Петр Великий
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ламзина Татьяна Александровна

Цель: формировать представления учащихся о времени прав­ления Петра I, его реформах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyotr_1.doc51 КБ
Microsoft Office document icon novyy_keys-urok.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5 0. Петр Великий

Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра Первого.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

1.        Блицопрос

  • Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII в.
  • Что такое народное ополчение?
  • Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
  • В каком году первый из династии Романовых был избран на царство?

2.        Тест

1.        Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом?

а)        царь Федор Иванович

б)        торговый человек Кузьма Минин

в)        князь Дмитрий Иванович Пожарский

2.        В каком году польские захватчики были разгромлены и из-
гнаны из Москвы?

а) в 1612 г.        б) в 1613 г.        в) в 1818 г.

3.        Какой праздник отмечается в современной России в память
о событиях 1612г.?

а)        День России - 12^поня

б)        День народного единства — 4 ноября

в)        День Конституции - 12 декабря

4.        Когда в России начали править цари из рода Романовых?
а) в 1564 г.        б) в 1612 г.        
в) в 1613 г.

3.        Работа в парах

—        Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 30. Чье описание памятника вам понравилось больше других?

4.        Сообщения учащихся

(Чтение сочинений-рассуждений. Ученики приводят свои примеры патриотизма.)

III.        Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает репродукцию портрета Петра Первого.)

  • Что вы можете сказать, глядя на это портрет? Каков человек, изображенный здесь? (Высказывания учеников.)
  • Перед вами портрет Петра Великого. Что мы уже знаем о нем? (Высказывания учеников.)
  • А что вы хотели бы узнать? (Гдеродился и вырос Петр?Долго ли жил ? Чем прославился ?Была ли у него семья ? Как закончилась его жизнь? И т. д.)

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV.        Открытие нового знания

Работа в группах

(Работа по учебнику (с. 94—100), энциклопедии «Я познаю мир. История России», детским познавательным журналам.) Вопрос для первой группы

—        Кто такой Петр Первый (из какой семьи, детство, характер, увлечения)? (Вранней юности Петр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали ца ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал.)

Вопрос для второй группы

—        Какие преобразования произошли в России при Петре Первом? (Новый календарь, первые печатная газета, музей, библиотека, новые заводы и города, школы, военно-морской флот и др.)

Вопрос для третьей группы        #

—        Какой город на Неве построил Петр Первый и зачем? (Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Черное моря.)

V.        Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

—        Почему Петра Первого прозвали Великим? (Ответы детей.)

Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.

В 1721 г. Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

VI.        Физкультминутка

VII.        Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работая в группах, ученики обсуждают и выбирают верные ответы задания 2 на с. 32. Коллективная проверка.)

  • Какие две ошибки вы нашли в тексте в задании 3? (Ошибки: Грановитая палата в Москве, Новый год отмечали 1 января.)
  • Выполните задание 5 на с. 33. О чем идет речь? (О строительстве города Санкт-Петербурга.)

2. Мозговой штурм

  1. Какой титул получил Петр I в истории России? (Великий.)
  1. Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10лет.)
  2. Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)
  3. Как назывался его полк? (Потешный.)
  4. Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)
  5. Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.)
  6. Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела.)
  7. Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
  8. Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первые газета, музей, библиотека.)

  1. Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новыезаводы, возникли новые города, началось тесное общение состранами Европы.)
  2. Зачем надо было устанавливать контакты с Европой? (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)
  3. Когда был заложен город на Неве? (300лет назад.)
  4. С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)
  5. Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)

(Ученики обсуждают вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 100 учебника.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—        Давайте вернемся к началу урока. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку.

—        Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

  • Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
  • Где могут пригодиться в жизни новые знания?
  • Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 94—100 учебника.
  2. Выполнить задание 6 на с. 34—35 рабочей тетради.

Дополнительный материал «Я в учении нуждаюсь и в учителях»

Петр I стал царем в 1682 г., когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своем развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя - боярами и дворянами — постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания...

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — такие слова вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

...В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.

При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур — промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица — Петербург.

Потешные полки

Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр — слишком юным, поэтому государственными делами управляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением

обучался военной премудрости. С 1683 г. в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь формировал потешные полки. В 1686 г. в числе «потешных» солдат оказался и сын конюха А.Д. Меншиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, потешные полки — в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная русская армия.

«Морским судам быть!»

Царя Петра всегда интересовали корабли; Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой'лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, делали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился. А «дедушка русского флота» — неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, — жив и по сей день хранится в музее.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации

учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

Выполнила:  Ламзина  Татьяна  Александровна,

место работы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, должность: учитель начальных  классов.

Саранск,

2014.

Кейс – урок

УМК «Школа России»

Класс 4.

Тема: Петр Великий

Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Формируемые УУД:

познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные  устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

предметные – называть имена наиболее известных представителей разных исторических эпох; рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; описывать достопримечательности Петербурга.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра Первого.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

1.        Блицопрос

  • Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII в.
  • Что такое народное ополчение?
  • Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
  • В каком году первый из династии Романовых был избран на царство?

