Открытый урок по окружающему миру "Что это за листья?" 1 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Пашинян Нелли Гришаевна

1)План-конспект урока

2) Презентация к уроку

3) Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okr._mir_1_klass.doc80.5 КБ
Office presentation icon chto_eto_za_list.ppt2.47 МБ
Файл samoanaliz_uroka.docx350.43 КБ
Файл osennie_listya.docx428.57 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Частное общеобразовательное учреждение

«Заокская  христианская средняя общеобразовательная школа»

301000 Тульская обл. п. Заокский

ул. Руднева, 43 а

Тел. (48734) 2-01-83

________________________________________________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА   В 1 КЛАССЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Что это за листья?»

Составила:

Пашинян Н.Г.

учитель начальных классов

высшей категории

2016

1.Предмет: Окружающий мир

Класс 1

  1. Учебник: УМК «Школа России» М.И.Моро и др. «Окружающий мир» Учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1 с диском CD, ФГОС, 2011г.,2015г.
  2. Цель: Учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев.
  3. Задачи:

Продолжить обучение распознаванию природных объектов

Развивать умение находить причинно - следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы

  1. Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам
  • Учиться описывать внешний вид листьев
  • Находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт
  • Понимать учебную задачу урока
  • Формулировать свои предположения, высказывания
  • Учиться наблюдать и делать самостоятельно вывод
  • Выполнять практическую работу в парах
  • Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам
  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности
  • Формирование эстетических ценностей
  • Определять успешность выполнения задания

 7. Создать условия для формирования УУД:

-регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.

-коммуникативных: учитывать разные мнения  и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.

-личностных: формировать рефлексивное отношение к учению, осознание конечного результата с поставленной целью.

8. Тип урока Урок открытия нового знания

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная,групповая
  2.  Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,  ПК
  3. Учебные материалы: учебник, тетрадь №1,  А.А. Плешакова, , презентация,видео-ролик с мнемотаблицей.
  4. Предварительная подготовка:  экскурсия в осенний лес, сбор листьев.

Цель:1.Учить детей распознавать листья наиболее распространнёных пород деревьев.

2.Познакомить с отличительными признаками сложной и простой листовой пластинкой

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:1.Листья березы, рябины, клёна, осины, каштана  

2.Пять цветных кружков:желтый,коричневый,зеленый,оранжевый и красный(у каждого ученика)

3.Демонстрационный ПК(мультимедиа-проектор для показа презентаций и видеоролика)

                                                       Ход урока.

1.Орг.момент

Приветствие.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

- Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь,   пенал, цветные карандаши  .

- Я вас приглашаю в научную лабораторию, вы будете юными исследователями. Мы узнаем много нового и интересного.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

 

2. Повторение изученного

О чём мы говорили на прошлом уроке?

 Почему некоторые растения называют «комнатными»?

У каждого из вас с самого начала учебного года есть своё комнатное растение. за которым вы ухаживаете. Это наш с вами долгосрочный проект на 4 года.

Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь разгадать их и сопоставить ответ со своим растением. Да и не только с теми, которые здесь растут, но и с теми, которые у нас росли на клумбе.

1. Растение,   которое похоже на зеленого ежика.  (Кактус)

2. Этот цветок называют звездой. (Астра)

3. А это растение является лекарственным. (Колендула)

4. Название этого растения подсказывает его форму,оно похоже на бутылку (Бутылочное дерево).

5. Какое растение способно нас радовать цветами почти круглый год? (Узамбарская фиалка или сенполия)

 

3. Организация познавательной деятельности

-Ребята,какое сейчас время года?Какое небо осенью?Как греет солнце?

-Муравьишка  Вопросик и Мудрая Черепаха пригласили нас в удивительное местечко.

Отгадайте куда?

-Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,хороший

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

-О каком зеленом друге говорится в загадке?(о лесе)

-О каких ладошках здесь говорится?(о листьях)

-Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом?

-

Отгадайте загадку:

-Падают с ветки золотые монетки(осенние листья)(3 слайд)

-Почему сказано: золотые монетки-листья?(листья осенью ярко желтые,их цвет играет и переливается на солнце. Листья очень красивые)

4.Физкультминутка

-Посмотрите на Муравьишку и Мудрую Черепаху, назовите тему нашего урока.(ответы детей,1 слайд)

5.Практическая часть

1.-Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок(6 слайд)

Кто догадался, что такое «листовая пластинка»?

