Рабочая программа 4класс РО Занков
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Голендухина Алена Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

«Проверено»

Руководитель кафедры

начальных классов  

______________________

/Голикова Т.И./

«28»   августа  2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______________________

/Гусак И.В./

«29»   августа  2015г.

«Утверждено»

Директор

МОБУ «СОШ№1»

_______________________

/Кокорев В.Н./

приказ №350-О

 «31»   августа  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО__

(наименование учебного предмета (курса)

______________ _ 4 класс________________

класс

___                    2015-2016 уч.год___________

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы:

С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство», Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г.

(наименование программы, автор программы)

Учебник:

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

Голендухина Алена Владимировна

пгт. Пойковский

2015 - 2016 учебный год

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство»,  система Л.В.Занкова.(Сборник программ начального общего образования.Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров»2012г)

Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обученияЛ.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства. Еще в конце XIX века на Первом съезде русских художников и любителей художеств была принята формулировка: «Элементы художественного образования необходимы для полноты развития личности». Сегодня особенно важно понимание того, что от решения вопросов художественного образования зависит сохранение и развитие культуры, а эстетическое воспитание - путь к духовному возрождению нации.

В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Цель курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно- творческой деятельности.

Задачи курса:

-развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

-воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

-реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; _воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

-расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

-знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

-развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное  восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее -Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;

 - интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника; - ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);

- нравственных чувств, этического сознания;

- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

 - ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;                    

- ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4. Человек в искусстве (портретный жанр).

Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку. Левая страница разворота - «Впечатление». Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом.Правая страница разворота - «Выражение» -содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем» - иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе), содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие» знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:

- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);

- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);

- живопись -наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);

- композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше - меньше», «выше - ниже» (третий и четвертый разделы учебников);

- декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);

-скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).

Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников).

Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы. Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков  художественное единство.

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Таким образом, курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

III.МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

На предмет «Изобразительное искусство» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство».

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– эмоционально>ценностное отношение к миру, явлениям действительности и

художественного творчества;

– система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;

– устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

– чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

– основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

– осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;

– приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;

– позитивная самооценка и самоуважение;

– основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни

Обучающийся получит возможность для формирования:

– потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

– понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;

– чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;

–  осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;

– способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;

– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

–  способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;

– планировать и организовывать действия в соответствии с целью работы;

– контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

– вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;

– осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;

– преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач

Обучающийся получит возможность научиться:

–  самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;

– высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;

– действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни

 Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– анализировать произведения искусства;

– применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;

– воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в контролируемом пространстве Интернета;

– устанавливать аналогии;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

– воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– представлять информацию в виде презентации с иллюстрациями

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

– расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;

– фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;

–  соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;

–  произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

–  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач зависимости от конкретных условий;

– строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;

– продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

– вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений

жизни и искусства;

– воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;

– контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения

Обучающийся получит возможность научиться:

– открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

–  выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

–  проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.

V.СОДЕРЖАНИЕ   ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

4 класс (34 часа)

Раздел 1. Природа - главный художник. (Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент)

Азбука рисования: Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели. Гелевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного.

Впечатление. Выражение: Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики (знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство Я.Г. Чернихова). «А звездная даль так манит к себе…» (способы построения фантастического животного).

В мастерской художника: Художник-космонавт (о живописи А.А. Леонова). Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника-фантаста (о творчестве В.Т. Черноволенко).

Коллективная работа: «Ах, вернисаж…» (обобщение пройденного материала).

Раздел 2. Мир цвета (Живопись света. Свет и цвет. Изображение света. Постепенные переходы из света в тень)

Азбука рисования: Изображение света.

Впечатление. Выражение: Сколько солнца! Сколько света! (передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе). «Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи). Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).

В мастерской художника: «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве В. Ван Гога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве И.Ф. Хруцкого). Ангел-хранитель. Символ святой Руси (о творчестве А. Рублева).

Раздел 3. Искусство в человеке. (ДекоративноAприкладное искусство. Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре)

Азбука рисования: Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде.

Впечатление. Выражение: «Поле. Русское поле» (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря). Карл Фаберже - мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине-голубой узор «гжель» (знакомство с росписью «гжель»).

В мастерской художника: Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек).

Коллективная работа: В русской избе (обобщение пройденного материала).

Раздел 4. Человек в искусстве (Основы иллюстрации. Портретная композиция. Стилизованный рисунок)

Впечатление. Выражение: Заколдованная царевна. Сказка о Царе Салтане: Город со дворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам).

В мастерской художника: Иллюстратор-сказочник (о творчестве И.Я. Билибина). Билибинский стиль. Сказочный мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).

Уроки за компьютером: Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint). Знакомство с музеем: музеи-заповедники Кижи, Талашкино.

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Практическая работа

Проектная

коллективная

работа

1

Природа - главный художник

8

7

1

2

Мир цвета

7

6

1

3

Искусство в человеке

9

8

1

4

Человек в искусстве

6

5

1

5

Знакомство с музеем

1

1

6

Компьютерное рисование

1+2

2

1

Итого

34

29

5

IIV.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и причины

опережения или отставания

по

программе

по

КТП

факт

1 Всего:

9

9

2 Всего:

7

7

3 Всего

10

10

4 Всего:

8

8

Итого:

34

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

Интернет ресурсы

4 класс

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

1.Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

 2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2011. (Стандарты второго поколения).

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

www.zankov.ru

www.4stupeni.ru

www.uchportal.ru

www.proshkolu.ru

4 класс

Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство)

2

методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал

1. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

3

учебно-лабораторное оборудование и приборы

4

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

-автоматизированное место учителя;

-интерактивная доска SMART;

-проектор короткофокусный с креплением;

-экран проекционный;

-лазерный копир/принтер/сканер;

-колонки акустические;

-модульная система экспериментов с программным обеспечением;

-касса цифр и букв;

-ноутбук для учащихся (25шт.);

-документ-камера (1шт.);

-наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями (по всем предметам) диски

-телевизор «Самсунг»;

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

-магнитная доска;

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

- портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;

-  открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

-  разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

5

цифровые образовательные ресурсы

www.zankov.ru

www.4stupeni.ru

www.uchportal.ru

www.proshkolu.ru

IX.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

– воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения – художник и зритель;

– воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;

– узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;

– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);

– выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;

– отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;

– участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

– понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;

– использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;

– работать в смешанной технике на разных видах бумаги;

– приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

– различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка

Обучающийся получит возможность научиться:

–  участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

– расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в т.ч. с помощью Интернет-ресурсов;

–  использовать компьютер как дополнительный способ изображения и воплощения замысла, а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;

–  создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;

– искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;

–  применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;

–  выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;

–  видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице,

в быту;

–  высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственно>

го художественно-творческого замысла;

– составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;

– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;

– пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;

– использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;

– изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;

– пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учетом местных условий)

Обучающийся получит возможность научиться:

–  изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;

–  передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;

– осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;

–  четко выстраивать предметы в композиции: ближе – больше, дальше – меньше;

– владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краски, хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

– создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;

– создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

–  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

– узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин художников и художественных фотографий;

– любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;

– узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;

– выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и ор> наментами жилище, одежду;

– создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;

– узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем

Обучающийся получит возможность научиться:

– передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;

–  передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;

–  передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;

–  изображать образы архитектуры и декоративно4прикладного искусства;

– участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы;

– понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;

–  изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной  культурой.

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

4



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 класс (34ч)

п/п

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Дата

 проведения

Планируемые УУД

Вид, форма контроля

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

I четверть 9ч

Природа - главный художник

8

У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

-представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

-чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;

-положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

- представление о добре и зле, должном и недопустимом;

- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

- представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

-эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

-мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

-осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

-трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 - принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

  -выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

 - эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

-  выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

-  выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

 - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

 Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

-воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчеств того или иного художника;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

- обобщать учебный материал;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-устанавливать аналогии;

- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о произведении живописи;

- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;-

-продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

1

Азбука рисования. Новые возможности карандашей.

1

02.09

Обучающийся научится: различать виды художественной деятельности.

2

Входной контроль.

Построение разных форм звезд.

1

09.09

Обучающийся научится: эмоционально-ценностно отно-ситься к природе, человеку; разли-чать и передавать в художественно-творческой деятельности характер.

3

Космос - что мы видим с Земли.

1

16.09

Обучающийся научится: расширять свои представления о ведущих музеях России.

4

Художник-космонавт. Созвездия.

1

23.09

Обучающийся научится: расширять свои представления о русских и зарубежных художниках.

5

Орнамент нашей Галактики.

1

30.09

Обучающийся научится: изображать построение архитектурных форм.

6

Удивительный мир Земли.

1

07.10

Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека.

7

Фантастический орнамент.

1

14.10

Обучающийся научится: изображать несложные композиции.

8

А звездная даль так манит к себе.

Проектная работа.

1

21.10

Обучающийся научится: пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении.

Мир цвета

7

9

Азбука рисования. Изображение света.

1

28.10

Обучающийся научится: пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении.

II четверть 7ч

10

Сколько солнца! Сколько света!

Пусть свет твой сияет людям…

1

11.11

Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека.

11

Свет волшебный от луны…

1

18.11

Обучающийся научится: воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств.

12

Свет далекой звезды.

1

25.11

Обучающийся научится: изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости.

13

Свет северного сияния.

1

02.12

Обучающийся научится: использовать вертикаль и горизонталь для построения глав-ных предметов композиции.

14

Живой свет свечи.

1

09.12

Обучающийся научится: использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне.

15

Свет сердца. Ангел-хранитель.

Символ святой Руси.

Проектная работа.

1

16.12

Обучающийся научится: расширять свои представления о русских и зарубежных художниках.

Искусство в человеке

9

16

Элементы русских узоров в архитектуре и одежде.

1

23.12

Обучающийся научится: применять простые способы оптического смешения цветов.

III четверть 10ч

17

Поле. Русское поле…

1

13.01

Обучающийся научится: видеть прояв-ления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура.

18

Загадочная русская душа.

1

20.01

Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека.

19

Русская изба. Входите, гости дорогие.

1

27.01

Обучающийся научится: изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости.

20

Зачерпни воды ковш…

1

03.02

Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека.

21

Ладьи неторопливый бег.

1

10.02

Обучающийся научится: воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств.

22

Карл Фаберже - мастер золотые

Руки.

1

17.02

Обучающийся научится: видеть прояв-ления художественной культуры вокруг себя: му-зеи, архитектура, зодчество, скульптура.

23

Русский сине-голубой узор «Гжель».

1

24.02

Обучающийся научится: использовать вертикаль и горизонталь для построения глав-ных предметов композиции.

24

В русской избе (коллективная

работа).

 Проектная работа.

1

02.03

Обучающийся научится: применять простые способы оптического смешения цветов.

Человек в искусстве.

6

25

Иллюстратор-сказочник. Билибинский стиль. Заколдованная царевна.

1

09.03

Обучающийся научится: изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости.

26

Сказка о царе Салтане.

1

16.03

Обучающийся научится: использовать разнообразие цве-товых оттенков теней на перво-начальном уровне.

IV четверть 8ч

27

Сказка о царе Салтане.

1

30.03

Обучающийся научится: использовать разнообразие цве-товых оттенков теней на перво-начальном уровне.

28

Сказка о царе Салтане.

Проектная работа.

1

06.04

Обучающийся научится: использовать разнообразие цве-товых оттенков теней на перво-начальном уровне.

29

Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок.

1

13.04

Обучающийся научится: пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении.

30

Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок.

1

20.04

31

Знакомство с музеем.

1

27.04

Обучающийся научится: видеть прояления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура.

Компьютерное рисование

3

32

Звездный орнамент.

1

04.05

Обучающийся научится: элементарные навыки изображения орнамента и работы

с кистями в программе Paint.

33

Промежуточная аттестация.

Сказочный мир.

1

11.05

34

Северное сияние.

Проектная работа.

1

18.05

Обучающийся научится:  элементарные навыки изображения орнамента и работы

с кистями в программе Paint.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс (Занков Л.В.)

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравстве...

Рабочая программа по математике. Занков. 4 класс

Рабочая программа по математике. Занков. 4 класс...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа РО Занков...

Рабочая программа 4класс РО Занков

Рабочая программа 4 класс РО Занков...