2.        Тест

1.        Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом?

а) царь Федор Иванович

б) торговый человек Кузьма Минин

в) князь Дмитрий Иванович Пожарский

2.        В каком году польские захватчики были разгромлены и изг-
наны из Москвы?

а) в 1612 г.        б) в 1613 г.        в) в 1818 г.

3.        Какой праздник отмечается в современной России в память
о событиях 1612 г.?

       а) День России – 12 июня

       б) День народного единства — 4 ноября

в) День Конституции - 12 декабря

4. Когда в России начали править цари из рода Романовых?
а) в 1564 г.        б) в 1612 г.        
в) в 1613 г.

3.        Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает репродукцию портрета Петра  Первого.)

  • Что вы можете сказать, глядя на это портрет? Каков человек, изображенный здесь? (Высказывания учеников.)
  • Перед вами портрет Петра Великого. Что мы уже знаем о нем? (Высказывания учеников.)
  • А что вы хотели бы узнать? ( Где родился и вырос Петр? Долго ли жил ? Чем прославился? Была ли у него семья? Как закончилась его жизнь? И т. д.)

(Учитель записывает план работы на доске.)

4.        Открытие нового знания. Работа с кейсами.

- Сегодня мы будем работать с  кейсами в группах. Разделимся на группы.

Первая группа работает над вопросом:

- Кто такой Пётр  Первый?

Вторая группа над вопросом:

- Какие преобразования произошли в России при Петре  Первом?

Третья группа над вопросом:

- Какой город на Неве построил Пётр  Первый и зачем?

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов - «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Кейсы.

Кейс № 1.

Источник 1. Карточка – помогайка

  1. Кто такой Пётр Великий?

1) Из какой семьи происходит?

2) Составьте рассказ о его детстве

3) Характер и увлечения Петра.

  Источник 2. Работа по учебнику (с.94-100)

  Источник 3. Энциклопедия «Я познаю мир. История России». Стр.

Источник 4. Потешные полки

Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр — слишком юным, поэтому государственными делами управляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением

обучался военной премудрости. С 1683 г. в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь формировал потешные полки. В 1686 г. в числе «потешных» солдат оказался и сын конюха А.Д. Меншиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, потешные полки — в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная русская армия.

Источник 4. «Морским судам быть!»

Царя Петра всегда интересовали корабли; Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой'лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, делали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился. А «дедушка русского флота» — неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, — жив и по сей день хранится в музее.

Кейс № 2.

Источник 1. Карточка – помогайка

- Какие преобразования произошли в России при Петре Первом?

1)  Какие дела Петра Первого вошли в историю?

2) Что нового произошло в политике?

3) С кем воевал Пётр Первый?

4) Какие нововведения были им проведены?

Источник 2. Работа по учебнику (с.94-100)

Источник 3.Энциклопедия «Я познаю мир. История России». Стр.

Источник 4. «Я в учении нуждаюсь и в учителях»

Петр I стал царем в 1682 г., когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своем развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя - боярами и дворянами — постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания...

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — такие слова вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур — промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица — Петербург.

Кейс № 3.

Источник 1. Карточка – помогайка

Какой город на Неве построил Пётр Первый и зачем?

  1. С кем воевал в этих местах Пётр Первый?
  2. С чего началось строительство города?
  3. Что ещё было возведено на берегу Невы?

Источник 2. Работа по учебнику (с.94-100)

Источник 3. Энциклопедия «Я познаю мир. История России» Стр.

Источник 4.   «Что было впервые»

Строились  промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица — Петербург.

5.        Физкультминутка

6. Презентация. Сообщения учащихся.

7. Подведение итогов урока

—        Давайте вернемся к началу урока. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку.

—        Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

8. Рефлексия.

Мозговой штурм

- Какой титул получил Пётр Первый в истории России?

- Во сколько лет был  провозглашён Пётр царём?

- Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?

- Как назывался его полк?

- Что дала Петру эта игра?

- Чем отличался Пётр Первый от европейских государей своего времени?

- Какие основные черты характера Петра Первого?

- Что нового появилось в России при Петре Первом?

- Какие дела Петра Первого вошли в историю?

- Для чего России был нужен город на Неве?

- С чего началось строительство города?

  • Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
  • Где могут пригодиться в жизни новые знания?

9. Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 94—100 учебника.
  2. Выполнить задание 6 на с. 34—35 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Петр Великий"

Обемный тест поможет учителю проверить знания по  этой теме....

Урок истории в 3 классе по ОС «Школа 2100» по теме: "Петр Великий"

Развитие познавательной деятельности учащихся...

открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

открытый урок по окружающему миру в 3 классе  "Петр Великий" по программе "Школа 2100"...

"Петр Великий"

Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме "Петр Великий". 3 класс "Школа 2100"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

                Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен   с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу.   ...