Что такое «черешок» листа?(один из учеников выходит к доске и показывает.Остальные дети выполняют работу на своих местах)

-Листовая пластинка может быть простой(7 слайд).Например,у дуба,у березы,у клена-листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная.

-Рассмотрите листья. Подумайте,какой лист имеет сложную листовую пластинку?(лист рябины, каштана)

-Почему? Рассмотрите эти листья.(лист рябины состоит из отдельных пластин, каждая из которых напоминает отдельный лист)

 2.На столах листья разных пород деревьев, Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. По каким признакам можно разделить на группы все листья? Каким образом поделим листья?(ответы)

-Разложите их на группы в зависимости от формы листа. 1)Листья с простой листовой пластинкой 2) листья со сложной листовой пластинкой.

(Дети работают в группах. Раскладывают листья на группы)

-Назовите, какие группы листьев у вас получились?(ответы)

-А теперь давайте проверим, верно ли мы выполнили задание.(4 слайд)

-Вы правильно разложили листья на столах в отдельные группы. А чем отличаются листья друг от друга в каждой группе?(сторением)

 

 

 5. Работа по учебнику, страница 14

-Рассмотрите листья на левой странице. Какие листья вам знакомы? Назовите их.

-Сколько на рисунке листьев клёна?(2)Чем отличаются эти листья?(окраской)

-Сколько на рисунке листьев березы?(4)Что можете сказать об окраске этих листьев?(ответы детей)Какую окраску они имеют?

-Сколько листьев осины на рисунке?(3) Чем отличаются эти листья. Какую еще окраску могут иметь листья осины осенью?(красную)

 6.Игра «Узнай лист»

-У каждого из вас есть 5 цветных кружков-желтый,коричневый,зелёный,оранжевый и красный. Разложите их перед собой. Рассмотрите листья на правой странице раб.тетради (стр.17). Положите желтый кружок на листья березы, зеленый-на лист конского каштана,красный-на лист рябины,коричневый-на лист дуба,оранжевый-на лист клена.

-Проверим(8 слайд)

 

7.Мнемотехника (закрепление изученного через мнемообразы)

Посмотрите на эту мнемосхему.Это стихотворение Н. Нищева «Осень»

Мы сейчас попробуем вместе со мной при помощи таблицы запомнить его и заодно проведём пальчиковую гимнастику.

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,(Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки ( Спокойно укладывают ладони на стол.))

Ветер бросил на тропинку.

8.Закрепление.

 Работа с учебником (стр.28-29)

 Листья разных деревьев различаются размером, формой, а осенью ещё и цветом. Поэтому по листьям можно определять деревья.

10. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

11.Рефлексия.

Давайте теперь при помощи нашего « светофорика» определим , как вы усвоили урок

Зелёный цвет-«Всё понятно!»

Жёлтый цвет –« Понятно, но не всё»

Красный цвет- «Я ничего не понял»

Игра «Улыбнись».(снятие напряжения)

-И природа,и творение людей радует нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо всем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Заокская  христианская средняя общеобразовательная школа»

301000 Тульская обл. п. Заокский

ул. Руднева, 43 а

Тел. (48734) 2-01-83

________________________________________________________________

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе

УМК «Школа России»

Пашинян Нелли Гришаевны

Класс: 1

Тема урока: «Что за листья?»

Основные цели урока.

Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным  в уроке является этап открытия «новых» знаний.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока.

Этот урок проводится в разделе «Что и кто?». На предыдущих уроках рассматривались части растений, что растёт на клумбе и на подоконнике. В начале учебного года мы с классом начали долгосрочный проект на 4 года «Моё комнатное растение»  .Каждый учащийся в классе ухаживает за своим цветком ,изучая и узнавая названия растений, их роль в жизни человека, родину каждого растения ,все правила и методы выращивания комнатных цветов, их особенности. Часть вопросов по этой теме входила в проверку домашнего задания и является логическим продолжением изучения тем о растительном мире. В дальнейшем изучение данной темы поможет учащимся понять, какие растения называются хвойными, а какие лиственными и почему; как живут растения; почему деревья называют «лёгкими нашей планеты»; поможет научиться распознавать разные породы деревьев.

В моём классе 18 обучающихся , из которых 5 девочек,13 мальчиков. Дети из разных семей, разной подготовленности к школе. Среди них есть дети с хорошей дошкольной базой(8 человек), есть дети без базы(5 человек),, двое гиперактивных, двое эмоционально расторможенных детей, но, в целом, класс работоспособный.

