Проект "Пернатые гости наших кормушек"
проект по окружающему миру на тему
Проект предназначен для обучающихся начальных классов. Этот проект носит долгосрочный характер и способствует расширению знаний о птицах, которые живут на территории села Бычок в зимний период. Он позволяет совершить увлекательное путешествие в мир живой природы. Учить детей работать в группе, нести ответственность за тех, кто нуждается в их помощи, вести наблюдения,фото и видео съёмку за зимующими птицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pernatye_gosti_kormushek.docx | 64.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бычковская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Акция «Покормите птиц зимой!»
Номинация «Прилетайте в гости к нам!»
1 возрастная группа
Проект «Пернатые гости наших кормушек»
Авторы: Левенкова Лидия 11лет,4 класс
Малыш Александр 10 лет,3 класс
Канзибаева Надежда 8 лет,1 класс
Мамкина Ангелина 8 лет, 1 класс
Руководители: Бобровникова Ирина Алексеевна,
Куделина Алла Романовна
2016г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….с.3-5
Глава I. Жизнь птиц зимой…………………………………………….с.5-8
Глава II. Зимующие птицы нашего села……………………………...с.8-16
2.1.Большая синица……………………………………………………с.8-9
2.2.Синица лазоревка…………………………………………………с.9-10
2.3.Дрозд – рябинник ………………………………………………….с.10
2.4.Домовый воробей …………………………………………………..с.11-12
2.5.Сойка-пересмешница…………………………………………………с.12-14
2.6. Пёстрый дятел………………………………………………………с.14-15
2.7.Сизый голубь………………………………………………………...с.15-16
Глава III.Как смастерить кормушку для птиц и где повесить ………..с.16-20
Глава IV.Чем кормить птиц зимой………………………………………с.20-22
Заключение ………………………………………………………………с.22-26
Список источников литературы…………………………………………с.27
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Введение
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Мы, обучающиеся начальных классов МКОУ «Бычковская СОШ», в ноябре 2015 года приняли эстафету от своих предшественников - участников акции «Покормите птиц!», которые стали пятиклассниками. В прошлом году мы смотрели за их работой и оказывали посильную помощь. Сейчас мы продолжили начатое ими дело. Наблюдая за птицами в прошлом году, мы пришли к выводу, что без нашей помощи пережить суровое время года многие птахи не смогли бы. Нам было приятно осознавать, что подкармливая, мы спасаем их от голода и холода.
Перелётные птицы улетают от нас на зиму в тёплые края, а те, которые остаются, могут погибнуть во время морозов и снегопадов. Холод заставил спрятаться всех насекомых. Лишь на некоторых деревьях сохранились плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена1.
Предмет исследования: образ жизни и поведение птиц зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего села.
Мы выдвинули гипотезу: регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приведёт к увеличению числа птиц, посещающих их.
Проблема. Зимой птицы гибнут от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка в этот период.
Цель: изучить видовой состав зимующих птиц, прилетающих на наши кормушки; привлечь школьников других классов к практической природоохранной деятельности; закрепить понятия «зимующие птицы»; развивать интерес к живой природе; воспитывать экологическую культуру и любовь к труду.
Задачи: - изготовить кормушки и собрать корм для птиц;
-исследовать видовой состав зимующих птиц села Бычок;
-регулярно подкармливать птиц в зимний период;
-вести фотофиксацию и видеонаблюдения за повадками птиц во время прилёта на наши кормушки;
-привлечь внимание общественности и средств массовой информации к организации работы по сохранению видового разнообразия птиц, зимующих в Курской области.
Проектная деятельность: творческо – информационная.
Вид проекта: долгосрочный. Продолжительность проекта: ноябрь 2015-февраль 2016 года.
Объект исследования: зимующие птицы, посещающие кормушки около школы.
Ожидаемый результат: иметь представление о зимующих птицах, прилетающих к нашим кормушкам; привлечь родителей к изготовлению кормушек; знать, каким кормом и как подкармливать птиц; научиться вести дневник наблюдений; регулярно проводить фото и видео съёмку; уметь делать выводы.
