Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Карандина Галина Ивановна

Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах  -  решать вам. Главное, чтобы не пропал интерес учащихся к истории русского народа, его традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uom.docx205.11 КБ

Предварительный просмотр:

Единый методический день

Урок по окружающему миру по теме "Что создавалось трудом крестьянина? Как трудились крестьянские дети?"

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска

Саратовской области»

Карандина Галина Ивановна

2014 - 2015 уч. год

Урок по окружающему миру по теме "Что создавалось трудом крестьянина? Как трудились крестьянские дети?"

Этапы урока.

Общеучебные умения и навыки.

Организационный момент

Учебно-организационные умения:

организовать свое рабочее место

Определение темы урока (создание проблемной ситуации)

Учебно-интеллектуальные умения:

выделять главное, существенное;

Учебно-организационные умения:

– нацелить себя на выполнение поставлено задачи.

Работа с дополнительным материалом.

Учебно-интеллектуальные умения:

– классифицировать материал;

– обобщать, делать вывод

Учебно-информационные умения:

-пользоваться печатными средствами информации.

Обобщение ранее полученных знаний. Заполнение таблицы.

Учебно-коммуникативные умения:

высказывать тезисы

Знакомство с новым материалом (рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником)

Учебно-организационные умения:

– нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

Учебно – интеллектуальные умения:

– выделять в прочитанном логически законченные части, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Первичное закрепление материала (заполнение таблицы в парах)

Учебно-организационные умения:

– вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач; уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Проверка полученных знаний (сравнительный анализ двух таблиц)

Учебно-интеллектуальные умения:

– сравнивать объекты, факты, явления;

– устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Учебно-коммуникативные умения:

– участвовать в дискуссии;

– аргументировать и доказывать свои предположения.

Учебно-организационные умения:

– осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Закрепление изученного материала. Творческая работа. (Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке от имени….)

Учебно-коммуникативные умения:

– умение слушать;

– выступать перед аудиторией

Учебно-интеллектуальные умения:

– анализировать учебный и дополнительный материал;

– составлять рассказы на заданную тему

Подведение итогов урока

Учебно-коммуникативные умения:

– аргументировать и доказывать свои высказывания.

Домашнее задание

Учебно-информационные умения:

– пользоваться печатными средствами массовой информации

– составлять план ответа

Цель урока: создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.

Задачи:

1.Развивать УУД.

2.Обобщить ранее полученные знания по теме “Труд славян”.

3.Ознакомить с терминами “крестьяне”, “орудия труда”.

4.Познакомить с трудом крестьян.

5.Прививать уважение к труду, к историческим истокам труда.

Ход урока

1.Организапционная часть

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира.

2.  Определение темы урока

- Давайте попробуем определить тему урока. Внимание на слайд. Соберите пословицы:

Поле пахать –

не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время –

а лень портит.

Без труда –

не руками махать.

Землю солнце красит,

потехе час.

Труд кормит,

а человека труд.

- Какой теме посвящены эти пословицы?

- Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека.

Уточним. Откройте с. 97.

- Как называется раздел, который сегодня мы начнем изучать?

- О чем вы узнаете в этом разделе?

- На какие вопросы вы ответите?

- Откройте страницу 98. Прочитайте тему урока.

- Сегодня мы будем говорить о труде в крестьянском хозяйстве и о том, как трудились крестьянские дети.

3. Актуализация знаний учащихся

- Вспомним основные понятия:

1)Кого на Руси называют крестьянином?

2)Что такое орудия труда?

Орудия труда – это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие. ( С.И.Ожегов)

Тему «Труд славян» мы изучали во втором классе.  Прочитайте дополнительный материал и сделайте вывод, что мы знаем о труде древних славян?

Дополнительный материал:

Славяне были очень трудолюбивым народом. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами.

Пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством. Они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище.

Главными занятиями славян были земледелие и скотоводство. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей.

Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

- Ребята, можно ли труд славян разделить на мужской, женский и детский?

- Давайте заполним таблицу «Занятия славян».