При планировании урока в первую очередь учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Так как первоклассники активно реагируют на впечатления, доставляемые им органами чувств, то на уроке присутствовала наглядность, использовалал видео таблица мнемо-стихотворения «Осенние листья». У детей этого возраста достаточно быстрая утомляемость, поэтому в урок были включены различные динамические паузы (что особенно важно для гиперактивного ребёнка). Проводился контроль за посадкой учащихся. Слабое произвольное внимание приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности, чтобы сохранить интерес к уроку и сосредоточенность на учебном материале  Учитывался уровень подготовленности детей. Задания урока планировались с учётом  разного уровня развития детей При работе в группах объединяла учащихся равных по способностям для облегчения усвоения материала. Всегда помню: не ставить сомневающегося ученика в ситуацию неожиданного вопроса, дать ему время на обдумывание ответа. Инертных учеников по новому материалу лучше опросить на следующий урок, дав им время на осмысление материала дома, а кому необходимо - оказывать помощь на уроке.

В процессе выстраивания работы с детьми по теме урока я планировала формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные УУД - умение вести себя культурно, экологически грамотно, соблюдать уважительное отношение к людям, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку, нравственно-этическое оценивание (какое значение для меня имеет учение, и что я сегодня усвоил на уроке).

Познавательные УУД – умение описывать, сравнивать, классифицировать объекты природы по внешним признакам, умение извлекать информацию, представленную в разной форме – вербальной, иллюстративной и в разных источниках, умение проводить несложные наблюдения за объектами неживой природы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения и делая выводы в устной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и устанавливать последовательность их протекания, умение обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД – осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД – развитие умения слышать, слушать, вступать в диалог, приобретение опыта сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществление совместной познавательной деятельности в парах, осознание необходимости уважительного отношения к партнёру.

Задача учителя современной школы не просто передавать знания, но и открывать перед каждым, даже заурядным ребёнком те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своём «Я», чувствовать себя не обделённым, а необходимым звеном цепочки коллектива. Поэтому для урока я выбрала следующие методы и формы обучения: 1) репродуктивный метод (проверка знаний по прошлому материалу);

2) наглядный метод (слова-опоры, слайды, демонстрационный материал);

3)практическая работа (классификация листьев по группам);

4) частично-поисковый метод (при изучении новой темы);

5) самостоятельная работа (нахождение листиков в соответствии с заданием);

6) словесные методы (рассказ, пересказ, беседа, элементы дискуссии);

7) работа с учебником;

8) фронтальная работа;

9) работа в группах (практическая работа);

10) индивидуальная работа (ответы детей

11) самоконтроль, самопроверка (ответы к загадкам, работа в группах, проверка самостоятельной работы);

12) использование «педагогики сотрудничества»;

13) стимулирование активности ученика (по ходу урока);

14) использование разных источников знания

Обеспечение мотивации и принятия учащимися целей учебно-познавательной деятельности осуществляла при помощи создания на уроке ситуаций успеха, стимулирования любознательности, постановкой интересных вопросов и разнообразных заданий, при помощи дифференцированного подхода к обучающимся, поддержанием доброжелательной обстановки, атмосферы радостного, искреннего общения.

Организация урока

Считаю, что главный этап урока – это работа по новой теме, которая началась с самоопределения к деятельности. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать его к знакомому материалу, которое вспомнится перед объяснением. На этом этапе урока я включила элемент игры (загадки о деревьях от Муравьишки). Здесь формируются регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные УУД.

Детьми было совершено волевое усилие услышать, прослушать и проанализировать услышанное. Они не боялись дать неверный ответ на загадку, выслушивали ответы одноклассников, проводили самооценку (Я правильно разгадал загадку или нет?), учились корректно вступать в диалог: «А я не совсем согласен, верный ответ не берёза, а осина, потому что …». Этот этап работы понравился ребятам.

Физминутка

Дети устали сидеть за партами, и я провела динамическую паузу, связав её с темой урока.

Всё это подвело обучающихся к самостоятельному выводу формулировки темы урока.

Соответствие урока требованиям ФГОС

Перед тем как объявить тему урока создаю проблемную ситуацию и мотивирую детей на открытие новых знаний. Обучающиеся работают с иллюстрациями учебника, анализируют форму, размер и цвет листьев деревьев. Чтобы связать тему урока с жизнью, прошу ответить на вопрос: «Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы видели на прогулке?». Провожу анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, учу детей делать выводы.  

По новым Федеральным Стандартам ученики должны добывать знания сами, поэтому следующим этапом урока стала практическая работа в группах. Дети группировали, сравнивали простые листовые пластинки и сложные листовые пластинки и делали выводы, связанные с темой урока (идёт формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Считаю, что на этом этапе работы необходима ещё одна разминка, переключение и восстановление внимания, так как дети долго работали с учебником и рассматривали листья. Разминку тоже связала с темой урока: Использовала мнемотаблицу.Этот метод мои подопечным очень знаком Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т.е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию. (осуществила межпредметную связь , развитие речи)
Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её

На уроке я использовала мнемотаблицу к стихотворению «Осенние листья» Н.Нищевой.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2015/09/02.png

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Хочу отметить, что мнемотехнические приемы  являются одними из эффективных средств развития речи, облегчающие и ускоряющие процесс запоминания и усвоения информации. Именно поэтому,я стараюсь на своих уроках ,по возможности, их использовать

Решила, что логическим завершением работы по изучению новой темы  станет работа в рабочей тетради.Учащиеся должны были по моим указаниям ометить разноцветными кружочками определённые листья. желтый кружок на лист березы, зеленый-на лист конского каштана,красный-на лист рябины,коричневый-на лист дуба,оранжевый-на лист клена.:. Тем самым обучающиеся получили полный объём доступных их возрасту знаний о самых распространённых деревьях, растущих в нашей местности.

По-моему, время, отведённое на каждый этап урока, было распределено рационально. Все задания, запланированные для урока, были выполнены. Немного был затянут этап самостоятельной работы, потому что некоторые ученики начали неверно выполнять задание, запутались. Очевидно, я очень быстро подвела ребят к выполнению задания, именно этим ученикам было необходимо более подробное разъяснение и время на осмысление, и даже помощь учителя. Считаю, что «связки» между этапами урока были логичны, даже динамические паузы я подбирала в соответствии с темой урока.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлялся в соответствии с темой и целями урока. В классе есть мультимедийный проектор , ноутбук и экран ,для работы на уроках. Это помогло мне более доступно объяснить детям новый материал. Наглядность была представлена в виде фотографий  и настоящих выращиваемых детьми комнатных цветов, слайдов ,видео материала, подготовленных и высушенных предварительно  листьев (межпредметная связь с уроком технологии),, фотопейзажа осеннего леса.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был организован на всех этапах урока. Осуществлялся в форме фронтального опроса, ключевых вопросов учебного диалога, при самостоятельной работе, при подведении итогов урока. Так как в первом классе безоценочное обучение, то ученикам оценка ответа давалась в устной форме: «Ты сегодня хорошо работал, но немного растерялся при ответе …», «Молодец!», «Ты порадовал меня ответом», «Мне хотелось бы услышать на следующем уроке от тебя более полный ответ».  .

Я считаю, что цель урока достигнута. Ребята познакомились с деревьями, растущими возле школы, поняли, как по листику можно определить название дерева,,какие бывают листовые пластины произвели нравственно-этическое оценивание.В конце урока была проведена рефлексия при помощи светофора:

Зелёный цвет-«Всё понятно!»

Жёлтый цвет –« Понятно, но не всё»

Красный цвет- «Я ничего не понял»

Исходя из итогов самоанализа детей,могу сказать,что большинство детей использовали зелёный цвет светофора,три ребёнка использовали жёлтый цвет,красный цвет никто не поднял.

Вывод самоанализа.

Я старалась создать на уроке атмосферу психологического комфорта, увлечь ребят, подобрала различные формы подачи материала. Дисциплина на уроке была хорошая, а, значит, детям было интересно работать.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый  урок достиг.. Дети усвоили алгоритм работы по данной  теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников.   .

Урок дан 27 .10. 2016 г  в рамках конкурса открытых уроков школы «Самый лучший урок»

Была присвоена номинация «Лучшие инновационные внедрения в рамках ФГОС»



Предварительный просмотр:

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2015/09/02.png

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о  режиме питания.Рассказать о значении питания  для человека.Дать понятие полезная ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...

Открытый урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс ФГОС, УМК "Школа России"

Даанный материал поможет расширить знания учеников о звёздах и созвездиях. Ребята научатся различать изученные созвездия и строить модели созвездий....

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе с использованием компьютерной презентации Тема : "Красная книга Саратовской области" УМК «Школа России»

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе с использованием компьютерной презентации Тема :  "Красная книга Саратовской области" УМК «Школа России»...