Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

    Седненкова Валентина Петровна

    Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На данном уроке преобладают активные формы работы с обучающимися, такие как игра, тест, парная работа по выбору картинок, самостоятельная работа и др. Использованы разнообразные методы работы:объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые         ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра). Применялись технологии     компьютерного обучения,     развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения,     словесной продуктивной и творческой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_les_za_gribami._urok_v_1_klasse_.doc915.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СШ № 29 с углублённым изучением отдельных предметов»

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме

    В лес за грибами

                                                 

            

    (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс»,

    авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

    Выполнила учитель

    начальных классов

    Седненкова

    Валентина Петровна

    город Смоленск

                                                 

     Цели: 

    1. расширение и систематизация  знаний о грибах; знакомство с правилами сбора грибов.
    2. развитие познавательного интереса, кругозора, речи, воображения учащихся,  умения работать с текстовым материалом; развитие  деловых  и  эмоционально-положительных отношений к совместной деятельности.
    3. воспитание бережного отношения к природе родного края, любознательности.

    Тип урока: урок закрепления изученного.

    Форма проведения: урок-путешествие.

    Методы работы:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые

    ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).

    Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Инновационные технологии: 

    • компьютерного обучения;
    • развивающего обучения;
    • личностно-ориентированного обучения;
    • словесной продуктивной и творческой деятельности.

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал (грибы, корзинка, картинки с изображением грибов), учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина, презентация Power Point. (электронное приложение к уроку)

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    Вы за парты дружно сели,
    На экран все поглядели.

    Постарайтесь догадаться,

    Чем мы будем заниматься.

    2. Объявление темы и задач урока.

    Учитель: – На предыдущих уроках вы познакомились с грибами, многое о них узнали. А чем мы сегодня будем заниматься, попробуйте догадаться сами, рассмотрев эти картинки на экране.

    Слайд №1  (лес, корзина с грибами)

     

    Ответы детей: (будем учиться собирать грибы; пойдём в лес за грибами и т. д.)

    Учитель:  - Сегодня мы отправляемся в лес за грибами.

    (На слайде появляется надпись «В лес за грибами»).

     - Чтобы путешествие в лес принесло всем радость и удовольствие, мы прежде должны будем хорошо подготовиться к нему, а для этого повторим то, что вы раньше узнали о грибах.

    3. Повторение и проверка ранее полученных знаний.

    1) Отгадывание загадок

    Учитель:  

    Нам и лето, нам и осень

    Чудеса всегда приносят,

    Но грибы, что дарит лес,

    Это чудо из чудес.

     - Давайте вспомним  о том, на какие 2 большие группы  делят все грибы.

    Дети:  - Съедобные и несъедобные.

    Учитель:  - Угадайте, о каких грибах идёт речь?

    (Учитель читает загадки, дети отгадывают, на экране появляются слайды с изображением грибов.)

    Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.      Слайд №2 (боровики)
    Мудрый бородач-старик, житель бора - ...
    (боровик)

    Учитель: -  Боровик редко растёт в одиночку. Если нашли один гриб, где-то недалеко нужно искать ещё.

    Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.                     Слайд №3 (подберёзовики)
    Расту я обычно в берёзовой роще.
    (Подберезовик)

    Он в осиннике родился,                                                     Слайд №4 (подосиновики)                                                                      Как в траве не притаился,
    Всё равно его найдём:
    Шляпка красная на нём.

    Вдоль лесных дорожек                                                       Слайд №5 (сыроежки)
    Много белых ножек
    В шляпках разноцветных,
    Издали заметных.
    Собирай, не мешкай-
    Это…
    (сыроежки).

    На пеньке сидят братишки.                                               Слайд №6 (опята)                                                                                                Все - в веснушках шалунишки.                                                                                                                              Эти дружные ребята называются ... (опята)

    Ходят в рыженьких беретах —                                        Слайд №7 (лисички)                                                                                                                               
    Осень в лес приносят летом.
    Очень дружные сестрички,
    Называются...
    (лисички)

    В лесу, на радость людям,                                                Слайд №8 (маслята)                                                                                                                                                                                                                  Средь молодых сосенок,          
    В блестящей темной шляпке                                                                                                                            Растет грибок ...
    (масленок)

    В шляпе вогнутой, как в чашке,                                      Слайд №9 (рыжики)                                                                                               
    Две купаются букашки
    Среди веточек и шишек
    Прячет шляпку сочный…(
    рыжик)

    Учитель:  - В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут». Какие ядовитые грибы вы запомнили?

    Он в лесу стоял, никто его не брал,                                Слайд № 10 (мухоморы)                                                                                               
    В красной шапке модной, никуда не годный.
    (Мухомор)

    Знай, что этот гриб – обманка,                                 Слайд № 11 (поганки)                                                                                               
    Враг наш – бледная… поганка.
     (Бледная поганка)

    Эти дружные ребята называются… опята.                    Слайд № 12 (ложные опята)                                                                                               
    Собирать их нам не сложно,
    Но бывает гриб и ложный –
    Жёлтый и без пелеринки.
    Эти – не клади в корзинку.
    (Ложные опята)

    2) Игра «Поставь буквы на место»

    Учитель:  - А теперь поиграем в игру «Поставь буквы на место». Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутались. Вы должны будете узнать грибы, расставив буквы на свои места.

    (Буквы на магнитах прикреплены к доске).

    Ш в о л к а н у  -  волнушка

    Д у з г р ь – груздь

    Р о к а с ы ж е – сыроежка

    Ч и с а к и л  - лисичка

    Х о м у р о м - мухомор

    Учитель:  - Мы с вами вспомнили многие грибы и теперь можем смело отправляться в лес. Что возьмём с собой?

    Дети:  - Лукошки, ножики.                                             Слайд № 13 (пустые лукошки)

    4. Физкультминутка

    По тропинке в лес пойдём,
    Муравейник обойдём,
    Перепрыгнем ручеёк
    И присядем на пенёк.
    Посидим, отдохнём
    И опять пойдём.
    Раз грибок, два грибок-
    Положили в кузовок.

    5. Изучение нового

    1) Тест 

    Учитель:  Вот мы и в лесу. Но что это нам слышится, ребята?

     (Включается аудиозапись стихотворения Геннадия Дергачёва «Леший».

    Прослушивается отрывок).                                                           Слайд № 14 (Леший)

    Учитель:  - Ребята, Леший – хозяин леса. Вы слышали, что он может запутать в лесу тех, кто  вредит лесу, и тогда трудно будет выбраться оттуда. Поэтому он должен убедиться в том, что мы пришли с добром и не причиним  вреда природе. Надо всегда помнить о том, что человек в лесу – гость.                                                        

    Леший впустит нас в свои владения, если мы правильно ответим на его вопросы.

              Слайд № 15

    (Тест с вопросами и вариантами ответов даётся со слайдов;

    учащиеся на планшетах указывают номера правильных ответов)

    1. Как нужно собирать грибы?                                                                  Слайд № 16 

    1) срезать ножом
    2) сбить палкой
    3) вытянуть из земли

    2. Что должен сделать грибник,                                                                 Слайд № 17                                                                                                       если усомнился в сорванном грибе?        

    1) попробовать на вкус
    2) срезать и положить в корзину
    3) не брать гриб

    3. Самый ядовитый гриб?                                                                          Слайд № 18

    1) мухомор
    2) бледная поганка
    3) ложные опята

    4. Царь грибов:                                                                                              Слайд № 19

    1) подберезовик
    2) белый гриб
    3) лисички

    2) Работа с учебником

    Учитель: – Молодцы, ребята! Но Леший ещё должен убедиться в том, что вам знакомы правила сбора грибов. Откройте учебник на стр. 21, прочитайте важные советы:

                       

    Учитель дополняет:

    • Не вырывай грибы – не разрушай грибницу.
    • Не собирай грибы в полиэтиленовые пакеты, т. к. они там мнутся, разрушаются, возможно отравление.

    Учитель: - Вот теперь нас Леший  отпускает в свои владения. Можно смело собирать грибы. Ой, сколько же их много.

            

    На пригорке и под горкой                                                                        Слайд № 20

    Под берёзкой и под ёлкой,

    Между соснами и в ряд

    В шапках молодцы стоят

    6. Закрепление изученного

    .

    1) Работа в парах

     Учитель раздаёт конверты с разрезными картинками грибов: каждая  пара получает конверт, клей, лист белой бумаги

    Учитель:  - Каждой паре необходимо собрать 2 картинки. Картинки со съедобными грибами нужно наклеить на лист бумаги, вырезать и поместить в прорези корзины, прикреплённой на доске.

                                                         

    Во время самостоятельной работы учащихся звучит аудиозапись «Голоса птиц».

    2) Подведение итогов самостоятельной работы

    Учитель: - Посмотрите, ребята, сколько много вы собрали грибов. Проверьте, нет ли среди них ядовитых. Давайте назовём все грибы, которые вы поместили в корзинку.

    Ответы детей.

    Учитель:  - А теперь назовите те грибы, которые вы не стали класть в корзинку.

    Дети:  - Мухомор.

    Учитель:

     Нам издали красная шапка видна

    Лесного обманщика-хвастуна.

    Ему к нам в корзинку попасть не придётся,

    Пусть мухам на гибель в лесу остаётся.

     - Ребята, у мухомора может быть и белая шляпка                          Слайд № 21        

                                                                                                                                                   

    У всех мухоморов обязательно есть бородавки, по которым мы легко их можем узнать.

    Какие ещё грибы вы не стали брать в корзину?

    Дети: - Бледную поганку, ложноопёнок, желчный гриб, чешуйницу гребенчатую, свинушку толстую, волоконницу земляную, ложнодождевик, мухомор пантерный, паутинник оранжево-красный.

    Учитель: - Что же мы тогда сделаем  с этими грибами, раздавим их, чтобы никто не отравился?

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель: - Молодцы, правильно, нельзя давить. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, служат домом для насекомых, помогают деревьям добывать питание.

    Поэтому оставим их. Пусть помогают лесу! А мы запомним, что в нашей корзине нет им места! 

    Сложим их снова в конверты – а это означает, что оставим их в лесу.

    7. Подведение итогов урока          Слайд № 22

    Учитель:

     - Вот и заканчивается наш поход за грибами. Кому из вас, ребята, он понравился? Чем он был полезным?

    Учитель:

    - Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. А есть грибы, которые человек   взял к себе в союзники в самом  важном: в борьбе за жизнь. Об этих и других грибах вы узнаете на следующем уроке.

    8. Рефлексия

    Учитель:

     - Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте поапплодируем  лесу за его щедрость и подарим ему своё весёлое настроение. Улыбнитесь друг другу, если вам понравилось наше путешествие в лес.

    Список использованной литературы:

    1. Учебник «Окружающий мир 1 класс» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина .

    2. http://www.stihi.ru/avtor/melissap - стихи Лины Орловой

    3. http://festival.1september.ru

    Источники иллюстраций:

    1. www. goodhouse. ru-картинки

    2. www. awaytravel. ru

    3. www. kleo. ru

    4. www.shop812.ru

    5. pokupki-24.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

    Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

    Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

    название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

    Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.

    Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи ...