Рабочая программа 4класс РО Занков
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Голендухина Алена Владимировна

Рабочая программа РО Занков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

«Проверено»

Руководитель кафедры

начальных классов  

______________________

/Голикова Т.И./

«28»   августа  2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______________________

/Гусак И.В./

«29»   августа  2015г.

«Утверждено»

Директор

МОБУ «СОШ№1»

_______________________

Ф.И.О./Кокорев В.Н./

 Приказ №350-О

 «31»   августа  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

__________ОКРУЖАЮЩИЙ МИР_______

(наименование учебного предмета (курса)

____   __________ _ 4 класс________________

класс

___________2015-2016уч.год______________

(срок реализации програ

Составлена на основе примерной программы:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Федеральный научно-методический центр им.Занкова Л.В. Составители сборника Е.О.Яременко, Н.В.Нечаева  Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2012 г

(наименование программы, автор программы)

Учебник:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч.-10-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу

Голендухина Алена Владимировна

пгт. Пойковский

2015 – 2016 учебный год

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру  для 4 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир», сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Федеральный научно-методический центр им.Занкова Л.В. Составители сборника Е.О.Яременко, Н.В.Нечаева  Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2012 г

Учебный предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части дисциплин основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Это единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений в качестве компонентов единого мира. Такое понимание

роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Основу интегрированного курса согласно требованиям ФГОС НОО составляют содержательные блоки «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА   «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

 1 классе эти взаимозависимости даны в общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в форме рисунков.

Курс носит пропедевтический характерно в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем «путешествуют» по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе – следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды, сравнивают с природой России. Узнают, как развиваются науки, люди изобретают машины, бытовую технику, технические средства, которые входят в повседневную жизнь человека; приходят к пониманию интереса человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление обучающихся с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества – познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, – так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности. На это нацеливают и специально

сформулированные в учебнике задания.

Учебный материал выстроен таким образом, чтобы включать обучающихся в наблюдения, опыты, эксперименты, общение друг с другом и другими людьми. Особое внимание уделяется проведению практических работ, экскурсий, создаются условия и для формирования умения работать с текстом и информацией.

Программа построена по принципу дифференциации, т.е. «расчленение целого на многообразные формы и ступени, выявление различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Начиная с 1 класса постепенно увеличиваются количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, образуя, по выражению Л.В. Занкова, более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и эмпирического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического просматривается в следующих линиях: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования у него универсальных учебных действий. Так, погружение в разнообразную природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу обучения в начальной школе достичь планируемых результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной программой.

III.МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА   «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 На предмет «Окружающий мир» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов (2 час в неделю; 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир».

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной

на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

V.СОДЕРЖАНИЕ   ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир (21 час)

Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

Энергия – источник движения. Человек познает самого себя. Клетка –основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России (10 часов)

Человек и общество

Россия при Петре I. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности.

Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Мир человека в Новое время (27 часов)

Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941–1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетомвозможностей).

Современная Россия (10 часов)

Человек и общество

         Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права.

Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

 Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица государства. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства соседи России.

Россия – многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край – часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Проектная деятель-

ность

Теоретичес-кие

Экскурсии-практические

работы

Контроль-ные работы

1

Человек и окружающий мир

21

Человек и мир, созданный им

5

3

1

1

Наши соседи на Западе

16

13

1 экск.+

1 практ.

1

2

Преобразования в России

10

5

1экск.+

2 практ.

1

1

3

Мир человека в Новое время

27

Разнообразие природы Земли

7

3

1экск. + 2практ.

1

События XIX–XX веков

10

8

1экск.

1

Человек и природа

10

6

3практ.

1

4

Современная Россия

10

5

1экс+ 2 практ

1

1

ИТОГО

68

43

5эк. + 10пр.

3

7

IIV.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ  ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и причины

опережения или отставания

по

программе

по

КТП

факт

1 Всего:

18

18

2 Всего:

14

14

3 Всего

18

18

4 Всего:

18

18

Итого:

68

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

Интернет ресурсы

4 класс

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч.-10-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3-4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г

2.Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

 3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2011. (Стандарты второго поколения).

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е и 2 –е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

www.zankov.ru

www.zankov.ru

www.4stupeni.ru

www.uchportal.ru

www.proshkolu.ru

4 класс

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров». 2013г

Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Федеральный научно-методический центр им.Занкова Л.В.Составители сборника Е.О.Яременко, Н.В.Нечаева

Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2012 год

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство)

1.Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».2011г

2. Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».2011г

2

методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал

1.Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Федеральный научно-методический центр им.Занкова Л.В.

Составители сборника Е.О.Яременко, Н.В.Нечаева Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2012 год

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3-4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г

3

учебно-лабораторное оборудование и приборы

-учебное пособие для обучающихся с инструкциями по выполнению лабораторных  работ с использованием  модульной системы экспериментов;

- цифровой микроскоп с кейсом;

4

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

-автоматизированное место учителя;

-интерактивная доска SMART;

-проектор короткофокусный с креплением;

-экран проекционный;

-лазерный копир/принтер/сканер;

-колонки акустические;

-ноутбук для учащихся (25шт.);

-документ-камера (1шт.);

-наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями (по всем предметам) диски

-телевизор «Самсунг»;

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

-магнитная доска;

- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса;

Наглядные пособия:

- натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

- муляжи плодов, животных;

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира».

5

цифровые образовательные ресурсы

www.zankov.ru

www.zankov.ru

www.4stupeni.ru

www.uchportal.ru

www.proshkolu.ru

IX.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам;

– проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) в целях поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;

– использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы;

– использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

– различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;

– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств;

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение,

соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

– соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Человек и общество

Обучающийся научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

– узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе в целях поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

– осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления)

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Обучающийся получит возможность узнать:

– об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

– об особенностях быта, труда, духовнонравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К.Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев;

– об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края.

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

        В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

4



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс (68ч)

п/п

Название

раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемые УУД

Вид, форма контроля

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

I четверть 18ч

Человек и окружающий мир

21

Человек и мир, созданный им.

5

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Выпускник получит возможность  для формирования:

– ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;

– ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– адекватно воспринимать предложения  и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью

инструментов ИКТ;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

1

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

Р/к  Наш край на карте Родины.

1

01.09

Обучающийся научится: описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки.Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э. Определять влияние деятельности человека на окружающую при роду.

Понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века (Средневековье), Новое время, Новейшее время

2

Первопроходцы в науке. Техника и человек.

Р/к   Наш край на карте Родины.

1

04.09

Обучающийся научится: объяснять влияние промышленности и техники на природу.  Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах.  Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому).  Знать правила безопасного использования электрических приборов

3

Трудный путь становления медицины.

Входной контроль.

Р/к   Ханты-Мансийск – столица края – город на семи холмах.                              

1

08.09

Обучающийся научится: понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач». Извлечение информации из познавательного текста. Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.

К.р.

4

Клетка – основа строения и роста  живых организмов.

Р/к  Ханты-Мансийск – столица края – город на семи холмах.                              

1

11.09

Обучающийся научится: знать строение клетки и зарисовывать ее схематично. Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов. Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная).

5

Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни.

Проектная работа.

Р/к  Ханты-Мансийск – столица края – город на семи холмах.                              

1

15.09

Обучающийся научится: понимать причину роста живых организмов. Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.

проект

Наши соседи на Западе

16

6

Лекарственные растения.

Р/к   Формы поверхности, характерные для нашего края.                              

1

18.09

Обучающийся научится: узнавать и называть 3–5 местных лекарственных растений (на выбор ученика).

Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений.

7

Средневековье. Практическая работа 

Р/к   Формы поверхности, характерные для нашего края.                              

1

22.09

Обучающийся научится: называть интервал времени, именуемый Средневековьем. Кратко характеризовать природные условия Западной Европы. Называть страны Западной и Восточной Европы. Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации. Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси.

Пр.р

8

Осанка человека.

Р/к  Картины природы в лесной зоне.                      

1

25.09

Обучающийся научится: объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки.

9

Скелет человека.

Р/к  Картины природы в лесной зоне.                      

1

29.09

Обучающийся научится: называть основные отделы, составляющие скелет человека. Уметь проводить измерения и оформлять результаты. Понимать значение позвоночника в организме человека.

10

Оказание первой помощи при

травмах.

Р/к  Картины природы в лесной зоне.                    

1

02.10

Обучающийся научится: понимать взаимосвязь между строением разных отделов скелета и их функции.

Характеризовать строение конечностей человека. Определять подвижные и неподвижные сочленения костей и их значение. Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе).

11

Мышцы тела.

Р/к  Картины природы в лесной зоне.                    

1

06.10

Обучающийся научится: объяснять назначение мышц в организме.

Понимать зависимость развития костно-мышечной системы от занятий спортом. Уметь на основе наблюдения делать выводы.

12

Начало Нового времени.

 Р/к Взаимосвязь растительного и животного мира.

1

09.10

Обучающийся научится: использовать тексты, иллюстрации в целях получения нужной информации.

Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества.

Называть 2–3 имени великих художников эпохи Возрождения (на выбор ученика). Понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества.

13

Расширение знаний о Земле.

Р/к Взаимосвязь растительного и животного мира.

1

13.10

Обучающийся научится: показывать на карте и глобусе параллели и меридианы. Пользоваться градусной сеткой (системой координат)

Характеризовать значение путешествия Колумба. Называть имя великого мореплавателя – Христофора Колумба. Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени.

14

Кругосветное путешествие

Магеллана.

Р/к  Взаимосвязь растительного и животного мира.

1

16.10

Обучающийся научится: характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана. Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрутов великих географических открытий. Отмечать на ленте времени историческое событие.

15

Природа Нового света.

Р/к Разнообразие птиц Югры.

1

20.10

Обучающийся научится: находить на карте географические объекты Северной Америки. Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки. Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России. Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Сравнивать природные зоны разных материков.

16

Развитие науки. Устройство Вселенной.

 Р/к Разнообразие птиц Югры.

1

23.10

Обучающийся научится: оценивать влияние открытия Коперника на развитие наук и будущее человечества. Пользоваться справочниками и дополнительной литературой. Выделять существенные признаки Солнца, Луны, Земли. Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка.

17

Законы природы.

Р/к Священные птицы: гусь,гагара, кулик, орёл, и др.

1

27.10

Обучающийся научится: проводить несложные наблюдения в окружающей среде. Понимать значение открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Находить причины различных явлений в окружающем мире и делать выводы.

18

Открытие невидимого мира.

Р/к Священные птицы: гусь,гагара, кулик, орёл, и др.

1

30.10

Обучающийся научится: понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники. Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части. Проводить наблюдения с помощью простейшего лабораторного оборудования.

II четверть 14ч

19

Победа над эпидемиями.

Экскурсия в лабораторию.

 Р/к Священные птицы: гусь,гагара, кулик, орёл, и др.

1

10.11

Обучающийся научится: иметь представление о понятиях «инфекция», «вакцинация». Объяснять значение для человечества открытия Дженнера. Называть 1–2 болезни, против которых детям делают прививки. Характеризовать пути распространения различных инфекций. Знать правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Экс.

20

Правила здорового образа жизни. Проектная работа.

Р/к Лес – лёгкие Югры.   

1

13.11

Обучающийся научится: характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание».

Знать основные правила личной гигиены. Приводить примеры способов закаливания.

проект

21

Особенности кожного покрова.

Р/к Лес – лёгкие Югры.  

1

17.11

Обучающийся научится: характеризовать значение кожи. Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья.

Преобразования в России

10

22

Россия при Петре I.

Практическая работа.

Р/к Лес – лёгкие Югры.  

1

20.11

Обучающийся научится: знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I. Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море. Использовать для поиска нужной информации текст и карты

Пр.р

23

Строительство Санкт-Петербурга.

Р/к Лес – лёгкие Югры.  

1

24.11

Обучающийся научится: узнавать и называть 1–2 достопримечательности СанктПетербурга.

Характеризовать особенности расположения города. Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (1712–1918).

24

Пётр I: царь и человек.

Проектная работа.

Р/к  Бережное использование лесных богатств края.  

1

27.11

Обучающийся научится: иметь представление о преобразованиях Петра I. Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны.

проект

25

Становление российской науки.

М.В. Ломоносов – великий

Русский учёный.  

Р/к  Бережное использование лесных богатств края.  

1

01.12

Обучающийся научится: различать свойства гранита и известняка. Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого. Проводить исследования и практические работы. Оформлять полученные результаты в таблицу. Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте. Называть крупные месторождения полезных ископаемых.

26

Минералы.

Практическая работа.

Р/к Бережное использование лесных богатств края.  

1

04.12

Обучающийся научится: иметь представление о разнообразии полезных ископаемых. Приводить примеры полезных ископаемых (минералов). Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы. Понимать значение свойств полезных ископаемых и их использования в промышленности и сельском хозяйстве.

Пр.р

27

Кладовая недр Земли.

Р/к  Грибы – часть живой природы.                                              

1

08.12

Обучающийся научится: иметь представление о происхождении известняка и гранита. Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их. Формулировать выводы по полученным результатам опытов. Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты. Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе. Перечислять 2–3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика).

28

Руды металлов и горючие

полезные ископаемые.

Р/к  Грибы – часть живой природы.                                              

1

11.12

Обучающийся научится: приводить примеры руд и горючих ископаемых (на выбор ученика), понимать их значение в народном хозяйстве.

На примере образования полезных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой. Составлять рассказ по схеме.

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой.

29

Добыча полезных ископаемых.

Экскурсия.

Р/к  Грибы – часть живой природы.                                              

1

15.12

Обучающийся научится: онимать значение понятий «геология», «геолог». Называть черты характера, помогающие людям разных профессий добиваться успеха. Иметь представление о том, как добывают полезные ископаемые. Осознавать ценность природы  и нести ответственность за ее сохранность.

Экс.

30

Русское военное искусство.

Контрольная работа

1

18.12

Обучающийся научится: понимать значение понятий «полководец», «отечественная война».

Знать имена великих российских полководцев.

Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противника России в этой войне. Соотносить исторические события с местом на ленте времени. Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым.

К.р.

31

План местности.

Р/к Водоёмы нашего края: реки.                                              

1

22.12

Обучающийся научится: характеризовать значение понятия «план местности». Находить отличия между планом местности и физической картой. Соотносить увеличение карты с ее масштабом. Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться.

Мир человека в Новое время

27

Разнообразие природы Земли

7

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату  и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинноследственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность  научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов  и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

32

Северные земли России.

Экскурсия в краеведческий музей.

 Р/к Водоёмы нашего края: реки.                                               

1

25.12

Обучающийся научится: о ценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера. Использовать карты для описания маршрутов путешественников

Экс.

III четверть 18ч

33

Открытие Австралии.

Р/к Водоёмы нашего края: реки.                                              

1

12.01

Обучающийся научится: иметь представление об особенностях природы Австралии. Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны.

34

Открытие Антарктиды.

Р/к Водоёмы нашего края: реки.                                              

1

15.01

Обучающийся научится: называть имена первооткрывателей Антарктиды – Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей ее фауны. Сравнивать Арктику и Антарктику: находить сходства и различия. Понимать значение исследования Антарктиды для человечества в целом.

35

Дальний Восток России. Практическая работа.

Р/к Водоёмы нашего края: озёра.                                               

1

19.01

Обучающийся научится: находить на карте изучаемые географические области. Сравнивать природные зоны России. Называть представителей (по 3–4 примера) флоры и фауны Уссурийского края. Понимать причину уникальности этого края.  Сравнивать последовательность расположения зон в горах и на равнине.

Сравнивать особенности труда и быта людей, живущих в горах и на равнинах.

Пр.р

36

Природа гор.

Практическая работа.

 Р/к Водоёмы нашего края: озёра.                                              

1

22.01

Обучающийся научится: находить на карте изучаемые географические области. Называть части горы. Характеризовать расположение природных зон в горах.

Объяснять причину их вертикального расположения. Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природных зонах между живой и неживой природой. Сравнивать последовательность расположения зон в горах и на равнине.

Сравнивать особенности труда и быта людей, живущих в горах и на равнинах.

Пр.р

37

Расы человека.

Р/к Водоёмы нашего края: озёра.                                              

1

26.01

Обучающийся научится: называть основные расы человека и их главные признаки. Проявлять уважение к людям разных национальностей, их верованиям, обычаям, культуре. Оценивать характер взаимоотношений между разными народами.

38

Развитие науки и техники в

XIX–XX веках.

Проектная работа.

Р/к Водоёмы нашего края: ручьи.                                               

1

29.01

Обучающийся научится: осуществлять классификацию объектов окружающего мира. Различать прошлое и настоящее, ориентироваться в историческом времени. Сравнивать производительность ручного и механизированного труда. Характеризовать значение парового двигателя как главного технического изобретения.

проект

События XIX–XX веков.

10

39

Новые знания о человеке.

Р/к Водоёмы нашего края: ручьи.                                              

1

02.02

Обучающийся научится: иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове. Иметь представление о современных достижениях медицины.

40

Нервная система.

Р /к Водоёмы нашего края: ручьи.                                              

1

05.02

Обучающийся научится: иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге, органах чувств. Оценивать высказывания одноклассников. Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма.Осознавать необходимость здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, хороший сон, легкий ужин).

41

Кровь.

Р/к Водоёмы нашего края: ручьи.                                              

1

09.02

Обучающийся научится: понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Уметь оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объяснять необходимость обеззараживания ран.

