Разнообразие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_raznoobrazie_rasteniy_3kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Лермонтова

Тема: « Разнообразие растений  »

                                                              Конспект урока окружающего мира с        

                                                               применением мультимедийного

                                                               оборудования

                                                              учителя начальных классов

                                                              МБОУ СОШ №4  г. Лермонтова

                                                              Ворчак Ирины Васильевны

2015 -2016 учебный год

Тема.  Разнообразие растений.  

Цели урока

1. Личностные:

- проявлять интерес к изучаемому материалу;

- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

2. Регулятивные:

- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;

- осуществлять самопроверку  ответов и взаимопроверку работ;

- оценивать правильность выполненного задания;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

 - ориентироваться в системе знаний (тема «Разнообразие растений), отличать полученные знания от новых;

-работать с информационным материалом – учебником , тетрадью , дополнительной литературой (самостоятельно находить материал и задания);

б) логические:

- анализировать, сравнивать растения, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), выделять их характерные особенности ;

в) воспитательные:

- формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать

4. Коммуникативные:

- читать вслух и про себя текст учебника и текст на экране;

- умение высказать свою точку зрения;

- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе);

- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник Г.Г.Ивченко «Окружающий мир», карточки-кроссворды, презентация «Разнообразие растений»

 

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

   

1. Вопросы и задания.

  • Что такое почва?
  • Как проверить , что в почве есть воздух?
  • Какие живые существа есть в почве?
  • Как они влияют на плодородие?
  • Что нужно делать для сохранения почвы ?
  1. Итог по проверке домашнего задания. Работа в парах.

      Кроссворд.     ( Слайд 3)

  • Слой земли, на котором растут растения.        
  • Одна из составных частей почвы  
  • Вещество, повышающее плодородие почвы.
  • Основное свойство почвы.

V.Распознавание частей растений. (Слайд 4)

Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

-На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую)   (слайд 4)

-На какие царства можно разделить всю живую природу?   (слайд 5)

-А какое царство мы будем  сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 6)

IV.  Сообщение темы и цели урока.

Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой     классификацией растений. (Слайд 7)

           Давайте подумаем, почему так говорят?  Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 8).

Давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает природу?  ( Биология).

От каких слов произошло это название? ( «Биос» - жизнь , «логос» -наука )

     

Учитель.  - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.

Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.

VI. Объяснение нового  материала.

1.О цветковых растениях расскажет  …...

Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела. ( Слайд 10)

Работа со слайдом.

Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?

2.Хвойные растения.

Учитель.Другая группа растений – хвойные растения.

Какие растения относятся к этой группе? (слайд 11, 12 ,13)

Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 15)

Чем они различаются? (слайд 16)

Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

3. О папоротниках расскажет …....   (Слайды 17, 18 )

          

Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

 4. О мхах расскажет …...( Слайды 19, 20)

            Мхи

               Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудившихся в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Мхи выделяют в отдельную группу , т. к. у них есть стебли и листья , но нет корней , цветов и плодов с семенами.

5. О водорослях расскажет …...(слайд 21)

Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

         Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от  гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

VII. Рубрика «Это интересно!      

         Кувшинка - одно из интереснейших растений Ставропольского края, встретить которое можно в Монастырском озере возле горы Бештау. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы.

Растения – хищники.( Слайд 23) Кувшинчик. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.

   Растение - паразит.       (Слайд 24)

        Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.

        Опасные растения. ( Слайд 25)

     Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. Встречается на территории Ставропольского края. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.

VIII. Растения – рекордсмены.

  Водоросли:  ( Слайд 27)

  • Самые древние растения на Земле.
  • Учёные утверждают, что водоросли появились более  500 миллионов лет тому назад.

 Эвкалипт:  ( Слайд 28)

       •     Одно из самых высоких деревьев.

       •     Высота дерева достигает 100 метров.

Ряска: ( Слайд 29)

  •  Одно из самых маленьких растений.
  •  На ногте ребёнка может поместиться  1-2 таких растений.

Самшит: (Слайд 30)

  • Самое твёрдое дерево на Земле.
  • Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
  • Выращивается в большом количестве в городе Лермонтове для озеленения  .

  Бамбук: ( Слайд 31)

  • Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае(в ботаническом саду) и в   дендрарии г. Сочи.
  • За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась  до облаков.

 Тыква: (Слайд 32)

  • Самый крупный плод.
  • Вес достигает более 90 килограммов.

  1. Итог урока. Так на какие же группы делится Царство растений?

Откройте тетради на с.36 и выполните задание №85.Заполните схему «Какие бывают растения».

Х. Домашнее задание .Для самых любознательных подготовить сообщение об одном из видов растений любой группы, используя дополнительные источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...