Коллективное заполнение таблицы:

З а н я т и я  с л а в я н

Мужчины

Женщины

Дети

Корчевали лес

Охотились

Ловили рыбу

Пахали землю

Готовили пищу

Пекли хлеб

Ткали

Шили одежду

Пряли

Лепили посуды из глины

Собирали ягоды и грибы

Пасли скот

Обрубали ветви деревьев

4. Знакомство с новым материалом

А) Рассказ учителя

Осенью в каждой крестьянской избе, в красном углу под образами, словно святыня,  выставлялся небольшой ржаной сноп с колосьями. Его называли «дожинок», «именинник». Это был последний сноп с поля.

Колоски, увитые цветными лентами, самая красивая девушка несла в дом. С песнями провожали жнецы последний сноп.

Было чему радоваться – заканчивалась долгая, тяжелая пора сбора урожая (страда), длиною в год.

Послушайте, как это происходило.

В те далекие времена все больше не поля, а леса покрывали русскую землю. Многие племена славян жили в лесах. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Не всегда могли себя прокормить. Позже, с появлением земледелия, славяне стали вырубать леса. Большие деревья использовали для строительства, остальные сжигали. Сохой распахивали землю и сажали на ней различные культуры.

С тех пор на Руси осенью и весной на полях начинается пахота: тянет лошадка деревянную соху, а пахарь идет сзади, правит, чтобы борозда вышла ровная. В старинных русских былинах часто упоминается о сохе и пахаре (ратае).

Крестьянин пахал землю 2-3 раза, ибо она плохо рыхлила почву. Затем поле боронили.

Соха и борона словно соревновались между собой, спор вели, кто важней. «Глубже да уже», - упрекала борона соху. «Шире да мельче», - отвечала ей соха.

После боронования крестьянин сеял озимую пшеницу. После этого земледельческие работы прекращались до самой зимы. Но и зимой дума о хлебе не оставляла крестьянина: достаточно ли выпадет снега, не померзнут ли посевы. Зимой надо отремонтировать орудия труда, починить телегу, накопить навоз.

А весной, как только сходил с полей снег, подсыхала и размягчалась земля, крестьянин распахивал яровое поле. Подростки подвозили навоз. Работа эта не очень приятная, но нужная. Не случайно говорится: "Клади навоз густо, чтобы не было в амбаре пусто". По унавоженному полю вновь проходила соха, смешивая удобрение с истощившейся, обессиленной землей. 

Весна – пора ярового сева. По множеству примет точно угадывали его срок – не раньше, не позже, иначе не будет доброго урожая. "На всякое семя – свое время": береза станет распускаться – сей овес, зацвели яблони – пора сеять просо, начала куковать кукушка – время сеять лен. Таковы народные приметы. 

Но вернемся к севу. К ответственному этому делу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле. На сев приглашали священника совершить молебен и окропить поле святой водой. Сеяли только отборное зерно. "Лучше голодай, а добрым семенем засевай" – гласит народная мудрость. Забирал сеятель из лукошка пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо. Поэтому-то для сева выбирался тихий, безветренный день. 

Что сеял крестьянин? Лишь то, что было отобрано и проверено вековым опытом: рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху. Пшеница считалась самой прихотливой из всех злаковых культур. Чувствительная к любым изменениям погоды, она к тому же требовала особенно тщательной обработки почвы, которую сильно истощала. Повезет – будет добрый урожай и хороший заработок, ведь из благородной пшеничной муки пекли отменный белый хлеб для барского стола. А нет, так весь труд пойдет насмарку. Рожь – основная кормилица крестьян, наоборот, самая неприхотливая и надежная культура. На нее почти всегда урожай, а значит, и черный каравай на крестьянском столе. "Хлебец ржаной – отец наш родной, гречневая каша – матушка наша", – говаривали на селе. Удобно было иметь дело с гречихой. Посадишь ее на худой земле, она же ее и удобрит. Гречиха и траву сорную забьет, и почву сделает сочной и мягкой, поэтому любил крестьянин чередовать гречиху с другими культурами, зная, что после нее всякий хлеб хорошо родит. 

Лето – самая напряженная трудовая пора на селе. Трижды крестьянин вспахивал и удобрял паровое поле, чтобы копило оно силы для будущих урожаев. Не успеет управиться с парами, пора приниматься за сенокос, ведь от его успеха зависело благополучие скота. 

Первый покос приходился на конец июня – праздник Ивана Купалы. К этому времени травы поднимались высокие, сочные. Выходили на покос рано поутру, пока не сошла роса: сухую траву коса не любит. "Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой" – вот правило косарей. Занятие это считалось приятным, потому-то шли косари на работу весело, с песнями. Мало траву скосить. Пока она сохнет, надо ее несколько раз переворошить граблями, а уж когда совсем высохнет, тогда "сметать стога". В свободное время крестьянин перевозил сено на двор и закладывал на хранение на сеновал. 

http://booksite.ru/ancient/reader/work_03_1.jpg

Тем временем поспевали хлеба. Сразу же находилось немало охотников до чужого добра: и мыши-полевки, и птицы, и различные насекомые. Особенно была страшна саранча. Ее прожорливые полчища в считанные минуты могли превратить золотые нивы в мертвую пустыню. В 1649 г. из-за нашествия саранчи был недород во многих районах России. 

Если Бог миловал крестьянина ото всяческой напасти и хлеб уродился добрый, наступала пора жатвы. "Зажинками" называли ее начало в народе и сопровождали старинными обрядами. Первый сноп, "зажиночный", как и последний, осенний, украшали цветами и лентами, вносили в дом и ставили в красный угол. Позже этот сноп первым обмолачивали, а его зернам приписывали чудодейственную силу. На жатву выходили все, кто мог работать: и мужики, и бабы, и стар, и млад. Одни в основных работниках, другие на подхвате. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Жатва считалась самой страдной порой на селе. Само слово "страда" сродни страданиям, которые испытывал земледелец от тяжких трудов своих. Целый день от зари до заката работал крестьянин, не покладая рук и не разгибая спины. Заканчивая жатву, жнецы оставляли в поле "бороду" – несжатый пучок колосьев. Его завивали, украшали цветами и прикапывали землей. Этот ритуал символизировал кормление истощенной земли, желание восстановить ее силы для будущего урожая. 

Однако колосья в поле – это еще не каравай на столе. Связанные снопы вывозили на гумно. Если хлеб оказывался влажным, его сушили в овинах – специальных сушильнях. В земле рыли глубокую яму, над ней устанавливали бревенчатый сруб с решетчатым настилом, раскладывали снопы, а в яме разжигали огонь. Сушка снопов в овине требовала большой осторожности. Чуть что – вспыхивал овин словно свечка, сгорали и постройка и хлеб. 

Подсушенные колосья обмолачивали на току – утрамбованной земляной площадке под открытым небом. Снопы раскладывали в два ряда колосьями вовнутрь и били цепом – нехитрым орудием с длинной деревянной рукоятью, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев. 

http://booksite.ru/ancient/reader/work_03_2.jpg

Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп. Нехитрый свой рабочий инвентарь крестьянин мастерил в основном из дерева и передавал по наследству. Много пословиц, поговорок, загадок сложил народ об орудиях земледельческого труда. Попробуйте отгадать: "Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна" (Соха). "Худая рогожа все поле покрыла" (Борона). "Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку" (Коса). "Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты" (Цеп). 
После обмолота солому убирали, но не выбрасывали – в практичном крестьянском хозяйстве ничего не пропадало, все шло в дело. Соломой крыли крыши, ее добавляли в корм скоту и расстилали для чистоты и тепла в хлеву. Да псам крестьянин спал не на перине, а на соломенном тюфяке. В народе так и говорили: русский человек на соломе родится, на ней же и умирает. Солому, на которой лежал умерший, выносили за ворота и сжигали. 

Зерно после обмолота сгребали в кучу. В ней оставалось много мусора – частицы соломы, колосьев, пыли. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой вверх на ветру, и мусор сдувало прочь. При этом лучшее, более крупное и тяжелое, зерно падало ближе к веяльщику. Его-то и откладывали на будущий сев. 

На этом заготовка хлеба заканчивалась. Оставалось заложить зерно на хранение в житницы и амбары. Будут полны закрома – спокойно перезимует крестьянин, а не хватит зерна до будущего урожая – придется по весне добавлять в хлебную муку желуди и лебеду. 

Большим почетом на Руси пользовался труд землепашца, кормившего и помещика, и горожан – всю Россию, да еще и пол-Европы впридачу. В христианские времена появился у хлебороба и свой покровитель – святой Георгий, чье имя в переводе с греческого – "земледелец". 

"Скотий бог" – святой Егорий 

Но не только работой на земле жил крестьянин. Не меньшей заботы требовал скот. Какое крестьянское хозяйство без коровы и лошади? Надоит хозяйка молока, сделает из него творог, сметану, сыр, масло. Что еще надо? Сытно и вкусно. Когда приходило время резать корову, семья на год была обеспечена мясом. Засолят его, заложат в погреб на хранение, и многие месяцы есть на столе наваристые щи и каши, пироги с доброй начинкой. Излишек мяса продавали, чтобы купить что-то нужное для хозяйства. 

Корова была в крестьянском хозяйстве главной кормилицей, а лошадь – главной работницей. Распахать, пробороновать поле, вывезти навоз на пашню, подвезти сено на двор, перевезти зерно в амбар – без лошади никуда! Днем в страду ей некогда было отдохнуть, но как только наступали сумерки и заканчивались полевые работы, крестьянские дети вели лошадей на луга в ночное, чтобы животные могли вволю пощипать сочной травки, набраться сил для нового трудового дня. Хозяин дорожил лошадью, сам ухаживал за ней. Если приходилось выбирать между лошадью и коровой, не задумываясь отдавал предпочтение лошади. Знал, поможет она весной-летом в поле, соберет крестьянин добрый урожай, продаст часть и сможет купить другую корову. Тяжелее всех приходилось на деревне безлошадным. 

Имелась в крестьянском хозяйстве скотина и помельче – козы, свиньи, овцы. "По горам, по долам ходят шуба да кафтан", – кто не знает этой загадки. Овца дает мало молока и мяса, зато из ее густой шерсти валяли незаменимые для русской зимы валенки, вязали носки и варежки, ткали сукно. А крестьянские тулупы, шапки, рукавицы? Все благодаря овце. 

Не мог обойтись крестьянин без скотины, хоть и требовалось для ухода за ней много времени и сил. Труд этот лежал в основном на плечах женщин. Летом хозяйка вставала чуть свет, доила корову и выгоняла животных на целый день в поле набирать вес под присмотром детей или наемного пастуха. Вечером скотину загоняли обратно, кормили, поили, доили. 

Зимой хлопот прибавлялось. Ранний подъем, кормление, дойка, уборка хлева. Только одна корова за день съедает пуд сена и выпивает несколько ведер воды. Воду надо согреть, чтобы, не дай Бог, скотина не заболела. Если случалось такое, забирали крестьяне корову в теплую избу и ухаживали за ней, кормилицей, как за малым дитем: кропили святой водой, подкармливали хлебцем, поили мучным пойлом. Когда наступала пора отела, лишались хозяева покоя и днем и ночью, боясь упустить момент появления теленка. Его приносили в избу, обогревали, отпаивали, откармливали. 

Скотоводство было столь важной отраслью крестьянского хозяйства, что имело не одного, а несколько христианских патронов. Святые Фрол и Лавр почитались покровителями лошадей. Их изображали на древних иконах в окружении табуна разномастных скакунов. Эти иконы вешали над воротами конюшен. Святой Георгий, покровитель воинов и земледельцев, был и "скотьим богом". В день весеннего Егория (так в народе звали Георгия) 23 апреля, впервые после зимнего домашнего "заточения", скот выпускали на пастбища. 

Занимались крестьяне и огородничеством. Сад и огород были в каждом хозяйстве, и забота о них целиком лежала на плечах женщины: вскопать, унавозить, посадить, полить, прополоть, собрать урожай. Капуста, репа, лук, чеснок, огурцы, морковь издавна прижились на Руси. Капусту заквашивали на зиму в большом количестве. Осенью устраивали "капустники" – традиционную коллективную рубку капусты. В больших количествах заготавливали лук и чеснок. Иностранцы, побывавшие в России в XVI-XVII вв., жаловались, что русская еда без меры сдобрена луком и чесноком. 

В садах выращивали яблони, вишню, груши, смородину, крыжовник. Фрукты и ягоды сушили на зиму, делали из них морсы, квасы, пастилу. А яблоки, груши и вишню еще и заквашивали. 

В крестьянском хозяйстве, как видите, существовало четкое разделение труда. Мужчины занимались преимущественно земледелием, строительством, ремеслом, охотой, рыболовством, заготовкой дров. Женщины вели домашнее хозяйство, растили детей; ухаживали за скотом, садом, огородом; собирали травы, ягоды, грибы, орехи; пряли, ткали, шили, вязали. В горячие денечки жена приходила в поле на помощь мужу – жала, косила, метала стога и даже молотила зерно. 

"Учи дитя тогда, когда оно поперек лавки лежит" 

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. 

Возраст человека на Руси издревле исчислялся семилетиями. Первые семь лет – детство, вторые семь – отрочество, еще семь лет – юность. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, в семь-восемь лет помогал на пашне – управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять из лука, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда. 

Дочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела: в шесть лет начинала осваивать прялку, в десять – работала серпом, шила. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. 
Крестьянская мудрость гласит: "Учи дитя тогда, когда оно поперек лавки лежит". Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. Через 14-15 лет после рождения ребенка крестьянская семья получала еще одного полноценного работника. 

"Три девицы под окном пряли поздно вечерком" 

Сама жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили мебель и орудия труда, делали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. 

Ремесленничали в основном зимой, когда не было полевых работ. Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке в своем углу и начинал, к примеру, плести лапти. Обувь эта считалась незаменимой в деревне – удобная, легкая, дешевая. Единственный недостаток – непрочная. В страдную пору, когда ноги не знали покоя, пары лаптей с трудом хватало на неделю. 

http://booksite.ru/ancient/reader/work_03_3.jpg

Выражение "плести лапти" в современном русском языке означает путать что-либо. Но это только кажется, что изготовление лаптей – дело нехитрое. Хороший мастер за день мог сплести не более двух пар. 

Для одной пары лаптей обдирали три-четыре молодых деревца липы. Лыко вымачивали в воде, затем выпрямляли, снимали верхний слой. Луб нарезали узкими длинными полосками и, приладив к деревянной колодке, пускали в дело с помощью кочедыка – инструмента наподобие кривого шила. Настоящий мастер делал такие лапти, что можно было и по болоту ходить – не промокнут. Не случайно торговцы лаптями, привлекая покупателей, кричали: "Моими лаптями хоть щи хлебай". Кроме лаптей хозяин плел из лыка лукошки для ягод, пестери – большие заплечные кузова для грибов, короба для хранения различных продуктов и вещей. 

Пока зимними вечерами хозяин плел из лыка, жена шила льняную рубаху. А сколько труда надо вложить, чтобы было из чего ее сшить! Стебли льна дергали руками вместе с корнем, молотили цепами для удаления семян. Лучшие из них шли на сев, из остальных добывали льняное масло. Но самое ценное – льняное волокно – содержалось в стебле. 

Добыть его было не так просто: лен две-три недели вымачивали в воде, затем просушивали. Стебли мяли, трепали, удаляя костру – древесную -их часть, чесали гребнями. В результате получалась мягкая, пушистая кудель – сырье для прядения. Из нее девицы и пряли пряжу вечерком. 

При свете лучины девушки-подружки собирались в чьей-нибудь избе со своими прялками и куделью. Рассаживались по лавкам на донца прялок, а кудель пристраивали к вертикальным лопастям. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой – вращала веретено, похожее на рыболовный поплавок. Оно кружилось, словно волчок, скручивая прядево в нить и наматывая его на себя. Прядение – работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно. На такие посиделки нередко заглядывали парни, развлекали девушек разговорами, шутками, а сами присматривали себе невест. 

http://booksite.ru/ancient/reader/work_03_4.jpg

К Масленице прядение старались закончить. Существовала даже традиция на масленичной неделе кататься с ледяных гор на ставшей ненужной прялке. Но обычно прялку берегли и передавали по наследству. Нередко ее делал жених в подарок своей невесте. Такую прялку украшали нарядной резьбой и росписью. Некоторые из них ныне хранятся в музеях. 

Когда прядение было закончено, крестьянки принимались ткать холсты. Из сарая в избу на несколько недель переносили ткацкий станок. На Руси им пользовались с домонгольских времен. 

Длинные полосы сероватого льняного полотна, сотканного дома, вымачивали в воде и расстилали на лугу, отбеливая на солнце. Готовую материю после беления кроили и из нее шили крестьянские рубахи, портки, юбки. 

В крестьянской среде всегда была развита взаимопомощь. В единоборстве с природой иначе не выжить. Не потому ли в России так долго сохранялась община – коллектив людей, готовых в трудную минуту поддержать друг друга? 

Если у крестьянина случалась беда, например сгорел дом, ему на помощь приходила вся община. Сообща рубили лес, свозили его на двор, складывали сруб. Когда в страдную пору тяжело заболевал хозяин, соседи помогали его семье убрать урожай. В деревнях помогали вдовам, сиротам. Но не только несчастье было поводом помочь ближнему. Если семья не в состоянии была справиться со срочной работой собственными силами, приглашали односельчан. Этот обычай назывался хорошим русским словом "помочь". С утра у дома нуждающихся в подмоге или прямо в поле собирались добровольные помощники со своим рабочим инвентарем. Трудились дружно, весело, с песнями и шутками. А после работы хозяин приглашал всех к себе на двор и от души угощал. 

Трудом своим жил крестьянин, работа составляла весь смысл его жизни. В народной среде укоренилось представление о том, что труд благословлен Богом. Недаром к работающему обращались со словами: "Бог в помощь!", "Помогай Господь".

Б) Самостоятельная работа с учебником.

- Прочитайте текст на странице 98, 102. Подготовимся к самостоятельной работе.

5.Первичное закрепление материала (заполнение таблицы в парах)

- Самостоятельно заполните таблицу.

З а н я т и я   к р е с т ь я н

Мужчины

Женщины

Дети

 

 

 

 Проверка

- Я раздала вам листочки. Надо выйти к доске и прикрепить их в нужный столбик.

- Ребята, что вы можете сказать о видах труда славян и крестьян? Давайте сравним таблицы.

- Было ли разделение труда у крестьян?

- Почему?

6.Закрепление изученного материала. Творческая работа. (Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке от имени….)

А) Работа в тетради по вариантам

С.19 № 43.

С.20 № 45.

Б) Творческая работа

Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. (С.И.Ожегов)

Творческая работа. Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:

– от имени крестьянина;

– от имени детворы;

– от имени крестьянки.

7. Подведение итогов урока: Что узнали нового? Что запомнилось с урока?

8. Домашнее задание: Т. стр 19, № 44.

Используемая литература: 

Учебник “Окружающий мир” под ред. Виноградовой Н.Ф. 3 класс

Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать” под ред Виноградовой Н.Ф. 3 класс часть2.

Толковый словарь под ред. Ожегова С.И.

Мультимедийная презентация.

Индивидуальные карточки и карточки дополнительным материалом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Труд людей"

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о профессиях, жизненно важных для каждого человека, и действиях, которые свойственны их представителям; способствовать развит...

Конспект урока по окружающему миру " Что создавалось трудом рабочего?"

место урока в теме: данный урок изучается в разделе "Как трудились в старину"тип: открытий новых знанийвид: урок смешенного типацель: сформировать представление учащихся о первых мануфактура...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3  Тема урока«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»  Дидактическая цель Создать усл...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3  Тема урока«Что создавалось  трудом крестьянина?  О крепостных и помещиках»  Дидактическая цель Создать усл...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках» 3 класс Учебник: Окружающий мир 3 класс 2 часть Виноградова...