

1  девочка – рассказывает о русском женском национальном костюме;

2 девочка – о женском национальном татарском костюме;

3 мальчик-  о русском мужском  национальном костюме;

4 девочка – из семейного архива;

Деление класса на 4 группы по видам одежды:

1-я группа страничка «Спортивная одежда»

2-я группа страничка «Деловая одежда»

3-я группа страничка «Рабочая одежда»

4-я группа страничка «Домашняя одежда»

Учащиеся отбирают из комплекта картинок нужные виды одежды и наклеивают на лист.

Оценивание работы в группах с помощью «цветков».

Желтый –всё получилось, оранжевый – встречались трудности, красный- ничего не получилось, было много ошибок.

Ребята предлагают свои варианты страниц для Модного журнала. 

Итоги урока.

Рефлексия

 

1.

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Я хочу поблагодарить….

 2.- Наше путешествие подошло к концу и настало время оценить свою работу. В старину люди украшали свою одежду различными магическими символами, узорами, для того. Чтобы злые духи не пробрались к телу человека.

- Соблюдая старинное поверье, и мы украсим сарафан магическим символом. Вы весь урока оценивали свою работу «цветочками» . Это и будут магические символы.

Ребята выбирают предложение и продолжают.

Ребята украшают сарафан.

 

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011.–48 с.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Глаголева Ю., Илюшина Л. Окружающий мир 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков, - Волгоград: Учитель, 2009. – 54 с.
  4. Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”2005.
  5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.- 97с.
  6. Каминская М. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.- 102с.
  7. Низамов, Р.А. Нигматов З. Г. Татарская педагогика. Казань “Магариф”. 2012.- 156с.
  8. Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.- 113с.
  9. Тагиров И. Р. История национального костюма. — Казань : Татар. кн. изд-во, 1993.-56с.
  10.  Яценко И.Ф.  Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1 класс. ФГОС/ под редакцией Яценко И.Ф.  Издательство: Вако,2016.- 58 с.

17. Тихомирова Е. Окружающий мир. 1 класс. Контрольно-измерительные материалы/ под редакцией  Тихомирова Е .- 2014-76 с.

18.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Проверочные работы. ФГОС/ под редакцией  Плешакова А.А., Плешакова С.А.- 2016 г.- 23с.

Интернет-ресурсы:

1.http:// www.nsportal.ru  

2.http:// www.zankov.ru

3.http:// www.proschkolu.ru  

4. http://www.solnet.ee

5.http://www.viki.rdf.ru

6.http://www.lukoshko.net

7.http://www.hayalltour.ru/kzn/kazan

8.http://www.kcn.ru/mtes/tatar/

9.http://www.narodko.ru/article/kogu/tatar/

10.http://www.luiza-m.narod.ru/smi/index.htm

11.http://forum.yuldash.com/

Технические средства обучения

*Классная доска

*Интерактивная доска IQ Board Maker

*Проектор EPSON , ПК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "когда появилась одежда?" 1 класс

Данную презентацию можно использовать в дополнение к основному материалу....

Урок окружающего мира "Когда появилась одежда"

Самоанализ  урока Окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Когда появилась одежда? Прогнозируемые результаты:- познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами о...

Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"

Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015".  Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Когда появилась одежда?" в 1 классе

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС...

Урок окружающего мира "Когда и где" 4 класс

Урок окружающего мира для 4 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда наступит лето?" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; Задачи урока Дидактические:1)...