Участники проекта: обучающиеся начальных классов МКОУ « Бычковская СОШ», родители, классные руководители.
Методы и приёмы: подкормка и наблюдение за птицами; сбор информации о них; самостоятельная работа с литературой; обработка собранной информации; творческая работа.
Глава I. Жизнь птиц зимой
С приходом первых холодов, люди закрепляют на деревьях кормушки, насыпают в них семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Зимой, в отсутствие насекомых, птички едят всё: и сало, и семечки подсолнуха, и крупу, и семена растений.
Зима - самое суровое время года, а для птиц очень тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей и сильных морозов. Когда ночная температура падает до -10 0С и ниже, синичка за ночь теряет до 10% собственного веса.
Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Ведь сытой птице и мороз не страшен. Помочь им в этом могут люди. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Регулярная ежедневная подкормка спасёт многих птиц.
Мы, обучающиеся Бычковской школы, каждый год участвуем в акции «Покормите птиц зимой!». Нам захотелось как можно больше узнать о наших пернатых друзьях, и какой корм они предпочитают? Нашими гостями в «птичьей столовой» были большие синицы, воробьи, сойки, дятлы, голуби, дрозды рябинники и синицы лазоревки (см. приложение 1слайд 1)
С помощью родителей и на уроках технологии отремонтировали 7 старых кормушек и изготовили 5новых самых разных видов (см. приложение 1слайд 2).
Все наши новые работы участвовали в конкурсе «Самая лучшая птичья кормушка 2016». Победителем конкурса стала Мамкина Ангелина с кормушкой, которую они сделали вместе с папой (см. приложение 1слайд 3).
Кормушки были развешены на территории школы с южной стороны, в тихих и защищенных от ветра местах (см. приложение 1слайд 4).
Мы ещё осенью заготовили корма для пернатых посетителей кормушек (см. приложение 1слайд 5).
Зимняя подкормка значительно снижает смертность зимующих птиц. В то же время такие птицы как синицы, скапливаясь у кормушек, не довольствуются только подкормкой. Они разыскивают яйца личинок и куколок взрослых зимующих насекомых, склёвывают семена растений.
Привыкнув к определенному району зимой, часть из них остается на гнездование поблизости от мест зимовки. Они «привязываются» к определенному месту, и весной, если не совьют на территории сада гнезда, то, как минимум, будут сюда возвращаться для охоты за насекомыми : т.е. за дополнительным питанием. Помимо этого, подкармливая птиц, мы помогаем сохранить их популяцию.
Вывод: большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую. Обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше, и следить за кормушками.
Глава II. Зимующие птицы нашего села
2.1.Большая синица(Parus major) – отряд воробьинообразных. Это самая крупная из синиц - белощекая, желтогрудая птичка с черной дорожкой, разделяющей грудку на равные части.
Уже с первыми осенними заморозками эти бойкие и шумные птички прилетают из окрестных лесов в города и деревни. Они вертятся по заборам, шмыгают на поленницах, кричат в тополях.
Синички вездесущи и любопытны, как дети. Ничто не ускользает от их цепкого взгляда. Чем ближе зима и холоднее становится погода, тем больше синиц является в город, в поселок, в деревню. Большая синица всеядна. Она отыскивает и поедает насекомых, раздалбливает семечки, летает по помойкам, добывая там кусочки пищи. Синицы любят долбить мерзлое мясо и сало, в голодное время они не брезгуют и заплесневелой коркой, где-нибудь у собачьей конуры (см. приложение 7 видео 1). Кстати, большая синица отнесена ко второму разряду лучших певцов. Её великолепные высвисты, теньканье и колокольчик приводят в изумление даже искушенных знатоков. Все синички очень полезны. Каждому человеку надо брать их под свою опеку, особенно в голодное зимнее время. Сделайте кормушку у своего окна, в саду, сыпьте туда остатки корма, семечки, хлебные крошки-синицы доставят вам много удовольствия своим видом и звонким голосом.
2.2.Синица лазоревка - необыкновенно милое существо, настоящая птичка-игрушка, и так же приятен её голосок, похожий на крик чижа, позыв «тю-пи, тю-пи». Песенка этой птички беднее, чем у большой синицы. По контрастному расположению пятен, по белым щекам похожа на большую синицу, но вдвое меньше её, грудка не желтая, а светло-серая без дорожки. Она жительница темных хвойных лесов и высоких ельников, которых, к сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше. Лазоревка никогда не живет в городе, только в деревне. Надо отметить, что из всех синиц она самая ласковая, ручная и доверчивая. Это единственная синичка, которая узнаёт хозяина и возвращается даже после годичной разлуки.
2.3.Дрозд - рябинник (Turdus pilaris) — распространённый вид европейских дроздов. Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири — до водораздела между Енисеем и Леной. Дрозд - рябинник — одна из крупных и нарядно окрашенных представителей своего рода.
Дрозда можно встретить везде, где только есть любые фрукты и ягоды и, конечно же, рябина. Зимой стаи дроздов рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной, облепихой и другими ягодами (см. приложение 7 видео 2). Дрозды - рябинники летают большими стаями и опустошают сады от замёрзших яблок; тем самым очищая территорию от будущей гнили. В тёплый период года, как показывают наблюдения, в подавляющем большинстве случаев рацион дроздов-рябинников состоит исключительно из червей. Причём, ими питаются не только взрослые особи, но и выкармливаются птенцы. Тем не менее, рябинник охотно употребляет в пищу практически всех беспозвоночных, которых находит в лесной подстилке, будь то жуки, личинки, многоножки, гусеницы или мокрицы2.
2.4.Домовый воробей (Passer domesticus)(Отряд Воробьинообразные, Семейство Воробьиные, Род Настоящие воробьи) Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв. Стоит поярче засветить и пригреть солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Веселое чириканье воробья известно всем, но петь он не может. Домовый воробей встречается решительно везде, где селятся люди и почва обработана под поля, сады и другие насаждения (см. приложение 7 видео 3, 3(1)). В чисто лесистых областях, вдали от людских поселений его нет, он селится только вблизи человеческого жилья. Окраска самца воробья серенькая, с тёмными пятнами на спине, на шейке - чёрное пятно. Самочки почти одноцветные - серовато-бурые, без ярких тонов и пятен.
Воробей – птица оседлая, неохотно покидающая места своих гнездований, причем весной отдельные пары любят возвращаться на свои старые гнезда, где-нибудь под крышей, за водосточной трубой, одним словом в укромном уголке. Иногда воробей гнездится и на деревьях и кустарниках вблизи жилья и обычно несколько гнезд бывает расположено недалеко друг от друга. Птица эта любит собираться большими стайками на отдельно стоящих деревьях, охотно купается в воде и копошится в пыли и песке. Старые воробьи ночуют где-нибудь около жилья под крышей или в дырах каменных стен, молодежь же, только что научившаяся летать, – обязательно на деревьях, что продолжается до поздней осени. Перед сном, собираясь стаями, они подымают большой шум своим многоголосным чириканьем.
Воробьи образуют пары фактически на всю жизнь. А жизнь у них не очень длинная: хотя отмечали и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9—21 месяцев.
Питается воробей всевозможными семенами, также ягодами и плодами, но не отказывается и от насекомых, в том числе и майских жуков. Птенцов кормит сначала гусеницами, а затем и крупными насекомыми. Поэтому в период же выкармливания птенцов они полезны уничтожением вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц. Птенцов воробей выводит дважды, а в некоторых местах трижды в год и гнезда свои устраивает поблизости от того места, где обычно ночует. Где воробьи уж слишком опустошают сады, приходится прогонять их выстрелами, но вообще эта птица мало пуглива, и отлично умеет отличать настоящую опасность от кажущейся3.
2.5.Сойка-пересмешница отряда воробьинообразные семейства врановые. Сойку иногда называют пересмешницей, это название закрепилось за ней, потому что она может подражать звукам других птиц и даже млекопитающим, иногда даже человеческим. Оперение у молодых птиц имеет больше рыжих цветов. Взрослые особи имеют цвет пера или светло коричневый, или светло серый. Снизу живота часто бывают белые перья, но иногда и просто светлые тона коричневого. Концы крыльев и хвоста перемешиваются цветами черного и белого. Всегда на крыльях есть синие перья, которые делают сойку очень красивой. Клюв птицы черного цвета, а лапы светло-розового и коричневого цвета. Сойку сложно рассмотреть с близи, так как птица очень пуглива и не любит, когда за ней наблюдают. Размеры сойки небольшие, в среднем длина их тела от 30 до 37 сантиметров, а вес достигает максимальных размеров в 200 граммов.
В питании сойка не очень перебирает и её можно отнести к всеядным птицам. Её рацион сильно меняется в зависимости от времени года, так как птица выбирает тот продукт, который есть в наличии в данное время. Они могут есть различных насекомых, их личинок, когда же сезон на них заканчивается, переходят на другой вид питания.
Могут есть яйца птиц и маленьких птенцов, ящериц, лягушек, мышей и других грызунов. Уже ближе к осени, когда поспевают зерновые посевы, сойка может питаться больше растительной пищей, это могут быть как зерновые, так и бобовые, ягоды, желуди (см. приложение 7 видео 4, 5). Сойке характерно прятать пищу про запас. Зимой она находит свои запасы продуктов и может спокойно питаться ими всю зиму. Кроме того, сойка — самый настоящий птичий кормилец. Она постоянно занята поиском и припрятыванием еды. Всё съедобное, найденное в мусорном ведре, в птичьей кормушке, даже в собачьей миске, будет тут же спрятано про запас в надёжное место — в щель забора, под кору дерева, в дупло. Этими запасами в тяжёлые времена питаются и другие птицы4.
2.6. Пёстрый дятел (лат. Dendrocopos) — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке. Помимо собственно рода Dendrocopos, дятлами также называют и других представителей семейства. Нередко селится в пределах населённых пунктов — в старых садах, парках, на кладбищах. Как правило, ведёт оседлый образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела (см. приложение 7 видео 6, 7). Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц, таких как синиц и мухоловок. Кроме того, он в большом количестве поедает лесных вредителей — тлю, гусениц бабочек и питающихся древесиной насекомых — усачей, златок, короедов, муравьёв и многих других. Если весной и летом основу рациона составляют животные корма, то осенью и зимой птица переключается на растительную пищу. В лесах с хвойными породами деревьев их основной корм — семена сосны, ели и лиственницы. Для долбления шишек используется «кузница», специально отведённое место — развилка дерева, щель в коре или отверстие, проделанное дятлом, в которое вставляется шишка. В южных широколиственных лесах дятлы употребляют в пищу орехи и плоды косточковых растений.
Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья. Яйца продолговатые, белого цвета. В кладке обычно 5—7 блестящих белых яиц. Насиживают поочерёдно обе птицы около двух недель. Птенцов поначалу не слышно, но ближе к вылету они становятся крикливыми и высовываются из гнезда. Вылет молодых в июне в возрасте около 3 недель.
Дятлы иногда используют в качестве барабана пустые консервные банки и куски железа для того, чтобы их барабанная дробь звучала достаточно далеко: так они призывают к себе других дятлов5.
2.7.Си́зый го́лубь (лат. Columba livia) — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби (Columba livia var. domestica). Во времена Великих открытий человек перевозил с собой всё своё имущество, в том числе и голубей. Впоследствии одичавшие голуби (Columba livia var. urbana) широко распространились в мире и стали, привычными обитателями больших городов и сельскохозяйственных ферм. Предпочтение отдаёт открытым пространствам, в том числе степным и пустынным регионам. Голуби селятся в нишах и в углублениях каменных и деревянных построек, занимая в первую очередь малодоступные или редко посещаемые человеком места.
Они легко адаптировались к жизни возле человеческого жилья, поскольку каменные постройки напоминают природные места обитания, а пищевые отходы служат надёжной кормовой базой в любое время года. У голубей, живущих в условиях дикой природы, туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя отчётливыми тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Оперение городских и сельских птиц, являющихся одичавшими потомками различных пород домашних голубей, может иметь различные оттенки от почти белого и охристого до фиолетово-чёрного, но обычно более тёмное и без какого-либо определённого рисунка. Крылья широкие, заострённые. Хвост закруглённый, обычно с тёмным окончанием и белой окантовкой по краям. Ноги имеют оттенки от розового до серовато-чёрного, у некоторых птиц частично покрыты перьями.
В природе птицы обычно живут не более трёх-пяти лет. Народные названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Вывод: видовой состав птиц в зимний период очень беден в нашей местности.
Глава III.Как смастерить кормушку для птиц и где повесить
Кормушка помогает птицам пережить трудные для них времена (например, зима, когда световой день короче). Устроить «птичью столовую» несложно. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды. Фантазия и креативное мышление помогут в создании кормушки своими руками. Материалом для неё может быть всё, что угодно: дерево, пластик, фанера, подручные средства (фара от машины, пакет из-под сока, тыква, пластиковая бутылка) и т. д… При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. В самом простом варианте это дощечка, с прибитыми по краям бортиками, чтобы еду не сдувало ветром. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить. Усложнение конструкции кормушки идёт, прежде всего, в направлении защиты пищи от непогоды и конкурентов.
Для защиты делают различные крышки, боковые стенки. Для того чтобы кормушка не оказалась западней, все отверстия должны быть сквозными и расположенными ближе ко дну.
Делая кормушки любых конструкций важно помнить главные правила:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее9.
Для изготовления нашей кормушки нам понадобится доска или влагостойкая фанера, размерами: длина 2 м, ширина 20 см, толщина 15-20 мм. Необходим также чертеж кормушки с детальными пропорциями, с помощью которого мы и будем вырезать все необходимые составляющие кормушки (рис. 1).
Крыша кормушки №1 – 2 детали 300х250 мм. Дно №2- 1 деталь 250х270 мм. Бортик длинный №4- 2 детали 230х25 мм. Бортик короткий №5- 2 детали 180х25 мм. Стойка №3- 4 детали 25х35мм. Итак, расчертили кормушку, вырезали из доски необходимые запчасти, теперь соединяем их между собой. Сделать это можно при помощи саморезов, гвоздей или клея.
Когда кормушка будет готова, обязательно покройте её лаком или олифой для прочности. И установите на дерево либо столб. В уже установленную кормушку следует засыпать корм.
Была организована выставка кормушек, учащиеся демонстрировали детям из других классов свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Во время занятий мы обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. С руководителями проекта на занятиях кружков «Юный исследователь» и….. тщательно изучили школьную территорию и решили закрепить кормушки на деревьях под окнами школы, чтобы удобнее было наблюдать за птицами и во время занятий и на переменах. Старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди нельзя, т. к. это может повредить деревьям. Места кормления должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. После морозов и метелей птиц на кормушках становится больше в разы.
Вешать кормушку лучше всего на южной стороне, на высоте 1,5-2 метра. Тем самым защитите ее от ветра и снега (у нас они развешены с юго- восточной и южной стороны школы) (рис.2), в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам. На деревьях мы устроили целый «ресторан» для пернатых. На одном дереве размещаем не одну кормушку, а несколько, а по краям развешиваем кусочки сала, пучки ягод. В этом случае одновременно сможет кормиться намного больше птиц, и наблюдать за ними интереснее.
Вывод: птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма, а человек может помочь им перезимовать, строя кормушки.
Глава IV.Чем кормить птиц зимой
Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. В зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что мы насыпаем в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.
В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать. Чем отличается кормление от подкормки? При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке – лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. На воле рацион птиц очень разнообразен. Например, перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянно полной кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу. Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит к заболеванию печени. Вместо пользы мы наносим птицам непоправимый вред.
Чем можно? Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Охотно кушают птицы и крошки хлеба (чёрного ржаного давать нельзя).
Лучше использовать измельченный чёрствый хлеб. Свежий на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.
Для снегиря и других зерноядных птиц с лета до осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д. Для свиристелей и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки.
...и чем нельзя? Птиц нельзя кормить солеными орешками, чипсами, кокосовой стружкой. В природе такой пищи нет, для птиц она вредна! Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсинов и лимонов), кожуру бананов, пряные продукты7.
Зимой птицам нужна калорийная пища: несоленое сало и маргарин. Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи. Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый «пирог для птиц». Его заливали в стаканчики из- под сметаны, когда застывала, развешивали на ветвях деревьев или кустов, так чтобы не добрались вороны и галки. Вот рецепт «Птичьего пирога» для птиц, который мы приготовили!
В кастрюле растопили маргарин. В пластиковые стаканчики насыпали слоями зерновую смесь и «Геркулес». Растопленным маргарином залили смесь. Выставили на холод. Когда «пирог» остыл и затвердел — угощение готово. Развесили прямо в стаканчиках на ветки деревьев.
На 5 стаканов зерновой смеси, состоящей из семечек подсолнечника, семян тыквы, дыни, арбуза, кукурузы, 300гр. «Геркулеса», нужно 3 пачки маргарина8.
Вывод: в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма: важно знать, чем можно кормить птиц зимой. Корм в кормушках должен быть свежим и разнообразным. Птиц в зимний период 2015-2016 года на территории школы стало больше.
Заключение
Экологическая работа в МКОУ «Бычковская СОШ» ведётся не первый год. Одно из направлений - забота о птицах в зимний период. Эта работа стала у нас в школе постоянной и систематической:
1. Во время внеурочного занятия «Юный исследователь» был устроен праздник «Зимующих птиц», на котором обучающиеся вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, подготовленные бабушкой Мамкиной Ангелины бывшей учительницей школы Шипиловой Н.В., пели песни, читали стихи, играли в различные игры (см. приложение 1слайд 6). Финальным аккордом торжества стало размещение кормушек на территории нашей школы.
2. Организовали в школе выставку «Самая лучшая птичья кормушка -2016». Активное участие приняли все ученики начальных классов нашей школы, родителями. Были сделаны оригинальные и легко выполнимые кормушки из различного сырья. Обучающиеся обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Победителем выставки стала Мамкина Ангелина ученица 1 класса.
3. По результатам наших наблюдений мы сделали буклет и памятку с рекомендациями по кормлению птиц в зимний период. Провели агитацию с ребятами школы, развесили и раздали памятки и буклеты прохожим на улице (см. приложение 1 слайд 7, см. приложение 7).
4. Написали о своей работе заметку в районную газету «Вести», которая была напечатана 9 ноября 2015 года (см. приложение 1 слайд 8).
5. Выпустили школьную газету «Покормите птиц!», где рассказали о своей работе, о том, как правильно помочь птицам зимой, что они любят, как смастерить кормушку (см. приложение 1 слайд 9).
6. Собрали загадки о зимующих птицах. Выпустили сборник загадок «Пернатые соседи» (см. приложение 3).
7.Провели мастер - классы по изготовлению открыток с изображением птиц и надписями: «Покормите птиц!» и игрушек из ниток в виде зимующих птиц, готовили угощение «Птичий пирог» (см. приложение 1 слайд 10).
8. Вели видео- и фотонаблюдение за птицами на кормушках, делали рисунки. Организовали выставку рисунков «Зимующие птицы нашего края» и фотоотчёт (см. приложение 7, 8).
9. Подготовили реферат «Горлица» о птицах, прилетавших к нашим кормушкам в 2015 году (см. приложение 10) .
10. Сделали презентацию к проекту «Пернатые гости наших кормушек»
(см. приложение 1).
11. Отчёт о своей работе выложили на сайт МКОУ «Бычковская СОШ».
В результате работы над проектом, мы узнали о птицах, зимующих в нашем селе, поняли, что пернатым в это суровое время года необходима помощь человека. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. В научно-познавательной литературе, интернет - ресурсах искали сведения о том, какие кормушки могут быть особенно удобными для пернатых. Ещё осенью, заготовили корма для птиц.
По результатам наших наблюдений, которые зафиксированы в дневнике наблюдений (см. приложение 8) мы теперь знаем, что кукурузой в зимний период охотно питаются сойки. Используя научную литературу, выяснили, что ежедневно в холода у кормушек кормилось около 40 синиц.
Эта работа принесла нам большую радость и удовлетворение. Мы участвовали не только в интересном, но и в очень полезном деле.
Вместе с учителями тщательно изучили школьную территорию и решили закрепить кормушки на деревьях под окнами школы, чтобы могли наблюдать за птицами и во время занятий и на переменах. Кормушки содержали в чистоте, чтобы они не стали источником болезни. Птицы возле кормушек появляются рано, поэтому корма засыпали с вечера в любую погоду. Каждое утро, приходя в школу, слушали веселый птичий гомон, казалось, что на школьную территорию слетелись голодные птицы со всех окрестностей. Наблюдать за пернатыми сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Поэтому чаще у нас получалось наблюдать, как птицы клюют зернышки и радуются человеческому участию из окна нашего кабинета, но были дни, когда мы вели фото и видеосъёмку.
В ходе проекта мы пришли к выводу:
1. Наши кормушки посещает 7 видов птиц: воробьи, большие синицы, синицы - лазоревки, голуби, дрозды - рябинники, сойки и дятлы.
2. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях оседлые и кочующие птицы.
3. Подкормка птиц в кормушках имеет большое значение для них.
4. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
5. При регулярной и длительной подкормке численность птиц увеличивается.
6.Количество птиц на кормушках, которые развешены на территории школы, особенно, увеличивается после снегопадов, когда пернатым становится трудно добывать корм из-под снега.
Все цели, которые мы ставили перед собой в период наблюдений, были достигнуты.
В ходе исследовательской работы было собрано много материала. Самую интересную информацию включили в проект «Пернатые гости наших кормушек». Имеющимися данными поделились со своими друзьями при защите проекта. С этой работой хотим участвовать в конкурсе «Покормите птиц!».
Хочется поблагодарить всех, кто оказал нам помощь в реализации проекта: родителей, учителя технологии Кочергина И.А., обучающихся 5 класса.
В будущем мы продолжим начатую работу, чтобы ещё больше узнать о других зимующих птицах нашего края.
Работая над проектом, мы поняли, что наша гипотеза полностью подтвердилась: регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках привела к увеличению числа посещающих их птиц.
Давайте вместе объединимся и встанем на защиту наших пернатых друзей! И пусть это будут не пустые слова!
Список источников литературы
1.http://www.perunica.ru/priroda/6811-zimnyaya-podkormka-ptic.html
2.http://xn----7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai/
3.http://allforchildren.ru/birds/bird33.php
4.http://p-shkola.by/ru/child_periodical/zoo?art_id=843
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/
6.https://ru-ru.facebook.com/notes/191988380876668/
7.http://www.perunica.ru/priroda/6811-zimnyaya-podkormka-ptic.html
8.https://ru-ru.facebook.com/notes/191988380876668/
9.http://www.livemaster.ru/topic/49374-kormushki-i-chem-kormit-ptits-zim
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»
Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...
Праздник "Гостья наша дорогая - Масленица"
Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными северными ночами. Но вот появ...
Внеклассное занятие "Гостья наша дорогая-Масленица"
Внеклассное занятие "Гостья наша дорогая-Масленица"...
Фольклорный праздник для учащихся начальной школы «Здравствуй, гостья наша дорогая - Масленица!»
Фольклорный праздник....
Внеурочная деятельность. Разработка занятия по теме "Птицы. Изготовление кормушек для птиц""
Методическая разработка внеурочного занятия с использованием технологии DASH. Работая в группах, учащиеся заполняют карты понятий, затем составляют кластер по теме "птицы". В конце занятия и...
Сценарий к мероприятию «Гостья наша — дорогая Масленица»
Сценарий к мероприятию «Гостья наша — дорогая Масленица»...
Проект «Пернатые гости наших кормушек»
Акция "Покормите птиц зимой!"...