урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дёма Полина Александровна

урок окружающего мира в 3 классе на тему "Петр Великий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_velikiy.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Дёма Полина Александровна

Предмет

Окружающий мир

Дата

3 октября 2016 года

Класс

3 «Б»

УМК

Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. Моё Отечество. -М.:Баласс; Школьный дом, 2012-144 с , с ил. (Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока (и место урока в  изучаемой теме)

Петр Великий

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока (задачи):

Цели: познакомить учащихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

Задачи:

образовательные:

создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. Дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения “цены” преобразований.

развивающие:

-развивать речь учащихся

-совершенствовать мыслительные операции

-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции

-развивать навык самооценки

воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; развивать толерантное отношение к другим точкам зрения.

-воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

-воспитывать уважение к товарищам.

здоровьесберегающие:        

-создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке,

-организовать двигательную активность, гимнастику для глаз

-осуществлять контроль за позой учащихся во время работы

Личностные результаты

Проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль; умеют давать свою объективную оценку изучаемым событиям и личностям

Предметные результаты

Сформировать представления о деятельности царя-реформатора Петра 1.

Уметь: распределять на «реке времени» события до преобразований Петра I.

Метапредметные результаты

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе.

Организация пространства

Ресурсы

Интерактивная доска с заготовленной итоговой таблицей ответов.

Информационные источники

  1. http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm 
  2. http://viki.rdf.ru/author/62/ 
  3. http://www.proshkolu.ru/user/Mishankina75/file/691945/ 
  4. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. Окружающий мир. 3 класс. Часть2. Мое Отечество.
  5. Е.В.Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е.Турчина. Мое Отечество. 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

                

Этапы урока

Содержание этапа

УУД

Деятельность обучающихся

1.

Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока.

Включатся в урок, во взаимодействие с учителем.

Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку.

Регулятивные

Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности

Коммуникативные:

Умение включится в урок, во взаимодействие с учителем.

2.

Актуализация знаний

5 мин

Цели:

- организовать актуализации изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Вспоминаем то, что знаем.

Вспомнить деяния великих людей, на которых опирается история человечества российского государства эпохи Древней Руси и Московского государства (Слайд 2)

Умение строить речевое выказывание в соответствии с поставленными задачами

Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

 (Коммуникативные УУД)

Осуществлять анализ, синтез (Познавательные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Фронтальная проверка знаний

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

3.

Постановка задач урока. Выявление места затруднения и его причины

5 мин

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

- организовать постановку задач урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

(Слайд 3) 

Знаете ли вы, какой город изображён на этих снимках?

 Кто из вас бывал в Санкт-Петербурге?

Чем вам запомнился этот город?  

Кто был основателем этого города? (Слайд 4) 

Рассказ учителя (Слайд 5.1) 

      Представьте себе, что триста лет назад здесь, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около 8 веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город. И буквально за 10 лет по приказу царя Петра I  здесь возвели новую столицу России. 

      Тысячи людей, стоя по пояс  в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. Многие из них умерли от болезней, и их хоронили прямо здесь под фундаментом этих дворцов.

Петр строил город вместе с ними.

 Учитель: Какое вы заметили противоречие?

Дети: До VIII века не было и вдруг возник! Можно было выбрать более удобное место.

Учитель:  Какой возникает вопрос?

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Учиться понимать точку зрения другого

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы

(Личностные УУД)

Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ

(коммуникативные)

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Дети предполагают свою версию ответа.

Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют

4.

Постановка целей и темы  урока. 1 минута

Цель:

- уточнить тему урока.

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

(Слайд 5.2)  

Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?  (Проблема записывается на доске)

Сегодня мы и будем искать ответ на этот вопрос.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Слушают. Предполагают

Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют.

Пробуют сформулировать тему, цель урока.

5

Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

15 мин

Цель: 

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

-организовать усвоение учениками нового

- Представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства?  

 - Оно может произойти просто так, без значимой на то причины?

- При царе Петре I, в начале 18 века произошло такое серьёзное событие!

 Будем искать его причины. Посмотрите на “реку времени” российской истории

(Слайд 6)

- Что вы видите на рубеже 17-18 веков? (Река ударяется о камень “Преобразования Петра I” и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя.)

Как вы понимаете слово «преобразование» или РЕФОРМА - это крупные изменения или перемены в какой то сфере общественной жизни, области знаний.

-Одно из таких преобразований вы уже знаете - возведение новой столицы России. (Слайд7) 

Но мы так и не выяснили, зачем царь Пётр I это сделал?

 (Слайд 8)

- Посмотрите на карту России 16-17 веков. К каким морям имела выход Россия.

-Река Нева впадает в Балтийское море. Зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований?

(Для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю)

Чтобы ответить на основной вопрос нашего урока, запишем план исследования:

- Зачем нужны были преобразования?

- Какие преобразования проведены?

- Был ли завоёван выход к Балтийскому морю?

3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Что представляла собой Россия к концу ХVII века?

А - Укрепление Российского государства  

Текст учебника на стр. 66-67 и отвечают на вопросы.

(Слайд 9. 1) 

- Почему Пётр 1 начинает преобразования в стране?

- В каких сферах жизни общества были проведены преобразования (реформы)?

 (Слайд 9.2 )

- создание регулярной армии,

- организация и работа металлургических заводов -мануфактур,

- строительство флота,

- открытие школ, печатание книг и газет. (на доске)

(Слайд 10)

Создание регулярной армии.

Регулярная – постоянная, хорошо обученная. 

 (Слайд 11.1)

Организация и работа металлургических заводов – мануфактур.

Мануфакту́ра — это предприятия, основанные на ручном труде.

Кто работал на этих заводах?

Крестьяне, бродяги.

Каким был их труд?

 (Слайд 11.2)

Что изготавливали на металлургических заводах?

Для чего?

(Слайд 12.1)

Строительство флота. 

Будучи маленьким, Петр I обнаружил  в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и   рулем на корме. Она называлась ботик. Ботик отремонтировали, и Петр начал учиться судовождению.

(Слайд 12.2)

Ботик сохранился до наших дней, его называют  «дедушкой русского флота».

(Слайд 13)

Русские мастера обладали немалым опытом кораблестроения. Однако Петр  I решил поучиться и в европейских странах. Он сам провел многие дни на верфях Голландии и Англии, стремясь постичь секреты мастеров. Верфь - место постройки и ремонта судов. 

 (Слайд 14)

Строительство крупных парусных кораблей – линейные и фрегаты.

 (Слайд 15) Открытие школ  "Я в учении нуждаюсь и в учителях", - вырезал Пётр на своей личной печати.

(Слайд 16)  С января 1703 года по указу Петра I в России выходит первая печатная газета.                                                           Она называлась "Ведомости".

Что печаталось в этой газете?

- Окрепло ли Российское государство в результате реформ Петра I?

На доске (Укрепление Российского государства)

Б - Выход России к Балтийскому морю.

Вспомните свои версии - для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию? Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? (Швеции)

(Слайд 17) Когда строился Петербург, Карл XII говорил: “Пусть русские строят город, а жить в нем будем мы”. Но история доказала, что это не так.

(Слайд18)  С какими словами перед сражением Петр обратился к воинам? : «Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество.

Показ анимационного фильма “Полтава”. 

- С какими словами перед сражением Петр обратился к воинам?

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Учиться понимать точку зрения другого

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы

(Личностные УУД)

Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ

(коммуникативные)

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Один из учащихся выступает с сообщением .

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои мнения.

Аргументируют.

Учатся самостоятельно оценивать свою работу

Делают самооценку

Выполняют совместно задание.

6

Физминутка

1 минута

Осуществление совместной деятельности в группе

(коммуникативные) (Слайд 19)

Учащиеся выполняют двигательные упражн.

(Слайд 20)

Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы. 
О славный час! О славный вид!
Еще напор - и враг бежит...

- Много шведских командиров и генералов было взято в плен. А после боя Петр пригласил их к себе на пир в палатку и вернул им сабли. “Вы - мне учителя! - сказал он. - Вы научили меня сражаться”. “И за учителей своих заздравный кубок подымает!” - так об этом пишет А.С. Пушкин в своей поэме “Полтава”.

(Слайд 21) 

Что дала победа над Полтавой. Полтавская победа превратила Россию в морскую державу - теперь она имела выход к морю и свой флот на Балтийском море.

А далее выход и к другим морям (Слайд 22.1) 

(Слайд 22.2) Возможно вы видели этот знак на полотнище. Андреевский флаг, который поднимали на военных кораблях России, приобрёл новый смысл: четыре конца креста стали символизировать четыре моря, к которым Россия имела выходы - Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское. А на каких кораблях поднимали российский флаг?

 – на торговых.

(Слайд 23) Успехи на суше нужно было закрепить победами на море. За годы реформы Петр создал внушительный флот. Русская армия одержала ряд побед. Одно из важных сражений произошло у мыса Гангут 1714 г. И 1721 году Россия празднует победу в Северной войне над Шведами, которая длилась 21 год.

(Слайд 24)

Петр I принял титул императора.

Россия стала называться российской империей.

Благодаря Петру I произошло ряд изменений:

Какие?

  • Появилась новая столица государства
  • Новые государственные символы (торговый и военно-морской флаги)

Укрепилось положение России на международной арене (создание армии и флота, активная торговля). Проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? 

(Слайд 25) 

Работа по вопросам, обозначенным на слайде. 

Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?

- Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события

 - создание флота,

 - завоевание выхода в Балтику,

 - развитие торговли со странами Западной Европы.

5. Применение нового знания. 

Что вы можете сказать о личностных качествах Петра I? (энергичный, трудолюбивый, целеустремленный, человек с «железной» волей, любознательный) 

(Слайд 26) 

« То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник »

Как понимаете эти слова?

Почему его назвали Великим и «Отцом Отечества».

- Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?- Нет.

- Не смотря на то, что народ  жестоко пострадал во времена правления Петра I, преобразования были необходимы?

- Для кого? Для самого же народа.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Учиться понимать точку зрения другого

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы

(Личностные УУД)

Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ

(коммуникативные)

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы

Активно включаются в работу.

Дети предполагают свою версию ответа.

Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют

7

Самостоятельное применение знаний. 5 мин

Цели:

- организовать выполнение учащимися групповой работы на новое знание;

Задание в рабочей тетради

В устье реки Невы царь    .  .  .        основал город       .   .   .                                

Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется  . . .  

С 1721 года Россию стали называть  . . .

После преобразований Петра I в истории нашей страны начались новые времена -…..

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке 5 мин

Цели:

- зафиксировать новое знание;

- организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности.

Оценка результативности. (Слайд 28)

  • Оправдал ли урок  твои ожидания?
  • Что показалось наиболее интересным?
  • Что запомнилось?
  • Появилось ли у тебя желание узнать больше о Петре I и его делах?
  • Твои предложения, как сделать урок интереснее?

По какой шкале вы бы оценили свою работу на уроке? (шкала успешности)

Работу класса.

(Слайд 29) Подводя итог нашего урока,  я хочу обратить ваше внимание на мудрую старинную истину.  «Народ, не помнящий своего прошлого,  не имеет будущего».

Как понимаете?

 Спасибо за урок!

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия (Личностные УУД)

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

9

Задание на дом. Инструктаж

2 минуты

1. Учебник: с.66-69. Вопросы 1-5 (с. 69).

  1. Рабочая тетрадь - с.31-32, № 1, 2, 3.
  2. Подготовить материал о детстве Петра I (с презентацией)
  3. Преобразования Петра I

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Записывают в дневник задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...