Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

1.      Пояснительная записка «Окружающий мир»

       Рабочая программа по   окружающему миру для учащихся 2-го класса   оставлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования;

- Приказа Министерства образования и науки №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6октября 2009г. № 373».

Изучение осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н .Ф. Виноградовой.

Учебник:

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012

 Рабочие тетради:

Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Пояснительная записка «Окружающий мир»

       Рабочая программа по   окружающему миру для учащихся 2-го класса   оставлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования;

- Приказа Министерства образования и науки №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6октября 2009г. № 373».

Изучение осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н .Ф. Виноградовой. 

Учебник:

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012

 Рабочие тетради:

Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Описание  места учебного предмета.

Рабочая программа по   окружающему миру для учащихся 2-го класса  составлена в соответствии с Базисным учебным планом и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

 .2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения второклассниками  определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные  результаты:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

3. Содержание программы (68ч)

Введение. Что окружает человека (1 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

      Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы жители Земли (9 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

Природные сообщества (23 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).



урока

Дата проведения

Тема урока

 

Количество часов

1

Что окружает человека?

1

2

Бывают ли на свете чудеса?

1

3

Я, ты, он, она…  Все мы люди.

1

4

Наши помощники – органы чувств.

1

5

Наши помощники – органы чувств.

Опыты на оживление ощущений.

1

6

Поговорим о здоровье.  Чтобы меньше болеть

1

7

Поговорим о здоровье.  Чтобы меньше болеть.

1

8

Режим дня. Чтобы не уставать

1

9

Режим дня. Поговорим о часах.

Составление памятки «Режим дня второклассника»

1

10

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

1

11

Закаляться может каждый. Составление памятки «Правила закаливания».

Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

1

12

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

1

13

Почему нужно правильно питаться. О витаминах.

Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»

1

14

Умеем ли мы есть?

1

15

 

Почему нужно быть осторожным?

Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»

1

16

Зачем  изменить себя?

Проверочная работа по изученным разделам.

1

17

Что такое семья? Составление семейного генеалогического древа.

1

18

Домашнее хозяйство.

1

19

Семейный досуг.

1

20

Правила поведения. Какие бывают правила.

1

21

Умеешь ли ты дружить?

1

22

Умеешь ли ты общаться?

1

23

Родина – что это значит?

1

24

Прошлое, настоящее, будущее.

1

25

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

1

26

Москва – столица России.Заочная экскурсия по Москве.

1

27

Москва – столица России.

1

28

Города России.

1

29

Родной край – частица Родины.

1

30

Как трудятся россияне.

1

31

О занятиях наших предков.

1

32

Все профессии важны.

1

33

Мы – граждане России. Права граждан России.

1

34

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

1

35

Россия – многонациональная страна.

1

36

Твоё первое знакомство со звёздами.

1

37

Земля – планета солнечной системы.

1

38

Глобус – модель земли.

1

39

 В некотором царстве. Царства природы.

1

40

Грибы.Составление памятки «Ядовитые грибы»

1

41

Какие животные живут на Земле.

1

42

Разнообразие растений.

1

43

Условия роста и развития растений.

Проведение опыта «Как развивается фасоль»

1

44

Природные сообщества. Среда обитания – что это такое?

1

45

Лес и его обитатели.

1

46

Деревья в лесу.

1

47

Кустарники леса. Составление рассказа – описания кустарника (по вы-бору учащегося).

1

48

Травянистые растения леса.

1

49

Лесная аптека.

1

50

Животные леса.

1

51

Птицы – лесные жители.

1

52

Пресмыкающиеся леса.

1

53

Насекомые леса.

1

54

Правила поведения в лесу.

Письменный опрос по темам раздела.

1

55

Что мы знаем о воде.

1

56

Круговорот воды в природе.

1

57

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.

1

58

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.

1

59

Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.

1

60

Обитатели солёных водоёмов.

1

61

Луг и его обитатели. Растения луга.

1

62

Луг и его обитатели. Животные луга.

1

63

Поле и его обитатели. Растения поля.

1

64

Животные поля.

1

65

Сад и его обитатели.

1

66

Природа и человек. Человек – часть природы.

1

67

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

1

68

Животные – друзья человека.

Письменный опрос по темам раздела.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса

Рабочая программа  разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по окружающему миру адресована учащимся  1 ступени начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-8...