Урок. Солнце, растения и мы с вами.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок. Солнце, растения и мы с вами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._solntse_rasteniya_i_my_.docx356.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Солнце, растения и мы с вами»

3 класс

Предмет: окружающий мир

Цель урока: Обогащение обучающихся новыми знаниями по предмету: взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли;  ролью растений в поддержании жизни на Земле.

Задачи:  

образовательные:

  • познакомить учащихся с основными признаками растений как живых организмов;
  • рассмотреть связь солнца, растений и людей.

воспитательные:

  • вовлечь в активную деятельность;
  • воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле;
  • формировать культуру поведения, общения,  умения слушать и уважать друг друга, гуманные качества личности учащихся;
  • совершенствовать навыки общения.

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать умения работы с источниками знаний;
  • умения выступать и защищать свою точку зрения;
  • развивать творческие способности;
  • развивать познавательный интерес к окружающей жизни, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска c медиапроектором для показа презентации, стилус,  кружки зелёного и чёрного цветов для деления на команды, подарочные открытки с изображением солнышка, учебник Окружающий мир. А.А.Плешаков. М.: Просвещение, 2013, карточки-схемы для самостоятельной работы.

Тип урока:урок  изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: групповая

План урока:

№ п/п

Этап

Содержание

Время

Методы и приемы работы

1

Организационный момент урока

Эмоциональный настрой

1 мин.

Настрой детей на плодотворную работу

2

Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы по домашнему заданию.

5 мин.

Постановка цели и задач. Создание атмосферы заинтересованности

3

Актуализация опорных знаний

Перечисление признаков живой и неживой природы.

Деление на команды

2 мин.

«Мозговой штурм»

Практический (развитие практических умений)

4

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Отгадывание загадок. Обозначение темы урока

2 мин.

Методы стимулирования и мотивации.

Воспитание нравственных ценностей

5

Актуализация знаний

Ознакомление с новым материалом

5 мин.

Методы организации учебно-познавательной деятельности

6

Первичное усвоение новых знаний

Формулировка правила

3 мин.

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

7

Первичная проверка понимания

Предположения детей.

4 мин.

Объяснительно-иллюстративный

8

Физ.минутка

Проговаривание стихотворения

2 мин.

Развитие наблюдательности, внимания

9

Первичное закрепление

Работа с учебником.

Работа в группах.

Коллективный обмен мнениями

12 мин.

Развитие наблюдательности, внимания, мышления, развитие практических умений

Методы контроля и самоконтроля

Наглядно-практический.

10

Рефлексия

Обмен мнениями

2 мин.

Анализ конкретной ситуации

11

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение и запись домашнего задания

1 мин.

Проблемное обучение

12

Итог урока

Слова благодарности детям  от учителя

1 мин.

Метод поощрения

Продолжительность урока: 40 минут

Методы и педагогические технологии:

     Технология учебно-игровой деятельности. На уроке дети пишут благодарственные письма растениям так, как будто они нас слышат. Учебная игра дает положительный результат при условии правильно поставленных целей и задач урока.

     Технология активизации групповой работы. В группах ребята учатся общаться, решать общие задачи, совершенствовать межличностные отношения в классе. В группах дети более включаются в учебную деятельность, активнее работаю на уроке.

     Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач.  В начале урока учитель проверяет домашнее задание. Домашнее задание было творческое: написать благодарственное письмо нашим растениям и красиво оформить свое письмо.

Проблемная технология. На каждом этапе урока перед детьми ставятся новые задачи. Дети вынуждены самостоятельно находить пути решения, ведь в конце урока их ждет определенный результат.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент урока

Обращение к обучающимся:

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш сегодняшний урок принесет нам радость от общения друг с другом. Мы начинаем урок окружающего мира. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.

Эмоциональный настрой

Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место

II. Проверка домашнего задания

Перечисление групп растений и их характеристик.

- Перечислите группы растений и дайте им характеристику.

Учитель проверяет домашнее задание.

- А сейчас я послушаю каждого из вас. Какие слова благодарности вы написали в письме растениям?

Ответы на вопросы по домашнему заданию.

- Водоросли – жители воды. Мхи растут во влажных местах, имеют стебли и листья, но у них нет корней. Папоротники – легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья, растут в лесу. Хвойные растения – вместо листьев хвоинки. Это сосна, ель, можжевельник и др. Цветковые растения – у них есть цветы и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли, листья.

Каждый ученик читает благодарственное письмо.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог

III. Актуализация опорных знаний

Деление класса на две группы и  задание по признакам живой и неживой природы.

- Как слова «солнце», «растения», «человек» разделить на две группы?

- Разделимся на две группы: живая и неживая природа. (Учитель раздает жетоны зеленого и черного цвета.) Если вам достался жетон зелёного цвета, то вы относитесь к команде «Живая природа», если – чёрного цвета, то вы относитесь к команде «Неживая природа».

- Теперь послушайте задание к каждой команде. Назовите признаки живой и неживой природы.

- Перечислите виды живой и неживой природы.

Молодцы! Хорошо справились с работой!

Перечисление признаков и видов живой и неживой природы.

- Живая и неживая природа.

Деление детей на команды.

-Признаки живой природы: дышат, двигаются, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.

-Признаки неживой природы: не размножаются, не способны расти и развиваться, не дышат, не размножаются.

-Виды живой природы: растения, грибы, животные.

-Виды неживой природы: дождь, снег, молния, гром, вода, облака, камни

Уметь видеть отличие живой от неживой природы

Коммуникативные УУД:  возможность сотрудничать, выполнять совместную деятельность

Регулятивные УУД:  уметь планировать свой действия в соответствии с поставленной задачей, при работе в группах

IV. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель загадывает загадки классу. В отгадках зашифрована тема урока.

-Отгадайте загадки.

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

2. Вокруг нас растут, цветут, кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать, и машиной управлять, ну а если захотите, может в облака слетать.

- Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи солнца, растений и человека.

Подведение к принятию темы урока с помощью загадок.

Отгадывание загадок.

Солнце

Растения

Человек

Развивать умение логически мыслить

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации

V. Актуализация знаний

Обозначение названия темы и рассказ о взаимосвязи солнца, растений и человека.

-Сегодня на урокемы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось

разгадать и поймем,почему без растений

не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные. То есть рассмотрим взаимосвязь: Солнце – Растения-Человек.

Рассмотрим схему на интерактивной доске

«Дыхание растений».

Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются.

Знакомство со схемой.

Работа по схемам и ответы на вопросы учителя.

Использовать информацию из собственного опыта, полученную ранее

Коммуникативные УУД:

Умение слышать и слушать

Регулятивные УУД:

Возможность управления познавательной и учебной деятельностью

Познавательные УУД: отбор необходимой информации

VI.  Первичное усвоение новых знаний.

Подведение детей к выводу о питании растений.

- Посмотрите на экран

 и сформулируйте правило.

Дышат растения так:из воздуха они поглощают (что?)….,

 при этом выделяют в воздух (что?)….

 - А как растения питаются?

Поможет нам найти ответ на этот вопрос схема на интерактивной  доске.

Формулировка правила.

Уметь соотносить схемы и полученные знания

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

VII.  Первичная проверка понимания.

Своими корнями растения всасывают

из почвы воду с растворенными в ней

минеральными солями.

- Но как растения получают главныепитательные вещества-сахар, крахмал?Ведь их  в природе нет,а в растениях есть?

В чем тайна?

 Выяснилось, что листья растений - это

удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа«готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но работаетэта чудесная  «кухня»только на свету.Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которойчудесная «кухня»остановилась бы.

- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли,что без растений не могут жить люди и животные.

Как это доказать?

Частицы кислорода.

Углекислый газ

Предположения детей.

Уметь различать процессы питания и дыхания растений

Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками

Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации

VIII. Физ.минутка

Проговаривание стихотворения:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

 Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Выполнение движений за учителем, проговаривая стихотворение.

Дети маршируют на месте.

Ладонь прикладывают к глазам.

Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.

Машут руками.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Маршируют, делают вдох-выдох.

Дети садятся на свои места.

Регулятивные УУД: развитие координации движений

IX. Первичное закрепление

 Работа с учебником.

Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе.

 Поработаем с учебником.

Сравнение двух схем «Дыхание растений» и «Питание растений».

- Сравним две схемы:«Дыхание растений»и «Питание растений».

- Чем они отличаются?

Групповая работа.

Задания для каждой группы.

Группа №1.

1. Заполнить схему

«Питание растений».

2. Соединить листья так, чтобы получилось

название веществ, которые образуются

в зеленой «кухне» растений.

Группа №2.

1. Заполнить схему

«Дыхание растений».

2.  Соединить листья так, чтобы получилось

название веществ, которые образуются

в зеленой «кухне» растений.

Работа с учебником стр.75

 При дыханиирастения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

 При питании растения поглощают углекислый газ, авыделяют кислород.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на те же самые группы, что и в начале урока.

Крахмал, сахар            Крахмал, сахар          

Вспоминают правилаработы в группе.

Коллективный обмен мнениями.

Заполнение схем.

Уметь работать с учебником, ориентироваться в условных обозначениях

Уметь анализировать полученные знания

Познавательные УУД: поиск, отбор и структурирование необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение планировать и согласованно выполнять совместную работу, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли

Регулятивные УУД: оценка успешности усвоения

X. Рефлексия

Обмен мнениями об уроке.

Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?А кто с удовольствием продолжил бы урок?

- Продолжите фразу:« Я теперь знаю, что…»

Высказывание мнений об уроке

Знать о связи солнца, растений и людей

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов

XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись домашнего задания.

-Придумать фантастический рассказ о том,

 что случилось бы на  Земле, если бы исчезли растения.

Запись домашнего задания в дневник.

Уметь понимать роль растений на нашей Земле

Регулятивные УУД: управление учебной деятельностью

XII. Итог урока

Слова благодарности детям за урок.

-Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке.

Выставление отметокс комментированием.

- На память я хочу подарить вам открытку с изображением солнышка, которое вам улыбается.Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда.

- Урок окончен!Спасибо всем!

Рассматривание открыток и чтение текста.

Коммуникативные УУД: умение слушать, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце, растения и мы с вами" интегрированный урок для 3 класса по программе "Школа России"

Интегрированный урок по окружающему миру(Плешаков) и татарскому языку для 3 класса по программе "Школа России"....

Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Солнце, растения и мы с вами"

Открытый урок по курсу "Окружающий мир"  А.Плешаков, 3 класс по программе "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...

Отчетная презентация по уроку " Солнце, растения и мы с вами"

Отчетная презентация по уроку " Солнце, растения и мы с вами".  По итогом этой работы ребята выполнили творческое задание- оформили грамоты для растений от своих семей...

Конспект + презентация урока по окружающему миру "Солнце, растения и мы с вами" 3класс

Конспект + презентация урока по окружающему миру "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс...