Урок окружающего мира "Когда и где" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Наумова Юлия Андреевна

Урок окружающего мира для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_i_gde.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь. На уроке нам понадобятся учебник, рабочая тетрадь и маршрутный лист по уроку.

Приветствуют учителей.

Проверка домашнего задания

Проверим, насколько внимательно вы готовились дома. В маршрутном листе проверка домашнего задания. Для вас подготовлено пять вопросов по теме домашнего задания. Ответьте на вопросы 1-2 словами. Первый вопрос записываем под цифрой 1, второй под цифрой 2 и т.д.

К доске 2 человека.

1.Наука, которая изучает взаимодействие прошлого, настоящего и будущего...  (история).

  • 2.Хранилище документов - это ...  (архив).
  • 3.Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей (древняя рукопись, древние монеты, легенды и др.) - это ...  (исторические источники).
  • 4.Древние записи о событиях, которые велись год за годом - это ... (летописи).
  • 5.История, вооружённая лопатой - это ... (археология).
  • Поменяйтесь листами со своим соседом.
  • Нет ошибок - отметка 5
  • 1 ошибка – отметка 4
  • 2 ошибки – отметка 3
  • 3 ошибки и более – отметка 2

На листах записывают ответы

Работа по теме урока

НАВЕСТИ НА ТЕМУУУУУУ

И первая наша страница - "История - путешествие в глубь времён" (карточка вывешивается на доску).

Почти каждый день происходят события - очень важные, о которых знают все, или не очень, о которых быстро забывают. Давайте вспомним известные всем, важные события.

22 июня 1941 года;

12 апреля 1961 года

Какой вопрос можно поставить к каждому предложению?

А что мы называем, отвечая на этот вопрос?

А как сказать о событиях, которые случились сотни, тысячи лет назад?

Нам на помощь приходят новые слова: век, тысячелетие.

Сколько лет составляют век?

А тысячелетие?

Сколько веков в тысячелетии?

В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими- годы.

Посмотрите на рисунок на стр.42 учебника. Какие цифры в 1-м ряду? Какие во 2-м?

Эта лента поможет вам быстро установить соответствие между арабскими и римскими числами.

А теперь представим такую ситуацию:

Встретились древние египтянин, римлянин и грек.

И стали обсуждать одно и то же событие. Древний грек говорил: "Это было в 1-м году 75-ой олимпиады".

Римлянин возразил: "Нет, это было в 273 году от основания Рима".

А египтянин утверждал: "Это было в 20-м году правления нашего фараона".

И каждый из них был по своему прав. Почему?

У каждого народа было своё летоисчисление. Как вы думаете, это удобно?

Конечно, это было очень неудобно. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчёта лет.

На стр.42 учебника прочитаем, что это за система,  кто ввёл этот счёт лет в России и когда это произошло.

Принято считать, что все события, которые происходили после рождения Христа и происходят теперь, относятся к нашей эре (открывается запись на доске под лентой времени), а то, что свершилось до его рождения, случилось до нашей эры(открывается запись на доске).

Для того, чтобы ориентироваться в огромном историческом пространстве, существует подсказка. Это - лента времени (открывается запись на доске).

                          Лента времени - это дорога,

                          Где события - лишь остановки,

                          Где историков мудрое племя

                          Ищет истину каждой эпохи.

Работа по ленте времени.

Сколько лет длился 1-ый век нашей эры?

Значит 1-ый век закончился в каком году?

Когда начинается 2-ой век ?

А когда завершается 2-ой век?

Будем учиться определять век по записи года.

На доске - 1300г., 1600г., 2000г.

Если в записи года после 1-ых двух цифр стоят нули, то первые 2 цифры будут обозначать век.

1300г. - 13 век, 1600г. - 16 век, 2000г. - 20 век.

Но если на месте нулей появится другая цифра (или цифры), то значит идёт уже следующий век.

1301г. - 14 век - прошло 13 веков, идёт 1-ый год 14-го века;

1615 г. - 17век - прошло 16 веков, идёт 15-ый год 17-го века.

Работа в паре. Задание №2 в маршрутных листах.

Запишите, в каком веке произошли события.

  • Разгром фашистских войск под Москвой. 1941г.
  • Основание Санкт-Петербурга. 1703г.
  • Куликовская битва. 1380г.
  • Ледовое побоище. 1242г.
  • Какой это год - 12-ый год 19 века?

Какое событие произошло?

Обратимся ко 2-ой странице нашего урока. Она называется "Карта - помощница"( карточка вывешивается на доску).

Сейчас нам предстоит узнать, почему историки задают вопрос "Где?".

О какой науке мы вспоминаем, когда говорим слово "карта"?

Что помогает нам читать географические карты?

Оказывается, историки тоже не могут обойтись без карт. Они называются историческими картами.

Как вы думаете, что на них изображается?

Правильно, на исторической карте можно увидеть места сражений, старинные крепости и города, торговые пути, открытие новых территорий и многое другое.

Откройте историческую карту на стр.45. Это карта взятия крепости Измаил русскими войсками.

Чем отличается историческая карта от географической?

Рассмотрите условные обозначения к этой карте. Каким цветом изображено на карте всё, что касается русских войск?

А каким, всё что касается турецких войск?

Задание №3 в маршрутном листе.

Чтобы ответить на вопросы надо внимательно рассмотреть карту. Записывайте ответы коротко под вопросами.

Выполнение вместе с классом.

  • Где расположена крепость Измаил?
  • Сколько входов в крепость?
  • Сколько русских колонн атаковало крепость?
  • Какая флотилия больше - русская или турецкая?
  • Кто командовал русской армией?
  • Кто командовал турецкой армией?

Фашистская Германия напала на Советский Союз Ю.А.

Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе

Когда произошло событие?

Дату: число, месяц, год.

Предложения учащихся

Карточки со словами вывешиваются на доску

100 лет- записывается на доске

1000 лет - записывается на доске

В тысячелетии 10 веков

Арабские, римские

К доске вызываются 3-е учеников. Им даются карточки со словами

Ответы детей

Ответы детей

100 лет

Когда закончился 100-ый год

в 101 году

в 200 году

18 в.

14 в.

13 в.

1812г.

Война с армией Наполеона.

география

условные обозначения

Ответы детей

Разные условные обозначения

На левом берегу реки Дунай)

Русская

Суворов

Мехмет-Паша

Подведение итогов урока

А теперь подведём итоги урока. Какие вопросы истории самые главные?

Что помогает ответить на вопрос «Когда»?

Что помогает ответить на вопрос «Где?»

Самооценка

Как вы думаете, кто сегодня хорошо работал?

А кому стоит проснуться и работать активнее?

Те ребята, которые сегодня активно работали и усвоили весь материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...