Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Седненкова Валентина Петровна

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На данном уроке преобладают активные формы работы с обучающимися, такие как игра, тест, парная работа по выбору картинок, самостоятельная работа и др. Использованы разнообразные методы работы:объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые         ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра). Применялись технологии     компьютерного обучения,     развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения,     словесной продуктивной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_les_za_gribami._urok_v_1_klasse_.doc915.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 29 с углублённым изучением отдельных предметов»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме

В лес за грибами

                                             

        

(УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс»,

авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Выполнила учитель

начальных классов

Седненкова

Валентина Петровна

город Смоленск

                                             

 Цели: 

  1. расширение и систематизация  знаний о грибах; знакомство с правилами сбора грибов.
  2. развитие познавательного интереса, кругозора, речи, воображения учащихся,  умения работать с текстовым материалом; развитие  деловых  и  эмоционально-положительных отношений к совместной деятельности.
  3. воспитание бережного отношения к природе родного края, любознательности.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Форма проведения: урок-путешествие.

Методы работы:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые

( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Инновационные технологии: 

  • компьютерного обучения;
  • развивающего обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (грибы, корзинка, картинки с изображением грибов), учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина, презентация Power Point. (электронное приложение к уроку)

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На экран все поглядели.

Постарайтесь догадаться,

Чем мы будем заниматься.

2. Объявление темы и задач урока.

Учитель: – На предыдущих уроках вы познакомились с грибами, многое о них узнали. А чем мы сегодня будем заниматься, попробуйте догадаться сами, рассмотрев эти картинки на экране.

Слайд №1  (лес, корзина с грибами)

 

Ответы детей: (будем учиться собирать грибы; пойдём в лес за грибами и т. д.)

Учитель:  - Сегодня мы отправляемся в лес за грибами.

(На слайде появляется надпись «В лес за грибами»).

 - Чтобы путешествие в лес принесло всем радость и удовольствие, мы прежде должны будем хорошо подготовиться к нему, а для этого повторим то, что вы раньше узнали о грибах.

3. Повторение и проверка ранее полученных знаний.

1) Отгадывание загадок

Учитель:  

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес,

Это чудо из чудес.

 - Давайте вспомним  о том, на какие 2 большие группы  делят все грибы.

Дети:  - Съедобные и несъедобные.

Учитель:  - Угадайте, о каких грибах идёт речь?

(Учитель читает загадки, дети отгадывают, на экране появляются слайды с изображением грибов.)

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.      Слайд №2 (боровики)
Мудрый бородач-старик, житель бора - ...
(боровик)

Учитель: -  Боровик редко растёт в одиночку. Если нашли один гриб, где-то недалеко нужно искать ещё.

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.                     Слайд №3 (подберёзовики)
Расту я обычно в берёзовой роще.
(Подберезовик)

Он в осиннике родился,                                                     Слайд №4 (подосиновики)                                                                      Как в траве не притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.

Вдоль лесных дорожек                                                       Слайд №5 (сыроежки)
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай-
Это…
(сыроежки).

На пеньке сидят братишки.                                               Слайд №6 (опята)                                                                                                Все - в веснушках шалунишки.                                                                                                                              Эти дружные ребята называются ... (опята)

Ходят в рыженьких беретах —                                        Слайд №7 (лисички)                                                                                                                               
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются...
(лисички)

В лесу, на радость людям,                                                Слайд №8 (маслята)                                                                                                                                                                                                                  Средь молодых сосенок,          
В блестящей темной шляпке                                                                                                                            Растет грибок ...
(масленок)

В шляпе вогнутой, как в чашке,                                      Слайд №9 (рыжики)                                                                                               
Две купаются букашки
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный…(
рыжик)

Учитель:  - В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут». Какие ядовитые грибы вы запомнили?

Он в лесу стоял, никто его не брал,                                Слайд № 10 (мухоморы)                                                                                               
В красной шапке модной, никуда не годный.
(Мухомор)

Знай, что этот гриб – обманка,                                 Слайд № 11 (поганки)                                                                                               
Враг наш – бледная… поганка.
 (Бледная поганка)

Эти дружные ребята называются… опята.                    Слайд № 12 (ложные опята)                                                                                               
Собирать их нам не сложно,
Но бывает гриб и ложный –
Жёлтый и без пелеринки.
Эти – не клади в корзинку.
(Ложные опята)

2) Игра «Поставь буквы на место»

Учитель:  - А теперь поиграем в игру «Поставь буквы на место». Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутались. Вы должны будете узнать грибы, расставив буквы на свои места.

(Буквы на магнитах прикреплены к доске).

Ш в о л к а н у  -  волнушка

Д у з г р ь – груздь

Р о к а с ы ж е – сыроежка

Ч и с а к и л  - лисичка

Х о м у р о м - мухомор

Учитель:  - Мы с вами вспомнили многие грибы и теперь можем смело отправляться в лес. Что возьмём с собой?

Дети:  - Лукошки, ножики.                                             Слайд № 13 (пустые лукошки)

4. Физкультминутка

По тропинке в лес пойдём,
Муравейник обойдём,
Перепрыгнем ручеёк
И присядем на пенёк.
Посидим, отдохнём
И опять пойдём.
Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок.

5. Изучение нового

1) Тест 

Учитель:  Вот мы и в лесу. Но что это нам слышится, ребята?

 (Включается аудиозапись стихотворения Геннадия Дергачёва «Леший».

Прослушивается отрывок).                                                           Слайд № 14 (Леший)

Учитель:  - Ребята, Леший – хозяин леса. Вы слышали, что он может запутать в лесу тех, кто  вредит лесу, и тогда трудно будет выбраться оттуда. Поэтому он должен убедиться в том, что мы пришли с добром и не причиним  вреда природе. Надо всегда помнить о том, что человек в лесу – гость.                                                        

Леший впустит нас в свои владения, если мы правильно ответим на его вопросы.

          Слайд № 15

(Тест с вопросами и вариантами ответов даётся со слайдов;

учащиеся на планшетах указывают номера правильных ответов)

1. Как нужно собирать грибы?                                                                  Слайд № 16 

1) срезать ножом
2) сбить палкой
3) вытянуть из земли

2. Что должен сделать грибник,                                                                 Слайд № 17                                                                                                       если усомнился в сорванном грибе?        

1) попробовать на вкус
2) срезать и положить в корзину
3) не брать гриб

3. Самый ядовитый гриб?                                                                          Слайд № 18

1) мухомор
2) бледная поганка
3) ложные опята

4. Царь грибов:                                                                                              Слайд № 19

1) подберезовик
2) белый гриб
3) лисички

2) Работа с учебником

Учитель: – Молодцы, ребята! Но Леший ещё должен убедиться в том, что вам знакомы правила сбора грибов. Откройте учебник на стр. 21, прочитайте важные советы:

                   

Учитель дополняет:

  • Не вырывай грибы – не разрушай грибницу.
  • Не собирай грибы в полиэтиленовые пакеты, т. к. они там мнутся, разрушаются, возможно отравление.

Учитель: - Вот теперь нас Леший  отпускает в свои владения. Можно смело собирать грибы. Ой, сколько же их много.

        

На пригорке и под горкой                                                                        Слайд № 20

Под берёзкой и под ёлкой,

Между соснами и в ряд

В шапках молодцы стоят

6. Закрепление изученного

.

1) Работа в парах

 Учитель раздаёт конверты с разрезными картинками грибов: каждая  пара получает конверт, клей, лист белой бумаги

Учитель:  - Каждой паре необходимо собрать 2 картинки. Картинки со съедобными грибами нужно наклеить на лист бумаги, вырезать и поместить в прорези корзины, прикреплённой на доске.

                                                     

Во время самостоятельной работы учащихся звучит аудиозапись «Голоса птиц».

2) Подведение итогов самостоятельной работы

Учитель: - Посмотрите, ребята, сколько много вы собрали грибов. Проверьте, нет ли среди них ядовитых. Давайте назовём все грибы, которые вы поместили в корзинку.

Ответы детей.

Учитель:  - А теперь назовите те грибы, которые вы не стали класть в корзинку.

Дети:  - Мухомор.

Учитель:

 Нам издали красная шапка видна

Лесного обманщика-хвастуна.

Ему к нам в корзинку попасть не придётся,

Пусть мухам на гибель в лесу остаётся.

 - Ребята, у мухомора может быть и белая шляпка                          Слайд № 21        

                                                                                                                                               

У всех мухоморов обязательно есть бородавки, по которым мы легко их можем узнать.

Какие ещё грибы вы не стали брать в корзину?

Дети: - Бледную поганку, ложноопёнок, желчный гриб, чешуйницу гребенчатую, свинушку толстую, волоконницу земляную, ложнодождевик, мухомор пантерный, паутинник оранжево-красный.

Учитель: - Что же мы тогда сделаем  с этими грибами, раздавим их, чтобы никто не отравился?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: - Молодцы, правильно, нельзя давить. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, служат домом для насекомых, помогают деревьям добывать питание.

Поэтому оставим их. Пусть помогают лесу! А мы запомним, что в нашей корзине нет им места! 

Сложим их снова в конверты – а это означает, что оставим их в лесу.

7. Подведение итогов урока          Слайд № 22

Учитель:

 - Вот и заканчивается наш поход за грибами. Кому из вас, ребята, он понравился? Чем он был полезным?

Учитель:

- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. А есть грибы, которые человек   взял к себе в союзники в самом  важном: в борьбе за жизнь. Об этих и других грибах вы узнаете на следующем уроке.

8. Рефлексия

Учитель:

 - Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте поапплодируем  лесу за его щедрость и подарим ему своё весёлое настроение. Улыбнитесь друг другу, если вам понравилось наше путешествие в лес.

Список использованной литературы:

1. Учебник «Окружающий мир 1 класс» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина .

2. http://www.stihi.ru/avtor/melissap - стихи Лины Орловой

3. http://festival.1september.ru

Источники иллюстраций:

1. www. goodhouse. ru-картинки

2. www. awaytravel. ru

3. www. kleo. ru

4. www.shop812.ru

5. pokupki-24.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.

Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи ...

Программа по окружающему миру. 2класс. УМК "Гармония" Авторы О.Т. Поглазова, В.Т. Шилин

В программе по окружающему миру УМК "Гармония" для 2 класса представлены 4 раздела: планируемые результаты изучения (личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные, предметные),...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....