42

Путь крови в организме.

Р/к Роль реки в жизни коренных народов Югры.                                               

1

12.02

Обучающийся научится: объяснять значение физических нагрузок на сердце. Называть органы кровеносной системы. Иметь представление о значении сердца, знать его местоположение в организме. Понимать, как клетки организма получают питательные вещества и кислород.

Обнаруживать взаимосвязи между системами органов. Осознавать организм человека как единое целое. Осознавать необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма. Называть органы выделительной системы организма человека.

43

Россия в начале ХХ века.

Р/к Роль реки в жизни коренных народов Югры.                                               

1

16.02

Обучающийся научится: иметь представление об основных исторических событиях, произошедших в первой половине ХХ века. Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего.

44

Великая Отечественная война

(1941–1945). Экскурсия в музей.

Р/к Загадки и тайны югорских болот.

1

19.02

Обучающийся научится: называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны. Иметь представление о ходе Великой Отечественной войны, о советских полководцах. Иметь представление о героических сражениях Великой Отечественной войны (оборона Брестской крепости, битва под Москвой и др.)

Экс.

45

Великая Отечественная война

(1941–1945).

Р/к  Загадки и тайны югорских болот.

1

26.02

Обучающийся научится: уметь представлять свое сообщение классу, участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом. Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом.

46

Подвиг российского народа

в Великой Отечественной войне.

Проектная работа.

Р/к Загадки и тайны югорских болот.

1

01.03

Обучающийся научится: оформлять результаты исследовательской работы. Уметь представить их классу. Описывать подвиги русского народа в Великой Отечественной войне, называть ее героев (2–3 имени). Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах. Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края.

проект

47

Беларусь.

Р/к  Загадки и тайны югорских болот.

1

04.03

Обучающийся научится: называть 2–3 страны, участвовавшие во Второй мировой войне.

Использовать при обсуждении темы подобранный материал. Характеризовать природные условия Беларуси. Определять на карте местонахождение Беларуси, называть и показывать на карте ее столицу. Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народами. Иметь представление о природном заповеднике – национальном парке Беловежская Пуща. Называть 1–2 памятника древнерусской архитектуры, находящихся на территории Беларуси (города Полоцк, Витебск, Туров).

48

Великобритания.

Р/к  Значение водоёмов нашего края.                                              

1

11.03

Обучающийся научится: характеризовать природные условия Великобритании. Определять на карте местонахождение Великобритании, называть и показывать на карте ее столицу. Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию.

Человек и природа

10

49

Век научных открытий.

1

15.03

Обучающийся научится: сравнивать условия жизни людей в прошлом и настоящем. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Выделять главное в тексте. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения безопасного поведения (в частности при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном).

50

Охрана природы.

Практическая работа.

 Р/к  Значение водоёмов нашего края.                                              

IV четверть 18ч

1

18.03

Обучающийся научится: определять характер взаимоотношений человека и природы. Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. Характеризовать негативное влияние человека на природу. Знать и соблюдать правила поведения человека на природе. Иметь представление о способах защиты человеком природных ресурсов. Уметь фиксировать информацию в форме таблицы.

Пр.р

51

Органы дыхания человека.

Практическая работа.

Р/к  Охрана водоёмов нашего края.                                              

1

01.04

Обучающийся научится: называть органы дыхательной системы. Характеризовать ее значение для работы организма. Объяснять, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимать необходимость здорового образа жизни

Пр.р

52

Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.

Р/к  Охрана водоёмов нашего края.                                              

1

05.04

Обучающийся научится: называть 2–3 вида комнатных растений (по выбору ученика). Объяснять значение растений в природе.  Описывать действия по уходу за комнатными растениями.

Собирать, оформлять информацию на заданную тему, представлять ее в виде сообщения.

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.

53

Сельское хозяйство. Животноводство.

Р/к  Охрана водоёмов нашего края.                                              

1

08.04

Обучающийся научится: приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценность для человека. Называть продукты, получаемые  в сельском хозяйстве.

54

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Р/к  Охрана водоёмов нашего края.                                              

1

12.04

Обучающийся научится: приводить примеры сельскохозяйственных растений, в т.ч. возделываемых в своей местности. Называть отрасли растениеводства. Представлять классу подготовленное сообщение (или презентацию).

55

Состав пищи.

Практическая работа.

Р/к  Охрана водоёмов нашего края.                                              

1

15.04

Обучающийся научится: осознавать необходимость правильного питания для работы организма. Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы). Характеризовать значение витаминов. Называть 3–4 важных витамина (на выбор ученика) и объяснять их значение для организма.

Пр.р

56

Органы пищеварения.

Р/к  Лес – лёгкие Югры.  

1

19.04

Обучающийся научится: называть органы пищеварительной системы. Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Иметь представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимать необходимость гигиены полости рта. Уметь правильно чистить зубы.

57

Переработка пищи в организме. Правила здорового питания.

Р/к  Лес – лёгкие Югры.  

1

22.04

Обучающийся научится: определять назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объяснять, что такое «аппетит». Участвовать в составлении схемы

«Дорога бутерброда». Знать и соблюдать правила здорового питания.

58

Сохранение здоровья –

важнейшая задача для жизни человека.

Проектная работа.

Р/к   Лес – лёгкие Югры.  

1

26.04

Обучающийся научится: характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов».

Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое. Называть изученные системы органов. Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека.

Пр.р

Современная Россия

10

59

Человек и общество.

Р/к  Бережное использование лесных богатств края.  

1

29.04

Обучающийся научится: называть членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни. Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи. Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения. Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей. Объяснять, какое значение имеет существование государства для жизни общества.

60

Россия – наша Родина.

Р/к  Бережное использование лесных богатств края.  

1

03.05

Обучающийся научится: называть столицу России. Характеризовать географическое положение России, ее климатические условия, природные богатства, многонациональность.

Называть крупные реки России. Определять время в различных временных поясах России. Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на ее территории.

61

Москва – столица России.

Р/к  Бережное использование лесных богатств края.   

1

06.05

Обучающийся научится: обобщать ранее полученные знания о Москве как столице нашего государства. Называть достопримечательности столицы (на выбор учащегося). Уметь письменно оформлять полученные впечатления, участвовать в обсуждении написанных работ

62

Устройство государственной

власти.

Практическая работа.

Р/к  Бережное использование лесных богатств края.   

1

10.05

Обучающийся научится: воспроизводить полное и сокращенное название нашего государства.

Объяснять значение слов, образующих его название. Называть главный закон государства.

Называть президента Российской Федерации.

Характеризовать значение конституции для существования общества. Иметь представление об основных правах и обязанностях граждан, в т.ч. детей. Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие.

Пр.р

63

Символы и праздники России.

Проектная работа.

Р/к  Наш край на карте Родины.

1

13.05

Обучающийся научится: узнавать флаг и герб России, называть ее столицу. Воспроизводить наизусть слова гимна России. Объяснять назначение государственных символов России.

Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордиться историей своего народа, знать своих предков. Называть государственные праздники России.

проект

64

Родной край – часть России.

Р/к  Наш край на карте Родины.

1

17.05

Обучающийся научится: называть адрес своего проживания. Указывать на карте местоположение своего города или села. Знать, на территории какого района, республики (области, края) он (оно) находится. Описывать природные условия своей местности, профессиональную занятость его населения. Характеризовать памятные даты в истории своего края. Называть имена земляков, прославивших свою Родину.

65

Народы России, их культура

и традиции.  

Практическая работа.

Р/к  Наш край на карте Родины.

1

20.05

Обучающийся научится: называть народы, проживающие в своей местности и на территории России. Знать имена великих российских писателей, художников, композиторов, ученых. Объяснять, почему важно передавать народные традиции от поколения к поколению. Осознавать необходимость культурных и духовных ценностей для развития человека, общества.

Пр.р

66

Человек в современных условиях.

Р/к  Наш край на карте Родины.

1

24.05

Обучающийся научится: осознавать, почему темп современной жизни так отличается от темпа жизни наших предков. Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время. Называть разные источники получения информации.

67

Промежуточная  аттестация.

Контрольная работа

1

27.05

Обучающийся научится:

К.р.

68

Духовное богатство человека

Экскурсия в библиотеку.

Р/к  Наш край на карте Родины.

1

31.05

Обучающийся научится: характеризовать своими словами значение понятий «нрав», «нравственность». Соблюдать основные правила поведения в общественных местах. Характеризовать своими словами значение понятий «достояние», «духовность». Описывать внутреннее достояние каждого человека (здоровье, память, различные умения и таланты, чувство радости жизни и т.д.). Называть качества человека, позволяющие ему быть хорошим другом.

Экс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс (Занков Л.В.)

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравстве...

Рабочая программа по математике. Занков. 4 класс

Рабочая программа по математике. Занков. 4 класс...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...